Папки-передвижки

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников «Юные писатели»

Светлана Стешина
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников «Юные писатели»

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (6–7 лет) «Юные писатели»

Срок реализации проекта – в течение 2019-2020 учебного года.

Публикация «Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников „Юные писатели“» размещена в разделах

Цель проекта : ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.

Участники проекта : Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

Тип проекта : Социально-педагогический, долгосрочный.

Продолжительность: 1 год.

Обоснование необходимости реализации проекта

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматической и правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамотности». Таким образом, книга занимает не последнее место в развитии речи ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей. Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. И кто, если не родители, заложат основу для формирования читательской компетентности ребенка. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.

Актуальность.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Основная часть

1. Цель и задачи проекта

Цель проекта : ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.

Задачи:

1. Сформировать интерес воспитанников к художественной литературе

2. Приобщение родителей воспитанников к семейному чтению литературы.

3. Расширять и активизировать словарный запас детей.

4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

7. Развивать творческие способности у детей.

2. Предполагаемый результат

1. Использование родителями семейного чтения, как средства всестороннего развития ребенка

2. Увеличение возможности и доступности участникам проекта взаимодействовать с социальными партнерами в вопросе формирования читательской компетентности. (Детская библиотека имени С. Я. Маршака).

3. Пробуждение у детей и родителей интереса к чтению художествен-ной литературы.

4. Положительная динамика речевого развития детей.

5. Формирование потребности в семейном чтении.

3. Виды, формы и направления деятельности, используемые в процессе реализации проекта

Формы работы

• Чтение художественной литературы в группе и семье.

• Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

• Театрализация произведений или их отрывков. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

• Тематические выставки литературы, самостоятельное рассматривание книг детьми. (сотрудничество с библиотекой имени С. Я. Маршака)

• Экскурсии, викторины, конкурсы проведённые совместно с социальными партнерами.

• Заучивание наизусть стихотворений, знакомство с писателями.

• Продуктивная деятельность. Создание книг своими руками на заданную тематику.

• Консультирование родителей по вопросам семейного чтения.

Основные принципы проекта

1. Принцип интеграции: использование чтения литературы, как средства познавательного и эстетического развития детей.

2. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Этапы реализации проекта

I этап – Диагностический: анкетирование родителей, беседы с детьми, мониторинг познавательно-речевого развития детей, определение уровня интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Срок: сентябрь.

II этап – Теоретический: составление плана работы по проекту, разработка планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми. Родительская школа (круглый стол по теме семейное чтение);подбор списка литературы, рекомендуемой к семейному прочтению; разработка положения о конкурсе «Лучшая презентация книги» Срок: октябрь-ноябрь.

III этап – Практический : реализация планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми. Оформление проекта. Срок: декабрь-май.

IV этап - Заключительный. Подведение итогов проекта., отзывы родителей, мониторинг познавательно-речевого развития детей. Срок: май.

Заключение к проекту "Юные писатели"

Данный проект может быть реализован в условиях большинства до-школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников, социальные партнеры. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.

Возможность распространения проекта на локальном уровне : внедрение проекта «Юные писатели» в других группах ДОУ.

На муниципальном и региональном уровнях: обмен опытом (размещение материалов на сайте ДОУ); распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет.

Список использованной литературы.

1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы; Вентана-Граф - Москва, 2010.

2. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2008.

4. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности; Мозаика-Синтез - Москва, 2012

6. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок; Мозаика-Синтез - Москва, 2005.

7. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2004.

8. Дубинина Т. Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у до-школьников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.

9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду, «Просвещение», 1977.

Приложение 1

Перспективный план работы с детьми и родителями, в рамках реализации проекта «Юные писатели»

Сентябрь. Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книгам. Приобщение родителей к семейному чтению. Экскурсия в детскую библиотеку имени С. Я. Маршака. Оформление семейных абонементов, подготовка списка рекомендуемой к прочтению детской литературы. Знакомство с видами книг, беседы о значении книг для людей, рассказывание о своих любимых сказках.

Октябрь. Красная книга глазами детей. Формирование представлений о животных и растениях, нуждающихся в защите человека. Воспитание интереса к книгам о природе и животных. Формирование предпосылок к экологической грамотности. Выставка литературы для детей и родителей, экскурсия в краеведческий музей г Саранска. Выставка книг, изготовленных детьми и родителями «Красная книга глазами детей». Чтение и рассматривание книг о природе родного края и страны, составление рассказов, загадок о животных.

