Получи документы

Проект по развитию речи в старшей группе «По следам сказок»

Оксана Золотухина
Проект по развитию речи в старшей группе «По следам сказок»

1. Паспорт проекта

Тема проекта : «По следам сказок»

Тип проекта : творчески-информационный, игровой

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель

Актуальность проекта :

Публикация «Проект по развитию речи в старшей группе „По следам сказок“» размещена в разделах

Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Играя в сказку, устраняются проблемы в речи, расширяется словарный запас, совершенствуется лексико – грамматическая структура, связная речь.

Для повышения интереса к сказке, любви к чтению, для развития речи детей мной был разработан проект «По следам сказок»

Цель проекта : формирование интереса у детей к сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие связной речи детей старшего возраста посредством сказки.

Задачи:

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.

2. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров при передачи содержания сказок.

3. Совершенствовать связную, диалогическую речь, расширять словарный запас

4. Воспитывать добро, справедливость, партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

5. Привлечь родителей к совместной деятельности

Ожидаемые результаты:

• Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание сказок.

• Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают писателей – сказочников : К. И. Чуковского, Ш. Перро, Х. К. Андерсена, С. Михалкова, А. С. Пушкина и др.

• Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.

• Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.

• Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

• Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.

• Повышение компетенции, грамотности родителей в вопросах речевого развития детей старшего возраста посредством сказки

• Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Приемы руководства деятельностью детей:

Для реализации проекта используются следующие методы : наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).

Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.

Материально-техническое обеспечение проекта :

Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной, музыкальных произведений, конспекты ООД с детьми, картотека дидактических игр, подборка бесед, наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, различные виды театра. Использование ИКТ: Музыкальный центр, СD – диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера.

Продукт проектной деятельности :

Уголок: «Театральный уголок», «Книжный уголок»;

•Мини-музей «В гостях у сказки»;

Лепбук: «В гостях у сказки»;

•Показ сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей младшей группы;

Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».

Этапы реализации проекта :

I– подготовительный (аналитический);

II – основной (реализация намеченных планов)

III – заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).

1этап подготовительный (постановка проблемы).

Работа с детьми:

• Диагностика.

• Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

• Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного материала.

• Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

• Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.

Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки

• Оформление книжного уголка в группе.

Разработка ОД;

• Разработка бесед;

Создание картотек: дидактических игр, подвижных игр, пальчиковых игр;

• Подборка художественной литературы.

Работа с родителями:

• Информация для родителей о предстоящей деятельности;

• Анкетирование родителей целью определить уровень их компетентности в вопросе о значении сказок в развитии речи ребенка;

•Разработка консультаций для родителей.

2 этап основной (реализация намеченных планов).

Планирование в рамках реализации проекта по областям

Социально – коммуникативное развитие

1. Беседа «Чему нас учат сказки

Программное содержание: Раскрыть сущность полярных понятий «добро и зло» и эмоций, которые им соответствуют. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях сказок. Дать понятие, что каждый человек красив душой по-своему, что каждый человек может творить добро и зло. Развивать в детях такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание.

2. Беседа «Герои сказок – какие они

Программное содержание: расширение знаний детей о характере героев; учить называть отличительные черты героев, называя положительные и отрицательные качества; учить описывать поступки и объяснять из значение; способствовать воспитанию правильного поведения, чувства сострадания к слабым, желанию помочь.

3. Беседа «Добро и зло в сказках»

Программное содержание: Продолжать знакомить с понятиями «добро» и «зло» (добро всегда побеждает зло); учить правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

4. Тема: Чтение русской народной сказки «Лев, щука и человек».

Программное содержание: Учить прислушиваться к советам друзей, не забывать об осторожности, не доверять безоговорочно новым знакомым и не рисковать собой без оснований к этому.

Дидактические игры:

«Разыграй свою сказку»

«Расскажи сказку по серии картинок»

«Составь сказку»

«Назови сказку»

«Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям)

«Что сначала, что потом»

«Из какой сказки пришёл герой (героиня?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя)

«Из какой сказки волшебная вещь

«Подбери иллюстрацию к сказке»

«Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, пазлы)

«Узнай по описанию»

«Путаница»

«Доскажи словечко» (загадки о сказках)

«Собери сказку из частей»

«Какое настроение у сказочного героя

Кубики «Любимые сказки»

Игры – драматизации по сказкам

«Колобок, «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»

Познавательное развитие

1. Тема: Знакомство с русской народной сказкой.

Программное содержание: Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание их читать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

2. Тема:

Речевое развитие

1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Программное содержание: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработк О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

2. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь»

Программное содержание: Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей.

3. Тема: Рассказывание сказки «Лиса и кувшин».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки.

4. Тема: Сказки, придуманные детьми.

Программное содержание: Учить детей самостоятельно придумывать сказки из личного опыта. Развивать творческое воображение, фантазию.

Рассказывание сказок по иллюстрациям :

«Три поросенка»,

«Гуси-лебеди»

Цель: Учить пересказыванию знакомых сказок с опорой на иллюстрации, Развивать связную речь, зрительное восприятие.

Чтение художественной литературы

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);

«Царевна – лягушка» (обр. Булатова);

«Хлебный колос» - А. Ремизов;

«Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;

«Финист – ясный сокол» - р. н. сказка;

«Случай с Евсейкой» - М. Горький;

«Двенадцать месяцев» (пер. С. Маршака);

«Серебрянное копытце» - П. Бажов;

«Доктор Айболит» - К. Чуковский;

«Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;

«Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро;

«Доверчивый ежик» - С. Козлов;

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого);

«Царевна – льдинка» - Л. Чарская;

«Дюймовочка» - Х. Андерсен;

«Цветик – семисветик» - В. Катаев;

«Тайна третьей планеты» - К. Булычев;

«Волшебник изумрудного города» (главы) – А. Волков;

«Собачкины огорчения» - Б. Захадер;

«Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество) :

Рисование:

«Любимый сказочный герой»;

«Жар – птица» по сказке «Конёк – горбунок» П. Ершов;

«Конёк – горбунок»;

«Бабушкины сказки»;

«Царевна-лягушка».

Лепка по мотивам народных сказок «Бабушкины сказки».

Аппликация:

«Перо Жар – птицы»;

«Царевна - лягушка»;

«Избушка на курьих ножках»;

«Билеты в театр».

Конструирование из строительного материала

«Сказочные замки».

Физическое развитие

• НОД по физкультуре «Колобок»

• НОД по физкультуре «Кто в теремочке живет?»

• Динамические паузы «Буратино», «Колобок», «Мышка», «Бабушка Яга»

• Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки»

Работа с родителями

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

• Анкетирование для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

• Папки – передвижки для родителей:

«Как устроить домашний театр для детей?»

«Воспитание сказкой»

«Виды театров»

«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Консультации для родителей:

«Значение сказки в жизни ребенка»

«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»

Родительское собрание: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

• Акция «Подари книгу – сказку»

• Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра).

• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

Предметно развивающая среда

• Театральный уголок;

• Лепбук «В гостях у сказки»;

• Книжный уолок;

• игрушки для разыгрывания сказочных ситуаций;

Познавательная информация для детей:

• Иллюстрации к сказкам;

• Картотека иллюстраций «Русские народные сказки»;

• Дидактические карточки настольно-печатные игры для ознакомления со сказками, сказочными героями;

Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр;

Центр литературы: Сборник русских народных сказок; сборник авторских сказок;

Познавательно-игровые задания:

Последовательные картинки;

• Что перепутал художник;

• Карточная викторина;

• Разрезные картинки.

Альбомы:

«Мнемотаблицы»;

«Загадки по сказке»;

«Картотека сказок»;

3 этап: Итог проекта

Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

Была создана предметно – развивающая среда : театральный уголок, книжный уголок, лепбук «В гостях у сказки», тематические альбомы.

Подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты ОД, бесед, игр.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

Список используемой литературы:

1) Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010.

2)Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка : проблемы диалога. – М., 2002.

3)Сомкова О. Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка // Дошкольная педагогика. 2008. № 1

4)Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З. А. Курбатовой, Н. М. Стариковой, Ю. А. Модлинского, М. Ф. Шефченко. – Харьков: Фолио; М. : ООО «Издательство АСТ». 2000.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература. Цель: закрепить знания детей о русских.

Фотоотчёт о выставке новогодних поделок в подготовительной к школе группе «По следам любимых сказок»Фотоотчёт о выставке новогодних поделок в подготовительной к школе группе «По следам любимых сказок» По уже давно сложившейся традиции накануне новогодних утренников в детском саду, воспитатели всех групп организуют выставки новогодних поделок.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок» Задачи: Образовательные: учить узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям, предмет расширить словарный запас;.

Конспект ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности «По следам любимых сказок»Конспект ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности «По следам любимых сказок» Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности на тему «По следам.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» Цель и задачи: — создать условия для закрепления знаний детей о русских народных сказках; — создать условия для формирования умения узнавать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе.Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе. Актуальность проекта и постановка проблемы В этом году 22 октября исполнилось 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. Самуил.

Проект «По страницам сказок К. И. Чуковского» в старшей группеПроект «По страницам сказок К. И. Чуковского» в старшей группе Актуальность Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи в старшей группе «По следам сказок»
Опубликовано: 29 января 2022 в 13:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД