Проект совместной работы с семьей «Традиции — в каждую семью»

Наталья Беспалова
Проект совместной работы с семьей «Традиции — в каждую семью»

Проект

Совместной работы с семьей:

«Традицию – в каждую семью»

Выполнила

Воспитатель первой категории

Беспалова Наталья Ивановна

Вача

1. Введение

Что такое семья? Слово, понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье!

Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой для формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В настоящее время в ДОУ складывается система работы с родителями воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных особенностей. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы. Здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу, его гражданскую позицию, подготовку ребенка к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности. Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи - это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или же строгое соблюдение семейных традиций? Слова «семейные традиции» обычно вызывают установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции- это то все то, что его люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она не была. Если у вас заведено каждый день читать перед сном ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом. Семейные традиции сближают всех близких и родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови.

2. Актуальность

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить. Все мы говорим о России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по сохранению семейных традиций использованы в разных формах работы с родителями, участниками являются все члены семей, т. к. тематика мероприятий разнообразна.

Итак, проект: «Традиции в каждую семью» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение. Вся работа в проекте будет направлена и на эффективность формирования личности, так как:

• воспитание опирается на традиции народов;

• используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;

• деятельность родителей по формированию личностных качеств дошкольников осуществляется систематически и планомерно;

• .соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и воспитания в детском саду.

Участники проекта:

дети, родители, бабушки, дедушки, сестра и братья вначале знакомятся с определением, что же такое семейные традиции, выясняют, а какие традиции есть в их семьях, понимают необходимость их сохранения.

Проект исследовательский, групповой, включает в себя семьи с их семейными традициями, осуществляется в контакте с семьей, долгосрочный (на 6 месяцев).

3. Цель проекта: знакомство, сохранение и преумножение семейных традиций.

Задачи:

1. Выявить семьи с опытом семейных традиций

2. Вооружить знаниями о видах семейных традиций

3. Ввести новые традиции в семьях.

4. Сформировать потребность в сохранении семейных

традиций.

4. Исследование проблемы проводилось в три этапа:

1 этап: Поисково-теоретический.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы, научно-исследовательских источников, художественной литературы, методических рекомендаций были выделены методы исследования, намечены пути решения.

2 этап: Опытно - экспериментальный.

Здесь осуществлялась экспериментальная проверка необходимости внедрения новых традиций в семье, сохранение уже существующих, систематизировался материал.

3 этап: Заключительно - обобщающий. Был посвящен систематизации работы, подведению итогов.

срок реализации проекта : ноябрь 2013г-апрель 2014 год

4. Система проектных мероприятий:

-нахождение различных источников, где прописано о семейных традициях.

-Анкетирование: «Какие традиции есть в Вашей семье

-Родительское собрание: «Семейные традиции»

-Наглядная информация в «Уголке для родителей»

-Выставка семейных реликвий

-Создание фотоальбома: «Наши семейные традиции»

-Тематические беседы: «Игры, игрушки маминого детства». «Памятный подарок».

-Встреча с родителями за круглым столом

-Открытие клуба «Семейные традиции»

-Составление генеалогического древа семей

-Праздник семейных традиций (фото, видеозапись, представление семей и их творчество)

-Фотогазета: «Обмен радостными впечатлениями» (совместная деятельность воспитателя и родителей)

5. Перспективное планирование

Месяц Мероприятие Цели Участники Результат

Ноябрь

2013г Самообразование 1. Найти информацию о семейных традициях в различных источниках.

2. Сформировать базу знаний о семейных традициях для предоставления ее родителям воспитатель Повысила свои знания

Декабрь

2013г 1. Анкетирование 1. Выявление семей, в которых есть традиции.

2. Скоординировать свою работу в распределении семейных традиций на группы, виды. родители Выяснила знают ли родители, что такое традиции, возможно ли их сохранение, есть ли традиции в семьях

2. Создание папки – передвижки: «Как провести выходной день в семье, «День рожденье только раз в году»; «Игры в семейном кругу» Обогатить родителей через наглядную информацию знаниями по данным вопросам. воспитатель Получение информации

Январь

2014г 1. Родительское собрание на тему: «Семейные традиции»

2. «Моя родословная» 1. Дать информацию родителям, какие бывают семейные традиции

2. Вооружить их знаниями о семейных традициях

3. Введение новых традиций

Проследить поколения семей

Воспитатель, родители

Родители

Приняли решение накапливать опыт по данной теме, информировать остальных.

Составление генеологического древа некоторых семей

Февраль

2014г Создание фотоальбома: «Наши семейные традиции» 1. Сбор фотографий

2. Распространение опыта семейных традиций Родители, бабушки,дедушки, сестра и братья Оформление календаря традиций

2. Организация выставки семейных реликвий: «Это дорого, поэтому храним» Поднять значимость семейных реликвий

Апрель

2014г

1. Музыкально-литературная гостиная: «Поздравляем маму и бабушку»

2. Посещение семей

3. Открытие клуба: «Семейные традиции»

Праздник семейных традиций: «Вот какая она наша дружная семья» 1. Воспитание в детях любви к самому близкому человеку-маме, дать понять, какова роль бабушки в их жизни

1. Определение уровня педагогической культуры родителей

2. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

1. Обмен опытом, как прижились предложенные традиции в семьях.

1. Сплотить взрослых и детей на одном празднике

2. Увидеть и оценить значимость семьи для любого человека. Дети, родители, воспитатель

Родители, воспитатель

Родители, дети, бабушки, дедушки,сестра, братья, воспитатель

Праздник

Обобщение опыта родителями

Видеоматериал, фото- презентация семей и их кулинарных, творческих

способностей.

6. Ожидаемый результат

Основным показателем сохранения семейных традиций являются: полнота представлений о том, что ценность семейных традиций заключается в их способности фиксировать, передавать социальный опыт семьи, регулировать семейные отношения, делая их более нравственными, сопричастность всех членов семьи к их семейным традициям. Процесс исследования семейных традиций, их разнообразия представляет собой технологию, учитывающую следующую последовательность структурных компонентов: ознакомления с родословной семьи, ориентация на виды семейных традиций, обогащение личного опыта, включающее формирование основных компонентов семейных традиций. Отношение дошкольников к семейным традициям, представляет собой направленность личности ребенка, на историю семьи, ее традиции и включает представление ребенка о семейных традициях (как важных законах жизни семьи, рода, о значимых были семейных традиций (являющихся законами регулирования и стабилизации семейных отношений) ,о социальной причастности к ним в деятельности и поведении.

Конкретные ожидаемые результаты.

В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

• имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

• профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

• прошлое своей семьи;

• происхождение своей фамилии;

• народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

• смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;

• будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

• пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, оберег);

• смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;

• приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

• научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

• у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители

• приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

• укрепят внутрисемейные связи;

• у них будет развито чувство гордости за свою семью;

• будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

• научатся хранить и чтить свои семейные традиции;

• знать свою родословную, минимум до третьего колена;

• откуда произошли их фамилии;

• будут знать историю своих реликвий;

• знать народные песни, петь их на семейных праздниках;

• научатся организовывать семейные праздники;

• сделают видеоархив семейных праздников и традиций;

• соберут копилку семейных реликвий.

Педагоги

• расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

• пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

• пополнят словарный запас детей;

• будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

• создадут копилку народных и семейных праздников;

• будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.

7. Оценка результатов.

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.

Литература:

1. Ветлугина Н. А. «Нравственное эстетическое воспитание ребенка в детском саду».-М. ,1995

2. Выготский Н. А. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. ,1996-№6-с. 62-77

3. Гаранина Т. П. «семейные традиции и их роль в воспитаниидетей».-Минск,1983

4. Гладкова Ю. «Проблемы взаимодействия педагога и семьи»//Дошкольное воспитание. -2008.-№4-с. 103-110

5. Кугач А. Н. ; Турыгина С. В. «Семейные праздники: рецепт успеха».-Ярославль, 2006.

6. Шмаков С. Ю. «Досуговая педагогика».-Екатеренбург,2004.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1tradici_4v0bl.pptx | 8250,86 Кб | Скачан: 27
 
Публикации по теме:

Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие.

Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей. Одним из важнейших этапов в жизни ребенка – дошкольный возраст, период становления.

Конспект совместной деятельности педагога и детей «Традиции и обычаи моей семьи. Новый год» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Традиции и обычаи моей семьи. Новый Год» Возрастная группа: старшая группа. Вид.

Конспект совместной деятельности с воспитанниками и родителями средней группы «Домовенок Кузя ищет семью» Цель: Формировать ценностные представления о семье, семейных традициях. Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное.

Принципы работы ДОО при тесном контакте с семьей Принципы работы ДОО при тесном контакте с семьей. 1. Дети младшего возраста в очень большой степени зависят от их семей (питание и уход).

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Люблю свою семью» ЧДОУ «Д/с №136» ОАО "РЖД" ПРОЕКТ «Люблю свою семью!» Возраст детей: от 6 до 7 лет Срок реализации: 1 год Руководитель проекта.

Проект «Досуговые формы работы с Семьей» Представленный проект представлен как система организации сотрудничества семьи (родители) и старшей группы детского сада в области организации.

Проект по работе с семьей «Читаем всей семьей» Проект по работе с семьей. Тема: «Читаем всей семьей». Проблема, в необходимости создания и реализации проекта: Недостаточно уделяется внимание.

Советы из опыта работы «Ребёнок рисует семью» Здравствуйте, уважаемые родители, педагоги, воспитатели и все кому не безразлична тема, которую я хочу немного раскрыть. Очень часто дети.

Эссе «Каждый час и каждую минуту» Кто такой воспитатель детского сада? Это тот, который всю жизнь осваивает премудрости педагогики. Работа воспитателя детского сада – это.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Проект совместной работы с семьей «Традиции — в каждую семью»
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 11:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

Стихи к осенним утренникам для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Стихи к осенним утренникам, для детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Мы листочки, мы листочки Желтые листочки. Подарила осень нам, Желтые...
Мастер-класс по изготовлению динамичной открытки из бумаги и картона «Каскад эмоций»
Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе со старшими дошкольниками, в кружковой работе, в совместной деятельности детей и родителей....
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял»
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял» Вед: Дорогие бабушки и дедушки, уважаемые гости! Сегодня мы...