Получи документы

Проект сюжетно-ролевой игры «Театр»

Лиана Миннибаева
Проект сюжетно-ролевой игры «Театр»

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«ТЕАТР»

Актуальность.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Это утверждение основано на работах основоположников отечественной дошкольной педагогики и специалистов в области психологии детской игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и считается общепринятым в российской психологии.

В игре происходит формирование произвольности поведения ребенка, его социализация, формирование способностей и становление личности в целом (Л. С. Выготский).

Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Театр“» размещена в разделах

Наиболее распространенные сюжеты детских игр - профессиональные. И для того, чтобы сформировать у детей представления о труде людей разных профессий необходимо дать научные знания о труде взрослых.

(В. И. Логинова). В компоненты знаний о труде взрослых входят следующие: название профессий, трудовые действия (что делает, орудия труда (какие орудия труда необходимы, материал для труда (какие материалы нужны людям той или иной профессии, качества труда (как работает, общественная значимость (для чего необходима эта профессия, результат (каков продукт получается). Представления о труде взрослых влияет на содержание игр детей.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации близкие к жизненному опыту ребенка. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Именно в сюжетно - ролевой игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника.

Проблема. Недостаточный объем знаний детей о театре. В ходе наблюдения за играми детей, мы заметили, что чаще всего они берут на себя стандартные роли: продавец, врач, повар, кассир, шофер, что говорит о том, что у детей недостаточно сформированы представления о профессиях взрослых. Отсутствие данных представлений у ребенка ведет к отсутствию сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка, которая является универсальным средством всестороннего развития дошкольника.

Сегодня никто не отрицает, что дети очень редко попадают в театр, мы столкнулись с тем, что большинство детей нашей группы театральное представление видели только в детском саду. Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то отсутствие знаний по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность создать сюжетно-ролевую игру. Некоторые дети нашей группы вместе с родителями посетили представление в театрах г. Уфа и очень живописно рассказывали об этом. Мы со всей группой детей с интересом их слушали, беседовали на эту тему. В результате дети попытались организовать игру в театр. И тут мы столкнулись с тем, что большинство детей знает о театре очень мало. Итак, мы решили узнать о театре все что можно. Таким образом, возникла идея разработки и реализации игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Театр».

Участники проекта : воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Срок реализации проекта : ноябрь – март.

Цель: расширение и обогащение знаний о театре; способствовать развитию самостоятельной сюжетно-ролевой игры воспитанников, используя метод комплексного подхода.

Приоритетная область – «Социально коммуникативное развитие» (СКР).

Интеграция:

«Познавательное развитие» (ПР);

«Речевое развитие» (РР);

«Художественно – эстетическое развитие» (ХЭ).

Задачи:

Образовательные:

Расширять и обогащать представления детей о профессии «работники театра» (ПР);

Содействовать систематизации представлений в сюжетно-ролевой игре «Театр» профессиям, разнообразным взаимосвязям между ними. Находить место для игры в пространстве группы. Организовывать предметную игровую сферу различными атрибутами, предметами заместителями;

Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствие с сюжетом игры, использовать атрибуты (СКР);

Мотивировать детей к совместной деятельности со сверстниками, объединяя усилия для достижения цели (СКР);

Обогатить словарь детей словами: грим, гримерка, дебют, декоратор, декорация, дикция, занавес, искусство, комедия, концерт, кулисы, ложа, маска, мимика, монолог, диалог, мюзикл, сцена, кассир, овации, опера, звонок, освещение и т. д. (РР).

Развивающие:

Развивать творческое воображение умение совместно разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников (СКР);

Активизировать словарь детей по теме «Театр» (РР);

Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в паре, подгруппах (СКР);

Развивать художественно-эстетическое творчество (ХЭ).

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброту, взаимопомощь, отзывчивость, умение работать в коллективе (СКР);

Способствовать повышению культуры поведения её участников, формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе (СКР);

Воспитывать уважение к трудовой деятельности человека каждой профессии, бережное отношение к ее результатам;

Воспитывать культуру речи (РР).

Словарный минимум: авансцена, автор, актер, актерская речь, амплуа, работники театра, официант, антракт, аншлаг, атрибут, афиша, билет, браво, гастроли, генеральная репетиция, грим, гримерка, дебют, декоратор, декорация, диалог, дикция, жанр, драма, занавес, искусство, карман, клоун, комедия, концерт, кулисы, ложа, маска, маскарад, мизансцена, мимика, монолог, диалог, мюзикл, сцена, кассир, овации, опера, звонок, оркестровая яма, освещение, папье-маше, парик, партер, пародия, перевоплощение актера, персонаж, подмостки, поза, постановка, представление, премьера, публика, раскрепощение, атрибуты, режиссер, реквизиты, реклама, репертуар, реплика, роль, спектакль, сценарий, талант, театр, труппа, фонограмма, фурор, ширма, бис, жест, зритель, буфет, актриса, костюм, аранжировка, бенефис, игра актера, гардероб, аплодисменты (РР).

скорая помощь

1 ЭТАП – ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Познавательное развитие:

Беседа «Работники театра» - знакомство с профессиями

работников театра.

Цикл занятий:

- «Правила поведения в театре» - дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

- «История возникновения театра» - расширять представления детей об истории театра и театрального искусства.

- «Театральные профессии» - закреплять знания детей о театральных профессиях.

- Беседа "Какой бывает театр" - знакомство детей с пальчиковым театром, театром - рукавичкой, театром теней. Рассказать о театре на фланелеграфе, на стаканчиках, о магнитном театре, плоскостном театре, теневом театре, куклах би-ба-бо и куклах-марионетках. Дать представления детям об особенностях данных видов театров.

Индивидуальные и коллективные беседы по лэпбуку «Театр» на темы:

- Как я ходил театр – учить рассказывать о собственном опыте похода в театр;

- «Мой любимый герой» - учить рассказывать о любимом персонаже.

-Художественное оформление спектакля – познакомить детей с художественным оформлением театра;

- «Знакомство с театральными профессиями : актер, режиссер, гример, костюмер, музыкант» - формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас;

- Отгадывание загадок (актер, сцена, билет, кассир,);

- Отгадывание загадок по сказкам.

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы:

- С. Маршак «В театре»;

- А. Барто «В Театре»;

- Чтение сказки «Заюшкина избушка»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке». А. А. Пушкина.

Словесная игра «Кто больше назовет» по темам:

«Названия профессий людей, связанных с театром»;

«Орудия труда, предметы, необходимые для актера, кассира, гардеробщика и т. д.»;

«Какими качествами должен обладать актер»;

«Чем значима профессия декоратора»;

«Результат работы режиссера».

Цель – обогащать словарный запас детей.

Разучивание стихотворений на тему «Актерская речь. Дикция» : Н. Сутеев «Кто сказал мяу, А. Барто «Зайка».

Цель: развивать память, закреплять навыки четкого произношения слов, артистизма.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование "Мы рисуем театр". Цель: дать детям элементарные представления о театре. Учить детей создавать образ театрального здания, передавать в рисунке его форму, строение, части;

Аппликация «Актер». Цель: познакомить детей с профессией актера, с атрибутами, необходимыми, ему в работе;

Конструирование «Построим сцену». Цель: закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы;

Строительная игра «Построй здание» Цель: развивать интерес в самостоятельной деятельности при постройке здания различной формы.

2 ЭТАП – ОБОГАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗНАНИЕМ И ОПЫТОМ ПЕРЕДАЧИ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Социально-коммуникативное развитие:

- Психогимнастика «Разные лица». Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой;

- Дидактическая игра "Собери сказку" (из кубиков). Цель: упражнять в умении правильно находить детали для построения целого;

- Игра «Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком». Цель: развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей;

- Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?". Цель. Формировать представления детей о профессиях спасатель, пожарный, диспетчер, врач. Учить детей находить орудия труда и материалы, развивать внимание, память и речь детей. Ход игра: включает в себя картинки с изображением людей (пожарный, спасатель, врач) и картинок с изображением орудия труда и материалов. Ребенку предлагается сложить цепочку из картинок с изображением разныx предметов труда, необходимыx для работы врачу, пожарному….;

- Игра «Назови свое имя по - разному». Цель: развитие творческих способностей детей;

- Дидактическая игра «Угадай, кого не стало». Цель: развитие внимания, памяти. Детям необходимо угадать, какой герой сказки спрятался;

- Игры детей со звучащими инструментами. Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей;

- Подвижные игра «Гуси - лебеди». Цель: закрепить умения по сигналу собрать свою команду;

- Подвижная игра «Аплодисменты по кругу». Цель: развивать быстроту реакции, ритмично передавать рисунок;

- Игровое упражнение «Комплименты». Цель: закреплять умение находить красивые слова для комплимента.

