Наталья Щербак
Проект «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием упражнений по хатха-йоги и логоритмики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта оздоровительный
Актуальность
Здоровье - одно из самых больших жизненных ценностей и нам нужно учиться беречь его.
На сегодняшний день проблема здоровья детей как никогда актуальна: по данным ученых удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 25-30% от общего количества обучающихся.
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальной благополучие.
Публикация «Проект „Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием упражнений по хатха-йоги и логоритмики“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Но в первую очередь в укреплении здоровья детей и физическом развитии должна быть заинтересована семья, а затем и дошкольное образование, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Задачи и содержание оздоровительной работы с детьми с нарушением зрения в принципе те же, что и у нормальновидящих, только учитывается особенности в физическом развитии, обусловленные нарушением зрения, вторичными отклонениями в формировании движений и пространственно - ориентировочной деятельности.
Сохранение и укрепление здоровья детей – важное направление в работе ДОУ, но необходимо учитывать что при первичном дефекте зрения у детей имеется вторичный дефект- нарушение речи.
На наш взгляд, выходом из данной ситуации поможет использование упражнений с элементами Хатхи-йоги и логоритмики.
Упражнения Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они повторяют позы птиц, животных, растений, предметов. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т. п. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дошкольники лучше запоминают упражнения и легче их осваивают. Поэтому, мы решили включить элементы Хатха-йоги в комплексы физических упражнений.
Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью,музыкой и движением.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития. воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, помогает адаптироваться к условиям внешней среды. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, алалия. Логоритмика также содействует и эстетическому воспитанию детей. В литературе мы встречаем понятие «логоритмические занятия» – «это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры». Занятия направлены на закрепление ритмической структуры слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащение словаря детей.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики; игра на музыкальных инструментах; логопедическая (артикуляторная гимнастика); самомассаж; вокальные упражнения; чистоговорки, фонопедические упражнения; игры, танцы; упражнения на развитие общей моторики; дыхательные упражнения. Самое важное в проведении занятий по логоритмике – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык, и учиться с ним активно взаимодействовать. Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимосвязанная работа всего педагогического коллектива и родителей. Логоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Целью проведения занятий по логоритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и коррекции неречевых и речевых психических функции через музыку, движение и слово. Существуют несколько методик проведения логоритмических занятий с детьми с речевыми нарушениями. В. А. Гринер в своей работе «Логопедическая ритмика для дошкольников» (1957 г.) говорит о необходимости применения логоритмических занятий в логопедических группах, что является важнейшей основой для выправки не только моторики ребенка, но и его речевых недостатков.
Цель
Создание условий для сохранения и укрепление здоровья детей, на основе использования упражнений с элементами «Хатха-йоги» и логоритмики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Задачи
Оздоровительные :
Формирование навыков здорового образа жизни детей и укрепление физического и психического здоровья традиционными и нетрадиционными методами.
Повышение защитных свойств организма через закаливание и физические упражнения.
Создание здорового микроклимата, соответствующей предметно-развивающей среды для детей. (Физкультурные уголки в каждой группе, спортивные игрушки из бросового материала, разнообразные коврики, дорожки и так далее).
Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);
Воспитательные:
Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, а также положительных черт личности - взаимопомощь, организованность, дисциплинированность; волевых качеств - смелость, уверенность в своих силах, выдержка (что необходимо для выполнения и удержания поз в упражнениях с элементами «Хатхи-йоги»).
Соблюдение дошкольниками режима дня.
Воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность
Образовательные:
Формирование новых двигательных навыков (через имитационные и подражательные движения по системе Хатха-Йога, т. к. Хатха-йога для детей это большинство упражнений, которые копитуют позы животных, птип, предметы, у детей расширяются представления об окружающем мире, умение выразительно выполнять движения, создавая образы).
Развитие психофизических процессов (мышления, воображения, памяти, наблюдения.
Формирование способности к самостоятельному показу и объяснению знакомых упражнений, используя карты-схемы.
Формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений.
закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
Формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
Формы и методы работы с детьми:
1. Обеспечение режима группы - щадящий режим в период адаптации, организация микроклимата на основе кодекса.
2. Оздоровительные мероприятия - подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, гимнастика Хатха- йога, коррекционные упражнения для предупреждения нарушения осанки, гимнастика для глаз, точечный массаж.
3. Уроки "Здоровячка- беседы, игры, занятия ознакомление
с телом и органами человека, сюрпризные моменты, шутки, музыкальное сопровождение.
4. Гигиенические процедуры - умывание, игры с водой, мытье рук ног, полоскание горла.
5. Психогимнастика, аутотренинг- игры и упражнения на развитие эмоций, коррекция поведения.
6. фитоциды - лук, чеснок.
7. отдых - каникулы, игры, забавы Дни Здоровья, развлечения.
8. Галокамера (соляная шахта) – профилактика простудных заболеваний.
Принципы программы
1. Создание условий для осуществления поставленных целей.
2. Принцип научности – подкрепление все проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, познания себя и своего организма, научно обоснованными и практически апробированными методами.
3. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поисках новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
4. Принцип личной ориентации и преемственности – поддержание связей между школой, коррекционной школой и детскими учреждениями (коррекционными).
5. Принцип доступности – отбирание знания, находящегося между высшими и низшими порогами информативности.
6. Принцип от простого к сложному.
7. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого – педагогического знания о ребенке, его физиологических особенностей. Формирование у дошкольников и здоровому образу жизни.
8. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
9. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути.
10. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога, таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению.
11. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
12. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
Предполагаемый результат
1. Осознание детьми, что главная ценность в жизни есть его здоровье, которое они обязаны поддерживать.
2. умения ориентироваться в пространстве, управлять своими движениями.
3. коррекция дефектов физического развития детей с нарушением зрения.
4. представления детьми о работе внутренних органов, сознательное отношение к сохранению своего здоровья.
5. осуществление желания у родителей, педагогов и детей в потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье. Вести здоровый образ жизни.
Содержание проекта
Проект включает в себя три этапа:
• Подготовительный этап - выявление уровня;
• Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана);
• Заключительный этап – оценка эффективности проекта