Лучший педагог года 2022

Проект по трудовому воспитанию «Расти росток»

Валентина Васильевна
Проект по трудовому воспитанию «Расти росток»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 114

Подготовила: Чучкалова Валентина Васильевна

Паспорт проекта:

ТИП ПРОЕКТА: познавательно - практический.

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.

ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ: ребенок и природа

ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЕКТЕ: исполнитель.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

• воспитанники 4- 5 лет;

• воспитатели;

• родители.

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: две недели

Продукт проекта: Сборник моделей трудовых процессов

«Способы ухода за комнатными растениями»

Актуальность

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Д. Радович

В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Возрастные особенности развития детей от четырёх до пяти лет

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.

Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Гипотеза проекта

Если в процессе трудовой деятельности знакомить детей с комнатными растениями, способами выращивания и ухода за ними, то это будет способствовать формированию навыков и умений по уходу за комнатными растениями и осознанного правильного отношения к объектам живой природы.

Цель проекта:

Формирование навыков ухода за комнатными растениями, осознанного правильного отношения к объектам живой природы (комнатные растения) в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

Повысить уровень экологической культуры и знаний по теме «Комнатные растения».

Сформировать навыки и умения по уходу за комнатными растениями.

Обогатить словарный запас детей

Учить сравнивать растения, находить сходства и различия во внешних признаках (комнатных растений и растений, растущих на улице).

Развивать интерес к строению, развитию и росту растений, наблюдательность, любознательность, речь, мышление, память.

Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями

Развивать эстетическое восприятие

Воспитывать желание детей заботиться о комнатных растениях и ухаживать за ними, любовь к красоте и живой природе.

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям через исследовательскую деятельность.

Этапы и сроки реализации:

1. Организационно-подготовительный.

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, дидактических материалов. Составление тематического планирования мероприятий.

2. Аналитический.

Разработка мероприятий в соответствии с тематическим

планированием. Создание тематических альбомов.

Организация творческой деятельности воспитателей,

детей.

3. Практический.

Проведение бесед, рассматривание иллюстраций,

тематических альбомов, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность родителей совместно с детьми, сюжетно – ролевые, дидактические, хороводные игры, п/игры.

4. Заключительный

Обобщение результатов работы. Анализ деятельности.

Формы работы:

• Рассказ (составление описательных рассказов);

• беседы «Для чего нужны комнатные растения и какую пользу они приносят»; «Что необходимо растениям для их роста и развития»; «Как правильно ухаживать за комнатными растениями»и др.);

• чтение детских художественных произведений;

• сюжетно - ролевые игры;

• чтение стихотворений, загадывание загадок;

• рассматривание иллюстраций, создание презентаций;

• слушание музыкальных произведений;

• дидактические игры и упражнения;

• сюжетно/ролевые игры;

• продуктивная деятельность детей;

• пальчиковая гимнастика;

• исследовательская деятельность.

• подвижные игры.

Тематический план работы

Сроки Мероприятия

Декабрь (1 неделя)

1. Беседы «Для чего нужны комнатные растения и какую пользу они приносят»; «Что необходимо растениям для их роста и развития»; «Как правильно ухаживать за комнатными растениями».

2. Дидактическая игра «Расскажи о цветке по схеме»; «Какого цветка не стало?»; «Угадай растение по описанию»

3. Чтение: Т. Генина «Герань», Г. Ракова «Фиалка», «Фикус», «Бегония», сказка «Колючий лилипут», (беседа по содержанию произведений).

4. Художественное творчество «Герань» (аппликация); «Красивый цветок» (лепка)

5. Подвижная игра «Солнышко и дождик»; «Цветы и ветер»

6. Рассматривание «Цветы на подоконнике» О. Александрова

(беседа по картине)

7. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»

8. Просмотр мультфильма «Цветик - семицветик» (беседа)

9. Слушание «Вальс цветов» П. Чайковский (беседа).

10. Презентация «Комнатные растения, увлажняющие воздух» (беседа)

11. Опытно – экспериментальная деятельность «Как дышат комнатные растения?».

12. С/р игры «Цветовод»; «День рождения».

13. Труд в уголке природы «Рыхление и полив комнатных цветов»

Декабрь (2 неделя)

1. Беседы: «Как размножаются, и что произойдет, если не поливать растения»; «Какие комнатные растения живут у нас в группе и у вас дома?»; «Какой садовый инвентарь мы знаем?»

2. Дид/игра «Собери цветок».

3. Чтение: Словацкая сказка «У солнышка в гостях»; Н. Нищева «Комнатные цветы»; О. Аленкина «Кактус»; Б. Ферпер «Бегония».

4. Подв/игра «Кто быстрее посадит цветы», «Растения»

5. С/р игра «Цветочный магазин»

6. Рассматривание «Фиалки» А. Шилов;

7. Художественное творчество «Мой любимый цветок» (рисование)

8. Просмотр мультфильма «Дюймовочка» (беседа)

9. Опытно – экспериментальная деятельность «Зачем растениям нужен свет?».

10. Пальчиковая гимнастика «На окне цветок колючий»

11. Труд в уголке природы «Протирание, опрыскивание комнатных растений»

12. Слушание «Подснежник» П. И. Чайковский

13. Художественное слово: «Загадки о комнатных растениях»

Ожидаемые результаты:

Расширились знания и представления дошкольников о комнатных растениях.

Научились различать комнатные растения, называть их; находить у них листья, стебли, цветы, корень; замечать удивительную красоту окраски и формы листьев, цветков, бутонов.

Сформировались понятия: растения живые, им нужны хорошие условия — почва, питательные вещества, вода, тепло, солнечный свет.

Овладели умением ухаживать за «Зелёными друзьями» - поливать, опрыскивать, рыхлить почву, протирать листья, убирать сухие, вянущие листья. Получили информацию о том, что комнатные растения приносят пользу: очищают воздух, выделяют кислород.

Созданы условия для ознакомления детей с природой.

Дети стремятся соблюдать экологические правила поведения в природном окружении, в быту.

Сформировалось положительное отношение между детьми и педагогом во время совместной творческой работы.

Работа над проектом способствовала формированию у детей правильного экологического мировоззрения «Растения - наши друзья. Люди, будьте милосердны к природе, берегите каждый листочек, каждую травинку, каждый цветочек, каждый кустик, каждое деревце, т. к. они часть будущего нашей планеты!».

Пополнили словарный запас.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Расти семечко, расти!»Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Расти семечко, расти!» Цель: формировать познавательно – исследовательские способности у детей; показать детям, что необходимо для роста растений (вода, свет,.

Конспект совместной деятельности по трудовому воспитанию в средней группе «Посадка герани»Конспект совместной деятельности по трудовому воспитанию в средней группе «Посадка герани» Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений. Задачи: Образовательные: • Уточнить знания о том, из чего можно вырастить.

Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Поделки из овощей»Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Поделки из овощей» Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе. «Поделки из овощей» Программные задачи: 1. Обобщить знания об овощах 2. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по трудовому воспитанию «Расти росток»
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 07:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 января. День рождения автомобиля

 Сегодня весь мир отмечает день рождения самого распространенного транспортного средства, являющегося другом и помощником человека. Дата празднования выбрана неслучайно — в этот день 138 лет назад...

29 января. День Первооткрывателя в России

День Первооткрывателя был учреждён в России в 2017 году, в ознаменование важного события – открытия 29 января 1820 года нового континента Антарктида русскими мореплавателями под командованием...


Горячие темочки