Получи документы

Проект по экологии «Юный эколог»

Наталья Куртукова
Проект по экологии «Юный эколог»

Муниципальное Казенное учреждение

Детский дом «Остров надежды»

Проект по экологии

«юный эколог»

г. Новокузнецк

Актуальность проекта

Каникулы — латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. Случайно или не случайно так назвали люди перерыв в занятиях на свободное от занятий время? Наверное, не случайно такое отождествление. В созвездии дней учебного года летние каникулы — самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде — клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы- всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в детском саду, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Публикация «Проект по экологии „Юный эколог“» размещена в разделах

Каникулы — это время человеческой фантазии, творчества, реализации планов и проектов.

Таким образом, летнее время препровождение — это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личном плане лето- более напряженный период, чем зима.

Объясняется это следующим:

- летом детский сад уже не имеет ведущей роли;

- летом в социальном пространстве ребенка преобладает общение со сверстниками;

- летом у ребенка меняются виды деятельности.

При создании проекта летней занятости детей дошкольного возраста необходимы были достаточно простые, но и вместе весьма важные основания:

-летний отдых служит детям для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;

-у детей формируется представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

- форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива, создает основу для развития социального интеллекта ребят и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;

- большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения детей.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания — следствие из вышесказанного.

Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей деятельности экология — это не просто наука, это новое мировозрение. Человек — не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.

Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самооценки. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формируются задачи экологического воспитания :

1. Понимание самооценки природы.

2. Осознание себя, как части природы.

3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5. Воспитание активной жизненной позиции.

6. Обучение азам экологической безопасности.

7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

9. Подведение к поминамию неповторимости и красоты окружающего мира.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предлагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры.

Цели и задачи

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания т. д.)

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Особенно, что касается детей подростков из семей находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, детей оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в социальной реабилитации. Поэтому нас волнует вопросы воспитания здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и развитие в них творческих способностей. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдавать свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Цель данного проекта :

осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире,

формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья,

формирование начала экологического мировозрения и культуры.

Задачи:

Проект предусматривает решение следующих задач:

-Создание условий для подготовки детей 6-8 лет в летний период к восприятию основам экологии;

-Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, творческую, коммуникативную, игровую;

-Приобретение детьми личного опыта приобщения к основам экологической культуры;

-Приоритетное направление в работе — привитие навыков бережного (неразрушающего)

обращения с предметами и явлениями;

-Создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка.

Ожидаемые результаты

При активном участие детей и взрослых в реализации проекта предполагается, что у каждого ребенка возникает чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, поможет детям в формировании коммуникативных умений, а также формированию осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. Участие в спортивных мероприятиях должно способствовать развитию у школьников интереса к занятию физкультурой и спортом, привитию навыков здорового образа жизни.

Правильно организованная жизнь ребят поможет выработке навыков ручного и общественно-полезного труда.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предлагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно с любовью относится к своей малой Родине и окружающей природе.

Предполагается, что время, проведенное летом не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в продолжении реализации данного проекта.

Оценка результатов

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает:

-формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. Опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний :

*знания о мире животных;

*знания о растительном мире;

*знания о неживой природе;

*знания о временах года.

Методы диагностики:

*Дидактическая игра «Маленькие помощники»

*Дидактическая игра «Что растет в огороде?»

*Викторина «Природа — наш друг»

*Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

*Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»

* Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает в себя:

*расстановку кадров

*комплектование группы, разработку документации.

II. Организационный этап:

*выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

*формирование законов и условий совместной работы;

*подготовку к дальнейшей деятельности по проекту.

III. Основной этап включает реализацию основных положений проекта.

Педагоги, дети, общественные организации — организаторы проекта :

*познают, отдыхают, трудятся;

*делают открытия в себе, в окружающем мире;

*участвуют в проведении мероприятий;

*учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

*развивать способность доверять себе и другим;

*укрепляют своё здоровье.

Во время реализации проекта воспитанники под руководством воспитателей и специалистов оформляют групповой уголок, выставки рисунков, поделок, фотовыставки.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ.

Направление работы

1. Коллективно-творческая деятельность:

*подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей.

2. Продуктивная деятельность:

*участие детей в работе творческих мастерских;

*ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории и здания детского дома.

3. Игровая деятельность:

*интеллектуальные, спортивные игры.

4. Оздоровительная деятельность:

*ежедневная утренняя зарядка;

*ежедневное участие несовершеннолетних в спортивных соревнованиях;

*участие детей в различных мероприятиях;

*воздушные ванны и водные процедуры.

5. Психологическое направление:

*работа педагогов -психологов по оказанию социально-психологических услуг намеченному плану с каждым ребенком;

*создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;

*организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.

Детский коллектив, как институт воспитания, играет особую роль в процессе социализации ребенка, где педагогическое воздействие представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе её включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, трудовой деятельности.

Любое проводимое мероприятие, будь то групповое или общее, способствует развитию организаторских навыков, стимулирует творчество и инициативу, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности детей в общении, создает благоприятные условия для развития дружного детского коллектива.

Основными задачами педагога в данный период является:

*способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и поиску своего места в нарождающемся обществе, адекватному этим качествам;

*помочь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;

*содействовать успеху творческого поиска;

*вводить на нравственную оценку общей ситуации, учить анализу и самоанализу;

*увлекать способами и методами самовоспитания, саморазвития, самоформирования.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем данный проект можно использовать в учебное время, включив в план воспитательской работы для экологического образования дошкольников, дополняя знания детей в соответствии с уровнем развития.

Сроки реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 30 календарных дней.

Весь месяц детей ждёт калейдоскоп интересных занятий и спортивных мероприятий. Ежедневно запланированы беседы, практические работ, игры, спортивные состязания.

Целевая группа проекта

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой»

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-этических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Проект состоит из 7 блоков. В первом блоке «Лаборатория неживой природы» дети знакомятся прежде всего, в ближайшем окружении.

Во втором блоке «Маленькие огородники»

дети знакомятся с героями «Театра овощей», которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.

В третьем блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.

Четвертый блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.

В пятом блоке «Метеобюро: народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.

Шестой блок «Растения — фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, способами хранения.

В седьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.

Реализация проекта предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Содержание проекта рассчитано на курс 30 дней. Работа с детьми проводится ежедневно. Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказам, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.

Тематический план

Наименование мероприятия

Краткое описание

I блок «Лаборатория неживой природы»

1

Игра -беседа «Вода- волшебница»

Выявление свойства воды.

2

Ветер по морю гуляет

Практическая работа по выявлению свойства воздуха.

3

«Что в коробке?»

Знакомство со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

4

Эксперимент «Горячо-холодно»

Определение на ощупь температуры воды, предметов.

II блок «Маленькие огородники»

5

Путешествие земляного червячка

Знакомство детей с земляным червячком. Его значение для жизни растений.

6

Знакомься — огурец!

Знакомство детей с тем, как выращивать огурцы.

7

В гостях у синьора помидора

Знакомство с тем, что любит помидор.

8

Как угодить перцу?

Знакомство детей с тем, как ухаживать за перцем.

III блок «Защитники природы»

9

Экологический трудовой десант «Чистота спасёт мир»

Субботник по благоустройству территории детского дома.

10

Кто охраняет природу?

Знакомство с деятельностью государственных и общественных природоохранных организаций.

11

Спортивные соревнования «Экологические забеги»

Соревнования, в которых дети осваивают способы передвижения некоторых животных (гусеница, пингвин, черепаха, лягушка и др.)

12

День экологии

Путешествие по страницам: Бабушка-загадушка; Пословица недаром молвится; С песней весело шагать; Где чей дом; Зеленый патруль.

13

В гостях у Лесовичка

Экскурсия по экологической тропе. Знакомство с обитателями.

IV блок «Мастерская природы»

14

Берегиня

Изготовление поделок из бросового материала.

15

Творческая мастерская Берендея

Изготовление поделок из природного мтериала.

16

Клуб юных художников

Рассматривание картин художников-пейзажистов. Рисование природы участка.

17

Песочные струйки

Занятие -практикум «Можно ли рисовать песком?»

18

Удивительное под ногами

Исследовательский проект «Может ли камень быть изобразительным материалом?»

V блок «Метеобюро: народные приметы»

19

Игра «Знатоки народных примет»

Конкурс: кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений.

20

Библиотечка «Растения и животные в народных приметах»

Экологическая лаборатория. Изготовление детьми собственных книжек-малышек.

21

Экскурсия «Знакомые незнакомцы»

Знакомство с растениями-барометрами.

22

Беседа «Приборы - помощники»

Уточнить представление детей о термометрах, знакомство с водным. Упражнять в измерении температуры воздуха, воды.

VI блок «Растения- фитотерапевты»

23

Беседа «Жалобная книга природы»

Знакомство детей с растением мать-мачеха.

24

Фитобар «Душистая мята от всех болезней приятна!»

Знакомство детей с растением мята, отвар мяты.

25

Экскурсия по экологической тропе «Великий путешественник»

Знакомство с подорожником.

26

Беседа «Могучий доктор»

Знакомство с растением девясил, его лекарственными свойствами.

27

Акция «Необычное семечко»

Рассказ и заготовка семян календулы.

VII блок «Цветочное наслаждение»

28

Мастерская царицы Флоры

Составление фитокомпозиций из природного материала.

29

Портрет растения

Подготовка и презентация мини -проектов о садовых и луговых растениях.

30

Бал цветов

Музыкальное развлечение

Публикации по теме:

Детское объединение «Юный эколог» Пояснительная записка Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится.

Доклад из опыта работы ДОУ по программе С. Н. Николаева «Юный эколог» В 30-е гг. хх в. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению,.

Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог»Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино»р. п. Пильна, Нижегородская область Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» Воспитатель.

Образовательная услуга сверх базового компонента «Юный эколог» Задачи: • подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы; • воспитание желания бережно относиться к своему здоровью; •.

Проект «Юный гражданин» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Космос» города Балашова Саратовской области».

Проект «Юный олимпиец» Паспорт проекта «Юный олимпиец» МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок» Полное наименование проекта. «Юный олимпиец» Авторы проекта Примак Н. А,.

Программа творческого объединения «Юный эколог» Сентябрь Занятие № 1 Тема: Экология в картинках. Экология как наука. Живая и неживая природа. Цели и задачи занятия: - Обобщить представление.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Экологическая газета для детей и родителей «Юный эколог» «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологии «Юный эколог»
Опубликовано: 16 сентября 2016 в 13:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД