Наиля Бариевна
Проект «Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Красногорский детский сад
Проект
«Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»
Составитель проекта :
воспитатель группа раннего возраста
Камалетдинова Наиля Бариевна
Вид проекта : познавательно – игровой.
Продолжительность: две недели.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Проблема: низкий уровень сенсорного развития детей группы раннего возраста.
Актуальность проекта :
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»
Цель проекта : Развитие сенсорных способностей у детей средствами
Задачи проекта :
1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
2. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать у детей интерес и желание играть в дидактические игры,
соблюдая правила и ход игры.
5. Формировать сенсорные представления о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине.
6. Пополнить познавательную зону дидактическими играми на развитие
сенсорных навыков.
7. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей
сенсорных способностей.
8. Воспитывать любознательность, стремление к познанию,
самостоятельность.
Реализуемые образовательные области: «Познавательное», «Социально –
коммуникативное», «Художественно – эстетическое», «Речевое».
Ожидаемый результат: В результате планомерной, системной работы
происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны,
составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой
стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе.
Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики
рук и всех психических процессов. Приобретение дидактических игр и
игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и
воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды.
Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в
детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя
реализовывать задачи сенсорного развития.
Этапы реализации проекта
I этап подготовительный
Задачи:
-Пробудить интерес к дидактическим играм по сенсорики детей дошкольного
возраста
Содержание работы:
1. Изучение литературы;
2. Информирование родителей о начале проекта;
3. Изготовление дидактических пособий, подбор имеющихся игр по теме
проекта;
4. Оформление консультаций для родителей: «Игры на развитие сенсорных
способностей», «Что такое развивающие игры?», «Дидактическая игрушка –
в жизни ребенка». «Формирование и развитие сенсорных способностей у
детей 1,5- 3лет». «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие
детей».
II этап практический
Задачи:
-Ознакомление детей с дидактическими играми по сенсорики;
-Формировать у детей умение различать и называть цвет и форму (игрушку,
развивать мелкую моторику, координацию движений руки;
-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
-Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Содержание работы:
1. Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;
2. Подбор и изготовление дидактических игр своими руками;
3. Наглядная информация для родителей: папки-передвижки на темы:
«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических
игр и упражнений» «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;
4. Дидактические игры с детьми : «Геометрические фигуры», «Найди пару»,
«собери бусы», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по
величине», «Игры с прищепками», «Назови правильно», «Игры с пробками»,
«Собери бусы».
* Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в
домике»; «Найди такой же…» и т. д.
* Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой
слух) : «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т. д.
* Для развития моторики : предметы – вкладыши, стержни для нанизывания
колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки,
включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки,
молнии).
* Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками,
разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими
вкладышами и т. д.
* Мозаика: настольная и напольная.
* Настольно-печатные дидактические игры.
* Самостоятельные игры малышей.
* Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций,
предметных и сюжетных картинок.
III этап итоговый.
Задачи:
- закрепить знания к дидактическим играм по сенсорики
В ходе совместной деятельности с детьми можно использовать любые
дидактические игры, соответствующие цели и задачам проекта.
Результат:
Дети стали чаще использовать дидактические игры в самостоятельной
деятельности. Родители получили новую и полезную информацию,
пополнили игротеку группы новой дидактической игрой.
Вывод:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное
использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по
сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по
закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий
проведения дидактических игр, консультации по изготовлению
дидактических игр. Проект способствовал формированию интереса к
познанию окружающего мира. Самостоятельная познавательная деятельность
осуществляется без принуждения, сопровождается положительными
эмоциями, т. е. повысилась познавательная мотивация – детям стало
интересно научиться чему-то самостоятельно.
1. Андреева И. Н. «Эмоциональный интеллект: исследования феномена» Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86;
2. Вачков И. В. «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку».- М. : Ось-89, 2007. 144 стр. ;
3. Гришаева Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». - М. : Вентана-Граф, 2016. 181 стр. ;
4. Гоулман Д. «Эмоциональный интеллект»;
5. Данилина Т. А., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»;
6. Запорожец А. В. «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста» - М. : Педагогика, 2001. - 351 стр. ;
7. Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»;
8. Калинина Р. Р. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду» - СПб. : Речь, 2003. - 211 стр. ;
9. Касаткина Ю. В., Клюева Н. В. «Учим детей общению»;
10. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. «Методы диагностики эмоционального интеллекта» Современная зарубежная психология 2019. Том 8. № 4. С. 106 - 114;
11. Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. - М. : Генезис, 2003. - 153 стр. ;
12. Кряжева К. Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль: Академия развития 1997. - 208 стр. ;
Куракина А. О. «Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников; //Педагогические науки. 2013. № 11. С. 546–550;
13. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников». Занятия. Игры - М. : АРКТИ, 2003. - 59 стр. ;
Осипова А. А. «Общая психокоррекция» - М. : Сфера, 2002. 510 стр. ;
14. Пазухина И. А. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 271 стр. ;
15. Панфилова М. А. «Игротерапия общения»;
16. Романов А. А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» - М. : «Плэйт», 2004. - 112 стр. ;
17. Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»;
18. Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»;
19. Степанова В. «Психология без запретов»;
20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии» - М. : ВЛАДОС, 2001г. - 291 стр. ;
21. Ушакова Д. «Социальный и эмоциональный интеллект» (электронная версия);
22. Шабанов С. «Эмоциональный интеллект. Российская практика» (электронная версия);
23. Шипицына Л. М., Воронова А П., Защиринская О. В., Нилова Т. А «Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками» - СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. -192 стр.
24. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка.