Юлия Брухаль
Проект «Развитие графомоторных навыков у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : исследовательский, творческий.
По числу участников: подгрупповой.
Участники проекта : группа детей старшей группы, родители, педагоги (воспитатель, учитель-логопед).
Руководители проекта : Брухаль Ю. В. воспитатель; Сизых О. С., учитель-логопед
Продолжительность проекта : сентябрь 2019-май 2020
Место реализации: г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №38».
Актуальность и педагогическая целесообразность проекта
Публикация «Проект „Развитие графомоторных навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков : скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Цель и задачи проекта
Цель:
Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).
Основные задачи:
-сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
-учить детей работать в тетрадях в мелкую клетку.
-с опорой на клетки создавать контуры более сложных предметов.
-учить обводить и штриховать буквы алфавита. Использовать разные виды штриховки в одном рисунке.
-совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки в микропространстве, укрепляя мышцы руки и пальцев.
- повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками,
- развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики,
- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений,
- развитие произвольной сферы.
4. Кадровое обеспечение:
- воспитатель – видоизменяет РПРС, поддерживает интерес к проектной деятельности, направляет инициативу детей, поддерживает самостоятельность, вовлекает родителей в проектную деятельность, оформляет выставку достижений, проводит наблюдения, фиксирует результаты;
- учитель-логопед - видоизменяет РПРС, поддерживает интерес к проектной деятельности, направляет инициативу детей, поддерживает самостоятельность, вовлекает родителей в проектную деятельность, оформляет выставку достижений, проводит наблюдения, фиксирует результаты;
Планируемые результаты освоения программы
-у детей сформировано умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
- дети умеют работать в тетрадях в мелкую клетку.
-с опорой на клетки создают контуры сложных предметов.
-умеют обводить и штриховать буквы алфавита. Используют разные виды штриховки в одном рисунке.
- у детей развиты графомоторные навыки, плавность, точность, скоординированность движений рук.
Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения педагога за развитием каждого ребенка.
Основные принципы проекта
- психологической комфортности
- деятельности
- минимакса
- целостности
- вариативности
- творчества
- непрерывности
Срок реализации, режим и структура занятий
Проект рассчитан на 28 занятий. Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков : от 5 до 7 лет. Количество детей в группе – 20 человек. Продолжительность занятия по 30 минут 1 раз в неделю.
Система работы включает в себя 28 конспектов занятий с коррекционно-развивающими упражнениями, демонстрационные таблицы для выполнения зрительных диктантов, альбом для штриховки и тетрадь для развития графических навыков.
Занятия основного этапа начинаются с третьей недели сентября и проводятся фронтально, один раз в неделю, в вечерние часы.
Коррекция тонкой моторики руки ребёнка проводится систематически во всех видах деятельности ребёнка всеми специалистами ДОУ и родителями.
Структура занятия выглядит следующим образом:
1. Пальчиковая гимнастика.
Для активизации пальцев руки ребёнка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук. Любое из предложенных упражнений можно использовать после письма элементов в тетради для расслабления мышц рук.
2. Работа в тетради.
3. Зрительная гимнастика.
После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение (ещё недостаточно развиты тонкие и точные координации движений). Поэтому для профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для глаз- дети следят глазами за кончиком указки педагога, который «рисует» с её помощью различные фигуры (ломаные линии, геометрические фигуры, спирали, цифры и т. д)
4. Зрительный и слуховой диктант.
Зрительный диктант проводится с использованием таблиц. Педагог показывает таблицу в течение 5 секунд и убирает её. Дети должны вспомнить порядок расположения фигур и последовательно выложить их на столе. Затем результат сравнивается с оригиналом.
5. Динамическая пауза.
Они могут проводиться под стихотворный текст или с мячом.
6. Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
7. Работа в альбоме.
Проводится в конце занятия. Включает упражнения по развитию мелких движений мышц руки (штриховка или проведение непрерывной линии)
Занятия по данной системе предполагают использование следующих видов пособий для развития мелкой моторики :
Пуговицы разной формы, величины, цвета.
Цветные скрепки,
Прищепки,
Спички без головок, счётные палочки,
Бусы, леска,
Бисер,
Верёвка,
Проволока тонкая без обмотки и в цветной обмотке,
Шнурки разноцветные,
Нитки разной фактуры и цвета (шерстяные и мохеровые,
Мелкие шарики,
Разноцветные камешки,
Фасоль, горох, крупы: перловка, рис, гречка,
Грецкие орехи, каштаны,
Семечки от арбуза, тыквы,
Бумажные салфетки (разноцветные,
Фольга,
Разные виды бумаги (цветная, бархатная, простая,
Массажный мячик, губка, пищащие игрушки,
Чудесный мешочек с набором мелких игрушек и геометрических форм,
Разрезные картинки,
Игры для складывания картинок из паззлов,
Кубики по сказкам, кубики с предметными картинками, с буквами,
Пособия по шнуровке, застегиванию,
Шнуры для макраме,
Цветные ленты разного цвета, длины и ширины,
Конструкторы металлические, пластмассовые, лего, буквенные,
Разные мозаики,
Игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»,
Карандаши, штампы,
Шестигранные карандаши,
Линейка, лекала, трафареты.