Юлия Лукащук
Проект «Подводный мир» для детей старше-подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Подводный мир»
Авторы проекта – Булгакова Инна Алексеевна, Лукащук Юлия Анатольевна – воспитатели старше подготовительной группы «Улыбка» ГБДОУ д\с 135.
Продолжительность проекта – краткосрочный (2 недели с 6 по 17 февраля 2017 года).
Тип проекта – Познавательно-игровой творческий, групповой.
Участники проекта – воспитатели, дети, родители.
Публикация «Проект „Подводный мир“ для детей старше-подготовительного возраста» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Возраст детей – 5 – 7 лет.
Актуальность проекта : подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Подводный мир». Участие детей в данном проекте позволит максимально обогатить знания и представления о море как о экосистеме, морских обитателях развивать творческие способности.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект – кто они и какие обитатели подводного мира.
Модель трё х вопросов:
Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Гриша Б. В морях живут рыбы, акулы, дельфины Елисей Б. Как выглядят и чем питаются морские животные Арина З. Прочитать книги о морях и океанах
Маша С. В море солёная вода Алина П. Как эти животные передвигаются Вика М. Посмотреть в энциклопедиях
Саша Г. В морях есть осьминоги и ракушки Даша Б. Что ещё есть под водой Таня Ч. Посмотреть в интернете
Ира Е. В море есть морские звёзды, ещё в море можно купаться Соня Ж. Почему рыбы не говорят Витя Т. Нужно поехать на море и сфотографировать
Даня К. Посмотреть по телевизору
Лиза Т. Сходить в океанариум.
Игровая мотивация: Путешествие в подводный мир.
Цель проекта – Воспитание экологической культуры у старших дошкольников через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; развитие познавательных, творческих способностей детей.
Задачи проекта :
для детей :
Образовательные:
Расширять представления детей о разнообразии подводного мира, о его значимости для всего живого на планете.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
Развивать поисково-познавательную деятельность детей : способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; находить разные способы решения проблемных ситуаций.
Развивать познавательный интерес, творческие способности детей путем привлечения их к созданию макета «Чудеса морского дна», созданию мини-сообщений о морских обитателях; к созданию мини-музея «Подводный мир»; к выражению своих впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
Развивать логическое мышление, воображение в процессе наблюдения, умение делать выводы и заключения.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
для педагогов:
Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению дошкольников с окружающим и формированию экологических представлений.
Разработка методических материалов по теме «Подводный мир» (картотека игр, методы и приемы работы, конспекты непрерывной образовательной деятельности, бесед, и других мероприятий).
Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
для родителей:
Привлечение родителей к созданию «домашних» мини-сообщений о морских обитателях.
Привлечение родителей к пополнению мини-музея экспонатами.
Поддержка и стимулирование творческой самореализации семьи по приобщению детей к экологической культуре.
Форма проведения итогового мероприятия проекта – презентация мини-музея «Подводный мир», выставка работ детского творчества.
Продукты проекта :
для детей и родителей :
Мини-музей «Подводный мир», мини – сообщения о морских обитателях, выставка творческих работ (рисунки, поделки, макет «Чудеса морского дна».
для педагогов:
Картотека дидактических игр, конспекты непрерывной образовательной деятельности, создание альбома о морских обитателях, выставка творческих работ (рисунки, поделки, макет «Чудеса морского дна», мини-музей «Подводный мир»
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей :
Владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски».
Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида; знают о взаимосвязи с другими обитателями.
Составляют описательный рассказ о морском обитателе.
Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
для педагогов:
Подведение итогов проектной деятельности в форме отчета.
Пополнение предметно-развивающей среды детского сада дидактическими и методическими материалами по ознакомлению дошкольников с окружающим и формированию экологических представлений, систематизация материалов.
для родителей
Выявление мнения родителей о прошедших мероприятиях «Ваше мнение».
Помощь родителей в поисках нужной информации и создании мини-музея.
План работы над проектом
Содержание деятельности Задачи Участники
1 этап. Организационный.
1. Создание проблемной ситуации. Заинтересовать детей данной темой. Воспитатели, дети.
2. Определение задач воспитательно-образовательной работы.
Воспитатели.
3. Анализ проблемы.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это все узнать? Выявить у детей знания о подводном мире.
Воспитатели, дети.
4. Формулировка проблемных вопросов.
Формировать умение ставить проблемные вопросы.
Воспитатели, дети.
5. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.
Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов. Воспитатели, родители.
6. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта. Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Воспитатели, дети, родители.
7. Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок. Развивать любознательность, кругозор. Воспитатели, дети, родители.
2 этап. Реализация проекта.
Непрерывная образовательная деятельность.
Развивать связную речь, умение составлять последовательный рассказ
Формировать умение осмысливать содержание сказки; оценивать поступки литературных героев.
Воспитатели, дети.
Речевое развитие
Развитие речи
Составление описательного рассказа о морских обитателях.
Ознакомление с художественной литературой
Беседа о творчестве А. С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».
Познавательное развитие
ФЦКМ
«Знакомство с морскими жителями»
«Обитатели морей и океанов» Расширять знания об экосистеме «море», «океан» и его обитателях.
Художественно – эстетическое развитие
Рисование: «Радужное море и его обитатели», «Морская страница».
Аппликация «На дне морском».
Лепка: «Загадочный подводный мир»
Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию.
Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Предметно – исследовательская деятельность
«Черепашка», «Осьминог»
Макет «Чудеса морского дна»
Совместная деятельность педагогов и детей
Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, друг с другом.
Беседы с детьми:
«Что такое подводный мир?».
«Подводное царство – богатое государство».
«Чем питаются рыбы?».
«Почему море соленое?».
«Морские растения»
«Где можно найти нужную информацию?», и др.
Чтение художественной литературы:
Чтение энциклопедической литературы об обитателях подводного мира :
Д. Нейер «Морские животные»;
Г. Д. Целищев «Тайны морского дна», «Приключения осьминожки»; А. Х. Тамбиев «Кто в море живет?»; С. Уэллс «Жизнь океана» Чтение: С. Сахарнов «Домик крабишки», «Морские сказки»; Л. Толстой «Акула»; сказка «По щучьему велению» «Русалочка».
Разучивание стихов, загадок о рыбах. Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.
Пополнять объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность кругозор.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Русалочка»
«Четвертый лишний»
«Чей силуэт»
«Угадай звук животного»,
«Чья тень?»
«Собери Дельфина»
«Укрась аквариум»
«Угадай какой водоем»
«Кто здесь живет?»
Словесные игры:
«Опиши животное»
«Отгадай загадку»
«Кто, что слышит?»
«Чьи детки?»
«Найди предмет по описанию»
«Назови одним словом»
«Кто больше заметит небылиц?».
Сюжетно ролевые игры:
«Экскурсоводы».
«Подводное плавание».
«Путешественники».
«Кругосветное путешествие».
Подвижные игры :
«Удочки»,
«Рыбак и рыбки»
«Море волнуется»
«Рыбки и камушки»
«Щука и рыбки»
«Водяной»
Настольно-печатные игры;
«Парные картинки»
«Узнай, что изменилось»
«Найди такую же»
«Лото»
«Соедини точки».
Опытно – экспериментальная деятельность:
Свойства воды.
Музыкальная деятельность
Прослушивание песен о море.
Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина».
Музыкальные игры: «Веселые рыбки»; «Краб»; «Рыболовы»;
Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
Развивать и формировать лексико – грамматический строй речи.
Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Развивать координацию и основные виды движений, давать выход накопившейся энергии.
Развивать мышление, внимание, память.
Расширять представления о свойствах воды.
Развивать умение определять характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
Взаимодействие с родителями:
Изучение энциклопедий.
Беседа с детьми о подводном мире.
Просмотр телепередач о подводном мире.
Мини – сообщения вместе с родителями «Обитатели подводного мира»
Консультация для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира».
Помощь в организации мини-музея «Подводный мир»
Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности. Воспитатели, дети, родители.
3 этап. Подведение итогов проекта
• Выставка творческих работ по проекту «Подводное царство»;
• Макет «Чудеса морского дна»;
• Мини-сообщения вместе с родителями «Обитатели подводного мира».
• Альбом «Обитатели подводного мира»
• Мини-музей «Подводный мир»
4 этап. Анализ деятельности.
В процессе реализации проекта дети были увлечены разными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями. В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информации. Также, дети получили много новых знаний, расширился словарный запас, значительно вырос познавательный интерес
Родители:
• Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с детьми и педагогами группы по развитию представлений детей о подводном мире.
•Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
•Смогли реализовать свои творческие способности.
Список используемой литературы:
• Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014
• Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. - М. : Айрис-пресс, 2008.-208с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
• Ильин М. «Сто тысяч почему» [Текст] : / М. Ильин -изд. Детская литература, 1960.- 125с.
• Развитие речи детей 5 – 7 лет. – 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
• Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. 2-е издание., дополн. и перераб. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
• Комплексные занятия по программе «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
• А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
• Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".
• Интернет ресурсы:
• https://www.maam.ru/
• https://nsportal.ru/detskiy-sad
• https://www.i-gnom.ru/
• https://doshvozrast.ru/