Ноябрь. Книга «О маме». Знакомство с произведениями о семье, маме. Воспитание уважительного отношения к родным людям. Формирование умения создавать образ мамы в рисунках, рассказах. Создание книг самоделок детьми и педагогами к празднику «День матери». Чтение и инсценировка произведений о семье. Составление рассказов о маме.

Декабрь - январь. Новогодние приключения. Знакомство с новогодними традициями через рассматривание и чтение художественной литературы. Развитие фантазии, воображения, подробное знакомство с профессиями писателя, художника-иллюстратора, редактора. Выставка литературы для детей и родителей «Что та-кое новый год», изготовление семейных поделок с использованием литературных источников. Презентация книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка». Заучивание и инсценировка стихотворений «Новогоднее происшествие» В. Берестова и др.

Совместное написание сказки детьми и педагогом, оформление книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка».

Февраль. Защитники Отечества. Закрепление знаний о том, кто такие защитники отечества, знакомство с героизмом русских солдат и простого народа во время войны, через чтение художественной литературы, развитие познавательно-речевой активности. Посещение тематического мероприятия в детской библиотеке имени С. Я. Маршака. Чтение стихотворения произведений, заучивание стихотворений, составление своих рассказов об армии, солдатах.

Март. «Чудеса Семейного чтения». Побуждение родителей к семейному чтению, совместной продуктивной деятельности с детьми. Уточнение сформированности у детей способности понимания литературных произведений. Проведение конкурса презентаций наиболее понравившейся книги из рекомендованного списка литературы (совместно с Детской библиотекой имени С. Я. Маршака). Беседы «Моя любимая книга», «Мой любимый герой». Выставка иллюстраций к любимым сказкам.

Апрель Театр и книга. Формирование понимания о взаимосвязи театра и литературы, умения сравнивать театральные постановки с литературными произведениями, знакомство с понятиями народная и авторская сказка. Совместное посещение театра. Просмотр спектакля «Гуси-лебеди». Чтение, рассказывание русских народных сказок, их драматизация.

Май. Мы «Юные писатели». Закреплять умение придумывать, фантазировать в рамках литературных произведений, развивать познавательно-речевую активность. Спектакль для родителей «Заюшкина избушка»,

Спектакль для детей (с участием родителей). Продумывание сюжета сказки на новый лад совместно с детьми, драматизация.

Приложение 2

Анкета для родителей

1. Читают ли в вашей семье книги?

___

2. Считаете ли вы необходимым приобщение детей к чтению художественной литературы?

___

3. Читаете ли вы книги своим детям?

___

4. Посещаете ли вы библиотеку?

___

5. Какую книгу вы прочли ребенку в этом месяце?

___

6. Считаете ли вы, что чтение художественной литературы способствует познавательному развитию вашего ребенка и развитию его ре-чи?___

7. Нужна ли вам помощь в подборе литературы для чтения де-тям?___

8. Хотите ли вы посещать совместные мероприятия, направленные на приобщение вашего ребенка к художественной литературе и познавательно речевое развитие детей?

Публикации по теме:

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-развлекательная игра для старших дошкольников «Что, где, когда». Тема «Моя Родина — Междуреченск»Познавательно-развлекательная игра для старших дошкольников «Что, где, когда». Тема «Моя Родина — Междуреченск» В рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, мною разработана игра, на закрепление усвоенного материала, представляю.

Познавательно-речевой проект «Известные животные — знакомые незнакомцы» (фотоотчет)Познавательно-речевой проект «Известные животные — знакомые незнакомцы» (фотоотчет) На прошлой неделе у нас в детском саду завершился познавательно-речевой проект «Известные животные – знакомые незнакомцы». Этот проект был.

Познавательно-речевой проект в старшей группе «Транспорт». ФотоотчетПознавательно-речевой проект в старшей группе «Транспорт». Фотоотчет В начале февраля у нас в детском саду прошла тематическая неделя «Транспорт». В старшей группе в рамках тематической недели был реализован.

Познавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольниковПознавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольников С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле,.

Спортивное развлечение для старших дошкольников «Юные пожарные на учениях»Спортивное развлечение для старших дошкольников «Юные пожарные на учениях» Спортивное развлечение в старшей группе «Юные пожарные на учениях»Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников «Юные писатели»
Опубликовано: 14 июля 2020 в 21:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД