Наталья Рогачёва
Проект по экологическому воспитанию «Березка милая моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Березка милая моя!
1. Актуальность.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он - первооткрыватель. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда не замечают главного. А если рядом педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Убеждения человека формируются с детства. Одна из нравственных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни природы, учить наслаждаться красотой родной природы. Основное средство познания природы - наблюдение. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят. Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки помогут воспитателю расширить знания детей о природе. Работа с календарем закрепит в сознании дошкольников полученные впечатления о наиболее существенных природных явлениях. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит детей любоваться красотой окружающей природы, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может познакомить детей с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь, а также воспитать у детей осознание ценности растений для всего окружающего мира.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Березка милая моя!“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формирование экологической культуры детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Формировать обобщенное представление о деревьях, познакомить детей с березой, её особенностями.
2. Развивать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание получать новые знания, наблюдать, исследовать.
3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь.
4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
5. Развивать у детей художественно-эстетический вкус в результате продуктивной деятельности.
6. Заложить у детей экологические представления о ценности природы через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
2. Основное содержание проекта.
Принципиально важным при решении задач данного проекта является интеграция всех образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественно – эстетическое развитие, чтение художественной литературы и др. Это было необходимо для полноты погружения детей в познавательный процесс, удовлетворения детской любознательности.
Данная структура позволяет закрепить общие знания детей о дереве в целом, его роли в жизни людей, сформировать представления о березе в частности, её жизни в разное время года. Познавательно- исследовательская деятельность детей в ознакомлении с деревом – березой носит комплексный характер, то есть включает в себя разнообразные виды деятельности (непосредственно-образовательную деятельность, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, полученные знания от которой закреплялись в дидактических и подвижных играх, в художественно – продуктивной деятельности, иначе эти знания у детей остались бы поверхностными, неполными.
Продукт проекта : Интегрированное НОД по экологическому воспитанию «Березонька, милая моя»
Предполагаемые результаты:
1. проявление познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям;
2. понимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы;
3. приобретение опыта поисково-исследовательской деятельности;
4. развитие творческих способностей в результате художественно-продуктивной деятельности;
5. развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.
6. воспитание эмоционального, бережного отношения к деревьям (в частности – к березе) как объекту живой природы;
7. повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;
8. укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
3. Этапы работы и перспективное планирование мероприятий.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
Подготовительный, основной, заключительный (обобщающий)
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о деревьях, и о березе в частности.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Подбор и изготовление дидактического и наглядного материала для разработки проекта : иллюстрации, рассказы, сказки о березе, пословицы, поговорки о березе.
4. Создание альбома «Русская береза» (репродукции картин художников) .
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями с предварительным анкетированием на тему экологического воспитания в семье.
2. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье».
3. Родительское собрание о роли проектного метода в экологическом воспитании дошкольников.
II этап - основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
2. Наблюдения на прогулке в соответствии с перспективным планом;
3. Пополнение развивающей среды;
4. Выставки детских работ, семейных коллекций, книжные выставки.
III этап – заключительный;
Проведение интегрированного НОД «Березонька, милая моя»
Интегрированное НОД «Березонька милая моя»
Цель: Формировать и воспитывать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру. Прививать любовь к Родине.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о березе, как о символе России.
2. Вызвать желание «общаться» с природой и любить её, путем любования ею.
Предварительная работа:
Разучивание песни, стихов, беседа о пользе березы, знакомство с родным краем.
Материал: Макет березы, картинки березы по временам года (весна, лето, осень, разноцветные платочки для хоровода)
Собираю детей в круг.
Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нашей Родине.
- Наша огромная страна называется Россия – это наша Родина. Но есть еще и наша малая Родина – это наш город.
- Ребята, а вы знаете, как называется наш город? (Тула – это наша Родина потому что мы здесь родились и живем) .
- А вы знаете, какое дерево считается символом России, самым главным деревом нашей страны? (Береза) .
- Правильно, береза – это любимое дерево русского народа.
Послушайте стихотворение.
Люблю березку Русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками.
С зелеными сережками.
- О каком дереве это стихотворение? (О березе) .
- Да, по всей нашей огромной стране России растет много красивых белоствольных красавиц.
Береза очень полезна :
Березовым соком, из почек делают отвар, шампуни, мыло, вениками парятся в бане чтобы не болеть.
Береза в каждое время года красива по - своему.
Давайте подойдем к нашим картинам. Что на них изображено? (Береза) .
- В какое время года изображена береза на этой картине (репродукция картин (весной)
Густав Климт "Березовая роща"
Зяблов Ярослав «Золото осени»
Дмитрий Репин «Сердцу райский уголок»
Владимир Жданов «Весна»
Весной у березы появляются красивые сережки, распускаются молодые листочки.
- Давайте теперь посмотрим на эту картину. В какое время года изображена березка? (Летом) .
Летом береза стоит вся зеленая, кудрявая, под её тенью люди укрываются от горячего солнышка.
- И у нас осталась еще одна картина. Посмотрите и скажите: в какое время года мы видим здесь березку? (Осенью) .
Осенью у березки желтеют и опадают листочки, и березка стоит вся нарядная, яркая, в золотых лучах.
- А вы знаете, какое сейчас время года (осень)
Правильно, осень. Посмотрите (обращаю внимание на макет, а вот и осенняя березка.
- О белоствольной красавице сложено много стихов, песен, сказок.
- Ребята, а вы знаете, что же делали девушки у березки? (Плели венки, водили хороводы) .
- Правильно, у березки любили водить хоровод. Посмотрите, здесь есть яркие платочки, давайте мы их возьмем и заведем хоровод у нашей березки.
Хоровод «Мы вокруг березки хороводом встали».
1. Мы вокруг березки хороводом встали
Яркие платочки высоко подняли
Припев: Ты березка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
2. Мы вокруг березки весело гуляли,
Весело гуляли, ножками шагали.
Припев: Ты березка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
3. Мы с тобой березка, поиграем в прятки,
Отгадай, березка, где же все ребятки?
Припев: Ты березка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
4. А теперь, березка, нам пора проститься,
Нам пора проститься, низко поклониться.
Припев: Ты березка посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
Вот как весело мы с вами танцевали (складываем платочки на место) .
- Ребята, а теперь я хочу вам предложить пойти на экскурсию по территории нашего детского сада, к нашей красавице березке. (воспитатель продолжает НОД на прогулке)
- Скажите, о каком дереве мы с вами сегодня говорили? (О березе) .
- Теперь мы знаем, что береза – это главное дерево нашей страны, это символ нашей Родины.
- Давайте расскажем стихотворение «Белая береза, милая сестра».
Белая береза, милая сестра,
Ты расти, не бойся злого топора,
Белая береза, птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам!
- Правильно, ребятки, березу и всю нашу Родину нужно беречь, охранять и любить. Расскажите маме и папе все, что вы сегодня узнали.
4. Достигнутые образовательные результаты и эффекты.
Главным достижением данного проекта считаю, что благодаря проведенной работе, дошкольники осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к природе и к березке в частности.
В процессе работы над проектом дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, с интересом наблюдали за изменениями в жизни березы в разное время года : увядание осенью, безмятежный сон зимой, пробуждение весной и процветание летом; изучали чудодейственное влияние березы на здоровье человека.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, сравнивать и анализировать факты, высказывать собственные суждения.
5. Использованная литература.
1. Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией
2. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 19-24.
4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. – № 5. - С. 22-27.
5. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?». Москва, 2010.
6. Интернет ресурсы: https://vospitateljam.ru, https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley.ru, https://maam.ru.