Папки-передвижки

Проект «Семейная академия»

Серова Ольга Александровна
Проект «Семейная академия»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Полянка»

ПРОЕКТ

психолого-педагогического сопровождения семей

и повышения компетентности родителей

в вопросах развития и образования дошкольников

«Семейная академия»

Составила: педагог-психолог

Серова О. А.

г. Нижний Новгород

2020г.

ПАСПОРТ проекта

Раздел 1. Информационная карта проекта

1.1. Название проекта «Семейная академия»

1.2. Исполнители Педагог-психолог

Публикация «Проект „Семейная академия“» размещена в разделах

1.3. Адресная направленность проекта Воспитанники, родители

1.4. Сроки и этапы реализации проекта Январь-сентябрь 2020г.

Раздел 2. Описание проекта

2.1. Основания для инициации проекта - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с последующими изменениями);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» № 1014;

- Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

- Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ

"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

- Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»,

- Указ Президента РФ от 01.06.2012 761 «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017 годы»,

- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

- Методические рекомендации Минобрнауки России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от г. 90/30-16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155.

2.2. Актуальность В Федеральном законе «Об образовании» и ФГОС ДО определен комплекс мер, направленных на развитие системы дошкольного образования в стране и повышение его качества.

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса.

Новые модели сотрудничества ДОУ с семьей, основанные на доверии и партнерстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.

Мониторинг родителей МБДОУ деткого сада №11 «Полянка» г. Нижний Новгород по вопросу системы взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения:

- недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка,

- стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием ребенка»;

- склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы;

- недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.

2.3. Цель Разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе современных требований для обеспечения планомерной и целенаправленной работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования дошкольников.

2.4. Задачи 1. Обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ;

2. Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития дошкольников и их родительской ответственности;

3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между субъектами образовательного процесса;

4. Исследование теоретических и практических аспектов особенностей становления и развития процесса психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников и возможности реализации в практике сотрудничества детей и родителей.

2.5. Содержание проекта Проект реализуется в три этапа.

На первом, диагностическом (констатирующем) этапе (январь 2020 – февраль 2020 года) проводится анализ состояния проблемы проектирования модели психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников, обобщается положительный педагогический опыт по проектированию технологии психолого-педагогической поддержки дошкольников, формулируется первоначальная гипотеза исследования. На данном этапе проводится анализ философской, педагогической литературы; определяется теоретическая база Проекта.

На втором, основном (внедренческом) этапе (март 2020 – август 2020 года) планируется проведение основных мероприятий, в ходе которых анализируется практика педагогического взаимодействия Детского сада и семьи, разрабатывается проект психолого-педагогической поддержки в системе взаимодействия родителей и педагогов.

На данном этапе работа выстраивается по трё м основным направлениям:

- организация клуба для родителей «Я - компетентный родитель»,

- формирование детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы,

- работа детско-родительских пар.

На третьем, обобщающем (контрольном) этапе (сентябрь 2020) планируется уточнение направлений по проектированию технологии психолого -педагогической поддержки в процессе педагогического взаимодействия Детского сада и семьи и представление оценки результатов, проверки гипотезы исследования. На данном этапе прогнозируются выводы; основные идеи и положения Проекта. Распространение опыта реализации проекта. Оформление результатов Проекта.

2.6. Результаты проекта Родители :

- возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком;

- повышение уровня психоло - педагогической культуры;

- овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком;

- приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком.

Дети:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;

- формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Семья:

- укрепление детско-родительских отношений в семье;

- появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой общности;

- появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».

2.7. Практическая значимость Проекта - определение и разработка основных путей психолого-педагогической работы с семьей для решения проблемы проекта;

- организация и подтверждение эффективности такой перспективной формы работы с родителями как родительский клуб, позволяющей оказывать практическую помощь родителям в решении актуальных проблем семьи в рамках темы проекта;

- практическая реализация потенциальных возможностей совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей, обеспечивающей формирование благоприятного семейного микроклимата в целом и навыков эффективной семейной коммуникации в частности;

- подбор методического обеспечения, разработка мероприятий, направленных на профилактику и преодоление трудностей в психолого-педагогической компетенции родителей;

- выработка рекомендаций для родителей по налаживанию межличностного общения с ребенком, позволяющих им (родителям) воспринимать своего ребенка как личность с определенными потребностями и особенностями.

2.8. Перспектива Проекта 1. Положительные отзывы со стороны родителей и детей.

2. Проект может быть реализован с минимальной коррекцией в условиях общеобразовательных учреждений в работе с семьей с целью формирования психолого-педагогической компетенции родителей.

3. Проект может быть востребован специалистами Центров и Служб, занимающихся проблемами детства.

Приложение №1

Алгоритм работы по проекту «Семейная академия»

Работа по Проекту предполагает несколько этапов: диагностический, основной и обобщающий.

Описание деятельности всех субъектов Проекта в рамках каждого этапа представлено ниже.

1. Диагностический этап (январь-февраль 2020г.)

Формы работы:

определение ресурсной базы проекта;

анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы;

подбор и апробация диагностического инструментария;

организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики;

Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению детско-родительских отношений, ведущим диагностическим средством на данном этапе являлись:

- тест «Рисунок семьи» С. Бенс (выявление уровня детско-родительских отношений,

- опросник «Отношение родителей к детям» А. Я. Варга, В. В. Столина,

- методика «Рукавичка» по Г. А. Цукерману.

Большую помощь в определении уровней знаний родителей о воспитании и возрастных особенностях детей может оказать метод анкетирования.

анализ результатов первичной диагностики;

подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого-педагогических родительских компетенций.

2. Основной этап (март –август 2020г.)

На данном этапе планируется проведение основных мероприятий, в ходе которых анализируется практика педагогического взаимодействия Детского сада и семьи, разрабатывается проект психолого-педагогической поддержки в системе взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Работа выстраивается по трё м основным направлениям:

1. Организация клуба для родителей «Я - компетентный родитель».

Программа клуба предусматривает 1 занятия в неделю. Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждое занятие для родителей рассчитано на 40-60 минут.

Формы работы:

- Тренинговые занятия:

«Формирование правовой компетентности родителей».

«Мир речи и общения».

«Мир математики».

«Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста».

«Шесть шагов к здоровью малыша».

«Дети и мир природы».

«Музыка и праздники в жизни семьи».

«Играем вместе с ребенком».

«Художественно-эстетическая деятельность» и т. д.

Общая структура занятия

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

- Индивидуальное и групповое консультирование по запросу родителей и инициативе педагогов:

• информирование родителей о проблемах ребенка;

• оказание методической помощи в организации эффективного детско-родительского общения;

• психологическая поддержка родителей в случае серьезных проблем у их ребенка либо связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

- Реализация мини-проектов - совместные проекты с родителями.

2. Формирование детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы.

Формы работы:

- Совместные досуговые мероприятия, направленные на творческую семейную педагогику, традиции семейного воспитания и позитивного взаимоотношения с детьми в разных видах деятельности в интерактивных формах (творческие гостиные, тематические занятия, календарные праздники, семейные праздники, мастер – классы, открытые занятия ООД – совместная образовательная деятельность, игры).

- Проведение мероприятий, направленных на развитие способностей, склонностей, поддержки интересов (индивидуальные выставки, творческие коллективные и семейные выставки, участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях).

- Декларирование успехов (награждение, определение номинаций «Музыкальная семья», «Семья художников», «Спортивная семья», «Театральная семья»).

3. Работа детско-родительских пар.

Формы работы:

Ведение занятий для снятия психологического напряжения и развитие эмоционально - чувственной сферы: «Сыпучие картинки», «Сказкотерапия», «Светотерапия», «Игротерапия», «Театральная терапия» и т. д.

3. Обобщающий этап (сентябрь 2020г.)

Формы работы:

• сравнительная диагностика и обработка результатов (для сравнительной диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике);

• анализ результатов реализации проекта;

• подведение итогов работы над проектом;

• определение перспектив;

• разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования.

• распространение опыта реализации проекта

Публикации по теме:

Виртуальная экскурсия для педагогов «Академия Штиглица» в период самоизоляцииВиртуальная экскурсия для педагогов «Академия Штиглица» в период самоизоляции Проводить подобные виртуальные экскурсии для педагогов на меня возложили в нашем детском саду. И вас, дорогие друзья, я приглашаю на такую.

Фотозарисовка «Семейная традиция»Фотозарисовка «Семейная традиция» Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение,.

Исследовательский проект «Праздник Новый год-семейная традиция»Исследовательский проект «Праздник Новый год-семейная традиция» Средняя группа (дети 4-5 лет) Выполнила: воспитатель высш. кв. к. Афанасьева. Е. П. Содержание 1. Гипотеза 2. Предмет исследования: 3. Цель.

Проект «Семейная гостиная» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделиться с вами опытом нашей работы по взаимодействию с родителями воспитанников.

Проект «Семейная хроника героев ВОВ»Проект «Семейная хроника героев ВОВ» Проект:"Семейная хроника героев ВОВ". Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный. По форме организации: взросло - детский,.

Проект «Семейная память»Проект «Семейная память» Познавательный проект направлен на развитие знаний детей о Великой Отечественной войне; на расширение представлений о семьях детей, в которых.

Семейная гостиная (фотоотчет)Семейная гостиная (фотоотчет) Одним из важных факторов для создания социально-педагогических условий в ДОУ является взаимодействие с семьёй. Семья и образовательное учреждение.

Семейная мастерская!Семейная мастерская! Я впервые на этом сайте и конечно, хотелось бы начать с себя! Расскажу я о своей творческой семье и о наших увлечениях, коих много - это.

Семейная стенгазета «С 8 Марта»Семейная стенгазета «С 8 Марта» Вот и наступила прекрасная весенняя пора,а это значит что у нас педагогов будет море позитива. Хочу поделиться с вами нашей семейной газетой,которую.

Социально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» ВидеоСоциально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» Видео Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём. Мы славу труда наших предков Достойно сквозь годы несём. Во славу единого дела Они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Семейная академия»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 10:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД