МААМ-картинки

Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»

Елена Матиенко
Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»

Вид проекта : Физкультурно-оздоровительный.

Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.

Реализация проекта : Долгосрочный.

2020 – 2022 учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта : дети средней группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область "Физическое развитие" содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

Публикация «Проект „Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т. д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению.

Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В реализации поставленной задачи особое место отводится туристской–краеведческой деятельности, которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет отношение родителей к тому что, что окружает человека.

Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача инструктора по физкультуре – помочь родителям в физическом воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок: его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.

Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение.

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

Сухомлинский В. А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений. Из-за неблагоприятной экологической ситуации в городе и постоянных температурных перепадов многие из них переболели до поступления в детский сад 6-7 раз ОРВИ, ОРЗ, гриппом.

Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

Постановка проблемы

В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.

Цель проекта : Организация работы по сохранению и укреплению психического, физического и социального здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Задачи проекта.

Для реализации цели проекта определены следующие задачи:

• Изучить современные здоровьесберегающие технологии, и их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОУ.

• Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ и семье

• Разработать мероприятия для детей дошкольного возраста и их родителей с применением здоровьесберегающих технологий.

• Разработать картотеку здоровьесберегающих технологий для работы с дошкольниками.

• Описать модель работы образовательного учреждения по охране здоровья детей в ДОУ.

• Создать электронные презентации по теме здоровьесбережение.

• Создать памятки для педагогов ДОУ и родителей дошкольников «Здоровый образ жизни» для повышения педагогической компетенции в вопросе здоровьесбережения

• Повышать родительскую компетентность по вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) в условиях ДОУ и семьи.

Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению совместно с родителями дошкольников.

База исследования: МБДОУ «Детский сад № 3 «Ивушка».

Объект разработки: процесс здоровьесбережения детей.

Предмет: использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности.

Организация среды:

комплектация оборудования физкультурного зала и спортивной площадки: гимнастическая стенка, гимнастические скамейки и доски, навесные лестницы и канаты.

пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки, веревки, кубики, султанчики, кегли, мячи резиновые (разных размеров, мячи массажные, обручи (разного диаметра).

Предполагаемый результат:

Родители:

• обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;

• повышение интереса к жизни детского сада;

• повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.

Дети:

• снижение уровня заболеваемости;

• повышение уровня физической подготовленности;

• осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

Этапы реализации проекта :

• I этап – организационный;

• II этап – подготовительный;

• III этап – основной - практический;

• IV этап – итоговый.

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Функции родителей в организации физического воспитания детей:

Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:

• создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;

• контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;

непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд.

Методическая литература.

1. Алямовская В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.

2. Борисова,Н. Н. Организация оздоровительной работы с детьми и родителями. // Медработник ДОУ-2010-№8-С. 62-65.

3. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2010.

4. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

5. Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Управление ДОУ – 2010 - № 3. - С. 51-63.

6. Рябышева, О. И., Ленецкая, Л. А. Здоровьесберегающая среда детского сада // Управление ДОУ – 2011 - № 1. - С. 22-25.

7. Соловьева, И. В. Управленческий аспект здоровьесберегающей деятельности // Управление ДОУ – 2011 - № 1. - С. 17-22.

8. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

9. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

10. Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание – 2011. - №5. – С. 28-33.

Программа разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность членов творческой группы Деятельность методической службы ДОУ Сроки

Ценностно-ориентированный Определение проблемы (темы) построение модели деятельности. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности. Рефлексия. Мотивация проектирования, объяснение цели проекта Сентябрь 2020 -2022г.

Конструктивный:

• планирование

• принятия решения

• выполнение Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор оборудования и критериев оценки результатов реализации проекта. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

Выполнение проекта Формулирование задач, сбор необходимой информации, составление плана работы над проектом. Выбор и обоснование критерия успеха. Рефлексия.

Обработка информации. Синтез и анализ идей. Работа над проектом, его оформление. Наблюдение.

Консультации.

Стимулирование, рекомендации 2020-2022гг

Оценочно-рефлексивный Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов. Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. Учет критических замечаний. Рефлексия. Наблюдение. Координация процесса анализа, при необходимости корректировка проекта. 2020-2022гг.

Этапы реализации Формы работы Дата

Организационный Выявление запросов родителей по данному направлению;

Анализ литературных источников, материалов;

Анализ уровня физического развития и здоровья детей;

Анкетирование родителей;

Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;

Подбор методической литературы, видеороликов

Постановка цели и формулирование задач;

Создание проекта модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей Сентябрь

2020 -2021

учебного года

Подготовительный

Разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями;

Обсуждение плана работы с родителями на собрании;

Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду;

Организация родительского клуба «Ягодка»

Составление планов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности;

Разработка конспектов физкультурных мероприятий;

Изготовление необходимых атрибутов и оборудования Сентябрь

2020г.

Практический

Совместная деятельность

инструктора по физкультуре и детей в рамках:

- организация непосредственно организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий;

Совместная деятельность

инструктора по физкультуре с родителями:

- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;

- проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, выставок рисунков, поделок, фотовыставок;

- родительские собрания, беседы, встречи, консультации с родителями и воспитателями;

- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки;

Функционирование родительского клуба «Ягодка» Октябрь-май

2020-2022 учебного года

Итоговый

Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями:

Итоговый наблюдение за уровня физического развития и здоровья дошкольников;

Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;

Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;

Совместный физкультурный праздник «День защиты детей» :

- помощь родителей в подготовке, организации и проведении праздника;

- показ родителями сказки «Непослушная Даша»;

организация выставки совместного детско-родительского творчества Апрель Май

-2020- 2022 учебный год

Этапы реализации проекта средней группы

Этапы Мероприятия

Для педагогов Для детей Для родителей

1 этап Подготовительный Составление плана совместной работы с детьми, родителями.

Разработка конспектов НОД.

3. Изготовить пособия для занятий,

дидактических игр и игровой деятельности.

4. Подбор художественного материала, стихов, загадок, песен.

5. Подготовка для родителей информационных листов по теме проекта. Блиц – опрос детей «Что я знаю о своем здоровье

Познавательные беседы:

«Безопасность в группе».

«Чистота и здоровье».

«Как устроено тело».

«Если ты заболел».

«Таблетки растут на ветке».

«О пользе витаминов».

Д/ и: «Что где лежит».

«Что хорошо, что плохо».

Правила гигиены».

«Если кто-то заболел».

«Кому что нужно». Стендовая информация:

«Физкультурное оборудование своими руками», «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.

2 этап

Основной Оформление выставок детских и совместных работ.

Изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения Занятия по темам: «Строение тела человека», «Айболит в гостях у детей», «Полезные и вредные продукты для человека».

Презентации для детей «Здоровье всему голова»,

Игры - Сюжетно-ролевые игры «Больница»,

«У зубного врача»; Дидактические игры «Что кому нужно для работы», «Определи место для предмета».

«Мы спортсмены;

«Больница»; «Кафе»

Подвижные игры «Как говорят части тела», «Кот и мыши», «Бег в мешках».

Чтение К. Чуковский «Доктор Айболита».

Пение частушек, песен о здоровье.

Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические паузы.

Сказкотерапия «Вежливая сказка». «Вини-Пух идёт в гости»

Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья». Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребенка.

Памятка «Соблюдение режима дня в саду и дома».

Стендовая информация «Здоровое питание»

Рекомендации для родителей «Правильное питание – здоровый малыш».

Консультация для родителей «Растём здоровыми»

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

3 этап

Заключительный 1. Проведение итоговой работы. Спортивные развлечения «В сказку за здоровьем», досуг «Будь, здоров

Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»;

Подвижные (народные) игры на свежем воздухе. Оформление стенгазеты «Быть здоровым – здорово

Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям:

*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;

*Упражнения на расслабление мышц лица;

*Упражнения на расслабление мышц шеи;

*Упражнения на расслабление мышц рук;

*Упражнения на расслабление мышц ног;

*Упражнения на расслабление всего организма.

Выполнение таких упражнений очень нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организмнаилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Консультация «Укрепление организма дошкольников и развитие движений посредством утренней гимнастики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второй задачей нашего ДОУ является "Укрепление организма дошкольников и развитие движений по средствам.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветок здоровья» Игра-занятие «Цветок здоровья» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о здоровом образе жизни. Программные.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Сохранение и укрепление здоровья детейСохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Сохранение и укрепление здоровья ребёнкаСохранение и укрепление здоровья ребёнка Здоровый образ жизни, что это такое? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»
Опубликовано: 25 сентября 2020 в 12:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД