Папки-передвижки

Проект «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Ольга Кострикова
Проект «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Иланский детский сад № 50»

Проект

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Автор-составитель:

Кострикова Ольга Витальевна

г. Иланский2023

Введение

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитиесвободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на познание устройства мира (вещей, явлений,которые находятся в определенных отношениях и связях, упорядочение, систематизацию представлений об окружающем. Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: зачем? почему? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?Дети в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности расширяют свои представления о мире, а также овладевают основополагающими культурными формами познания. В процессе познавательно- исследовательской деятельности у детей развиваются внимание, мышление, речь, появляется интерес к окружающему миру, наблюдательность, аккуратность.

Публикация «Проект „Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча“» размещена в разделах

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Трудоемкость осуществления проекта «Русская изба» заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами патриотического характера развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

В результате реализации проекта :

-в дошкольном учреждении будет разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны;

-будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой;

- повысится компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями;

Дети:

-получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

Родители:

-Будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях по краеведению;

-повысится эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.

Цель проекта :

познакомить детей с особенностями строения русской избы и особенностями убранства комнат в русской избе.

Тип проекта :

Творческо-исследовательский,интегрированный.

Задачи проекта :

-расширять представление детей о жилых постройках русского народа;

-познакомить детей с особенностями убранства комнат в русской избе; с пословицами, поговорками,загадками, закличками, сказками русского народа;

-расширять представление детей о разнообразии видов декоративно-прикладного искусства;

-подвести к пониманию символики украшений жилища, предметов домашнего обихода;

-поддерживать постоянный интерес к устному народному творчеству, обогащать речь детей, пополнять словарный запас детей новыми словами;

-стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различи, связей вещей и явлений;

-развивать познавательную инициативу (любознательность,;

-вызвать интерес к жизни русского народа, желание больше узнать;

-привлечь родителей в творческо-образовательный процесс.

Этапы:

1. Составление плана-схемы проекта («Паутинка»)

2. Погружение в проект (Приложения)

3. Практическая часть (альбом «Русская изба», рисунки и поделки детей)

4. Итоговое мероприятие и презентация макета «Русская изба и ее убранство».

План- схема проекта «Русская изба» :

«Паутинка»

Литературный центр «Читайдети»

Рассмотрим книги, иллюстрации по теме «Русская изба»

Загадывание загадок о русской избе и ее убранстве

Чтение русских народных сказок, былин, стихов, закличек, частушек, колыбельных песен

Составление рассказа по картинкам «Что это и для чего нужно?»

Заучивание пословиц и поговорок

Центр игры «Городдетсва»

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»

Игры – драматизации: «Теремок», «Лиса, котик и петух».

Викторина. «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Центр «Творческая мастерская»

Аппликация «Бабушкина избушка»

Нарисуем то, что видели в русской избе

Лепка «Кухонная посуда в русском жилище»

Рисование «Самовар»

Аппликация «Лоскутное одеяло»

Центр развития речи «Будем говорить правильно»

Беседа «Что такое русская изба»

Занятие по ознакомлению «Как строили дом на Руси»

Выставка «Старинные предметы домашнего быта»- познакомить

детей с предметами старины (люлька, сундук, чугун, ухват и др.)

Итоги проекта

К окончанию проекта «Русская изба» дети подготовительной группы

получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы,

о ее устройстве и убранстве, познакомились со старинными предметами домашнего обихода;обогатили словарный запас названиями предметов русского быта;дошкольники приобщились к истокам традиционной культуры, обычаев, традиций;участвовали вместе с родителями в разработке макета «Русская изба», реализовали итоговое мероприятие «Вечера на Руси»

Приложение

Словарь

(как объяснить детям непонятные слова)

Амбар - Строение для хранения зерна, муки, припасов,

Венец - четыре скреплённых брёвен, образующих один ярус деревянного сруба.

Горница - чистая половина крестьянской избы, как гостиная

Зодчий - строитель, архитектор.

Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.

Изгородь - лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укрепленными жердями).

Клеть - отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.

Конёк - украшение и оберег дома, помещался на крышу избы.

Кочерга - толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер

Комли - вкопанные по углам в землю смоляные и обожженные толстые деревья.

Кровля - покрытие крыши.

Лемех - фигурная дощечка (наподобие черепицы).

Лобовая доска - крепилась над окнами на верхние бревна сруба.

Люлька - кроватка для младенца.

Матица - мощная балка, к которой крепится потолок. Матица скрепляет отдельные потолочные бревна.

Наличник - узоры на деревянных дощечках, расположенные вокруг окна.

Околица - улица в деревне и местность вокруг поселения.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Очелье - расположено в верхней части окна, служит не только для украшения, но и предохраняет окно от осадков, т. к. немного выступает за его плоскость.

Палати на печи - самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).

Полотенце - один из элементов украшения деревянной избы.

Плотник - тот, кто занимается обработкой древесины, постройкой деревянных зданий.

Подызбица - нежилая нижняя часть избы (для кладовой или для содержания мелких домашних животных).

Полотенце - створка двери или окна в избе.

Порог - деревянный брус на полу в нижней части дверного проёма.

Причелина - доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.

Печь - для приготовления пищи и обогрева помещений.

Резьба – один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

Розетка - декоративный мотив в виде распустившегося цветка, применяемый в убранстве фасадов и интерьеров зданий.

Рубленая изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой.

Сени - пристройка к деревенскому дому.

Свётелка - небольшая светлая комната в верхней части дома.

Слеги - продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши.

Сруб - стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Ставня - деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.

Ухват - приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов - железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Ухожи - надворные постройки, которые располагались отдельно от жилой избы.

Хлев - Помещение для скота (коров, телят, овец, а также для крупной домашней птицы.

Чугунок - металлический горшок для приготовления пищи в печи.

Русские народные пословицы и поговорки

Своя избушка - свой простор.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Мой дом - моя крепость.

Всякий дом хозяином держится.

Без хозяина дом - сирота.

Дом красится хозяином.

Коли изба крива - хозяйка плоха.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Своя хатка - родная матка.

Изба не без крыши.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - изба.

Изба детьми весела.

Изба красна углами, обед пирогам.

Изба крепка запором, а двор - забором.

Что есть в печи, все на стол мечи

Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

Хлебом не корми, только с печи не гони!

У холодной печи не согреешься.

Был бы лес, а топор всегда найдется!

Не бравшись за топор, избу не срубишь!

Без топора по дрова не ходят.

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Русские народные подвижные игры

Игра «Заплетись, плетень!»

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10– 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

• Заяц, заяц не войдет

• В наш зеленый огород!

• Плетень, заплетайся,

• Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес,осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

• Не войдет и другой раз,

• Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Используемая литература:

1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с

Публикации по теме:

Чудеса случаются — стоит только захотеть!Чудеса случаются — стоит только захотеть! Дорогие друзья! Как часто на страницах сайта МААМ я читаю о знаменательных событиях или интересных встречах. Хочу сегодня поделиться с Вами.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

НОД «Во дворе стоит с метлой, дружит с нашей детворой»НОД «Во дворе стоит с метлой, дружит с нашей детворой» Конспект НОД «Во дворе стоит с метлой, дружит с нашей детворой» Рисование манкой (нетрадиционные способы рисования) в средней группе Цель.

Конструирование из бумаги «Стоит Антошка…»Конструирование из бумаги «Стоит Антошка…» Конструирование в старшей логопедической группе. Дети с нарушениями речи. Одна из первостепенных задач такого занятия - развитие мелкой.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Сценарий летнего развлечения «Стоит в поле теремок»Сценарий летнего развлечения «Стоит в поле теремок» Материал будет полезен педагогам, музыкальным руководителям при организации досуга с детьми младшего дошкольного возраста. Досуг можно провести.

Удивительное рядом, стоит только начать его видеть.Удивительное рядом, стоит только начать его видеть. Мой край прославлен солнцем и теплом, Горами и озёрами богат, Но главное: родимый, милый дом, Сюда вернуться каждый очень рад. Наступило.

Выпускной праздник «По дороге из желтого кирпича»Выпускной праздник «По дороге из желтого кирпича» ПО ДОРОГЕ ИЗ ЖЁЛТОГО КИРПИЧА Сценарий выпускного праздника Звучит музыка, входит Ведущая Ведущая: Дорогие гости! Сегодня вас ждёт необычайно.

Фотоэтюд «Что нам стоит дом построить!»Фотоэтюд «Что нам стоит дом построить!» Попова Валентина Сегодня все строители нашей огромной страны отмечают свой профессиональный праздник. Конечно, я как жена и мать строителей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Опубликовано: 22 июня 2023 в 09:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД