Кривенко Юлия Владимировна
Проект в старшей группе компенсирующей направленности «С чего начинается Родина»
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе компенси-рующей направленности «Ягодка»
на тему:
«С чего начинается Родина».
Актуальность проекта «С чего начинается Родина»
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого - любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к родной
стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Публикация «Проект в старшей группе компенсирующей направленности „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Педагоги компенсирующей направленности
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения се-годня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что лю-бовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского пат-риотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских тради-ций.
Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по груп-пе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недо-статочно сформирована система работы с родителями по проблеме нрав-ственно - патриотического воспитания в семье.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями госу-дарство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям дру-гих народов.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей до-школьного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Данный проект прививает любовь к родным местам, гордость за свой народ, позволяет ощутить свою неразрывность с окружающим миром и вызывает желание сохранять и приумножать богатство нашей страны, уважать труд людей.
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей се-мье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
- Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, се-ле, в котором они живут, о стране.
- Осваивать систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ста-новление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.
- Воспитывать нравственно-эстетические чувства, эмоционально - цен-ностно позитивные отношения к себе и окружающему миру.
- Формировать нравственно-патриотические чувства посредством озна-комления детей с произведениями пейзажной живописи, народного деко-ративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произве-дениями.
- Развивать личность дошкольника, его творческие способности, фор-мировать желание и умение к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющи-мися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граж-дан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетент-ность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нрав-ственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проекта
Этап Мероприятие Срока
1 этап - Изучение опыта других дошкольных образовательных учре-ждений.
- Подбор методического материала, художественной литературы, му-зыкального репертуара, наглядности. С 28 по 29 декабря
2 этап Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и ро-дителями.
С 13 по 31 января
3 этап Анализ деятельности по реализации проекта С 3 по 14 февраля
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- Непосредственная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность детей и педагогов;
- Экскурсия;
- Чтение художественной литературы;
- Беседы, ситуативные разговоры;
- Слушание музыки;
- Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуника-тивные)
- Презентации
Формы взаимодействия с родителями:
- Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
- Сотворчество детей и родителей.
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
3. «Мой город – Светлоград – это Родина моя»
4. «Моя страна Россия – это Родина моя»
5. Итоговое мероприятие
Формы и методы реализации проекта
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие
- Познавательное занятие «Моя семья»
- Решение проблемных ситуаций «Что такое
хорошо, и что такое плохо…»
Речевое развитие
- Беседа «Мой дом»
- Составление рассказов на тему: «Моя семья»
- Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
- Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя се-мья»
Физическое развитие
- Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
- Пальчиковая гимнастика «Семья»
Социально-коммуникативное
развитие
- Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
- Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
- Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
- Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
- Просмотр сказки «Три поросёнка»
Взаимодействие с
родителями
- Сотворчество детей с родителями: «Родословное древо нашей семьи»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие
- Экскурсия по детскому саду
Речевое развитие
- Словотворчество на тему: «Представь, что ты
волшебник. Что бы ты изменил в детском
саду? или «Представь, что было бы, если бы
исчезли детские сады? Как ты думаешь,
хорошо это или плохо?»
- Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой
любимый детский сад»
Художественно-
эстетическое
развитие
- Рисование: «Детский сад будущего»
- Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь
детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в
саду»
Физическое развитие
- Подвижная игра «Дружба»
Социально-коммуникативное
развитие
- Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
- Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку
от настольной игры…»
- Коллективное дело: ремонт порванных книг,
коробок
- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Взаимодействие с
Родителями - Сотворчество детей с родителями:
книжка- малышка «Мой любимый детский сад»
3. «Мой город– Светлоград – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие
- Рассматривание схем безопасного маршрута от
дома до детского сада
- Рассматривание дидактической картины
«Петрушка почтальон»
- Презентация «Село Коржовка - Голубовка»
Речевое развитие
- Составление рассказов на тему: «Что я видел
на нашей улице»
Художественно-эстетическое развитие
- Конструирование «Дома на нашей улице»
- Рисование: «Чистое небо над нашим селом»
- Прослушивание «Плетень», «Во печи огонь горит», «Катись, катись да жаркое солнце», «Галя»
Физическое развитие
- П/И «Автобусы»
- Хороводная игра «Карусель»
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевая игра «Почта»
- Д/И «Улица, на которой я живу»
- Прогулка по селу.
- Настольно-печатная игра «Люби и знай свой
край»
Взаимодействие с родителями
- Создание фотоальбома
«Достопримечательности нашего села»
- Консультация для родителей «Как рассказать
детям про войну»
5. «Моя страна Россия – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие
- Презентация «Символы России»
- Рассматривание кукол в народных костюмах
- Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
- Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
Речевое развитие - Чтение о Москве
Художественно-эстетическое развитие - Лепка: «Флаг России»
- Рисование: «Люблю березу русскую»
- Прослушивание: гимна РФ, народных песен
Физическое развитие
- Русские народные игры: «Гуси лебеди»,
«Карусель», «Колпачок», «У медведя во
бору», «Гори, гори ясно»
Социально-коммуникативное развитие
- Д/И «Народные промыслы»
- Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
- Чтение русских народных сказок: «Ночь на
Ивана Купалу», «По щучьему веленью»
Взаимодействие с
родителями - Консультация для родителей «Как воспитать
маленького патриота»
Литература
1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького граж-данина»
2. Перова О. «Моя Россия. Книга юного патриота»
3. Клюшник Л. В. «Чудеса России»
4. Куликова С. Ю. «Детям о культуре и традициях русского народа»
5. Кузнецова И. С. «Это Родина моя! Рассказы и стихи о россии»
6. Наталья и Василий Волковы «Кремль сердце Москвы»
7. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
8. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в
детском саду»
9. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
Интернет-ресурс
1. http://zanimatika.narod.ru
2. nsportal.ru
3. https://ru.ruwiki.ru/wiki/Коржовка-Голубовка
4. https://библиотека-клинцы. рф/custom/item/41
5. https://everest-edu.ru/ap-2752/
6. https://ds28-korkino.educhel.ru/activity/nacproject/vospitan/post/1609051