3 ЭТАП – СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в рамках оформления сюжетно-ролевой игры «Театр» :

- изготовление билетиков, афиш, программок «Скоро премьера»;

- разработать и оформить лэпбука по теме «Виды театров»;

- оформить атрибуты для игры (музыкальные инструменты);

- для игры драматизации изготовить кассу, маски и одежду для героев сказки; ширму;

- создание папки «Профессии в театре», «Виды театра»

- оформить дидактические игры «Собери сказку», «Кому, что нужно для работы».

С помощью родителей:

- изготовление пособия для психогимнастики «Разные лица»;

- оформление фотовыставки «Мы в театре»;

- оформить плоскостной театр «Красная шапочка».

4 ЭТАП – АКТИВИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО

С ДЕТЬМИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

Предполагаемый ход сюжетно - ролевой игры «Мы пришли в театр на спектакль «Три поросенка».

Варианты распределения ролей: считалки, карточки с изображением работников театра, и т. д. по выбору детей.

При первом провидение игры роль билетера берет на себя воспитатель. Он своими действиями, вопросами, репликами направляет ход игры.

Зрители: Дети пришли в театр, приобретают билеты на необходимый спектакль, проходят в зал, занимают места согласно билетам. Ребята собирают необходимые атрибуты согласно выбранным карточкам.

Кассир: здоровается, продает билеты, дает сдачу, берет необходимые атрибуты.

Гардеробщик: принимает вещи, выдает номерок.

Буфетчик: здоровается, предлагает посетителям имеющуюся продукцию, называет цену, продает, берет деньги, дает сдачу.

Актеры: надевают маски, берут необходимые атрибуты. Начинается спектакль. Гаснет свет.

В свободное время они могут посетить столовую и отдохнуть от трудного дня.

Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействия между ними:

- Кассир - Зрители - Буфетчик;

- Посетитель - Гардеробщик;

- Зритель - Актер – Буфетчик.

Варианты развития сюжетно-ролевой игры :

- «Семья» - сбор семьи в театр, ситуации в квартире;

- «Автобус» - люди едут в театр;

- «Магазин» - после представления семья заходит за покупками;

- «Аптека» - ребенок повредил палец.

Примерные игровые ситуации:

- покупка билета;

- сдача вещей в гардероб;

- во время антракта зрители идут в буфет;

- зрители занимают места в зале;

- покупка медикаментов;

- перерыв и т. д.

Оценка игры :

- Как вы считаете, ребята, получилась ли у нас дружная игра?

- Как вы помогали друг другу во время игры?

- Как вы считаете, кто хорошо справился со своей ролью?

Ожидаемые результаты. Результаты вашей деятельности.

Рефлексия педагога

Благодаря данной игре дети узнали о профессии работников театра, узнали кто такой актер, какими качествами он обладает, какие атрибуты нужны им для работы, как нужно вести себя в театре. Дети с удовольствием играют, принимая на себя разные роли.

Анализ наблюдения за игровой деятельность детей в ходе данной игры показал, что дети стали чаще брать на себя роль и намечать сюжет – 42% (средний уровень, самостоятельно создают игровое пространство и разыгрывают сюжет – 48% детей (высокий уровень, и только 10% детей демонстрируют однообразные действия с игрушками (низкий уровень).

Активное участие в оформлении атрибутов для сюжетно-ролевой игры приняли родители. Это и пошив костюмов, оформление плоскостного театра. Уникальной возможностью проявить свое творчество и принять активное участие в жизни группы воспользовались более 35 % родителей. Данная работа позволила сплотить коллектив родителей, а так же наглядно показать эффективность сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка.

Так же работа над разработкой и оформлением данного проекта способствует формированию следующих профессиональных компетенций педагога:

- Теоретические – изучение современных образовательных подходов и программ;

- Методические - планирование реализации проекта, изучение принципов организации и этапов игры, формирование сюжетно-ролевой игры, интегрирование образовательных областей, мониторинг и т. д. ;

- Коммуникативные – культура взаимодействия «ребенок-родитель-педагог», творческое применение современных технологий, культура управления сюжетно-ролевой игрой.

Дальнейшее развитие проекта.

- Продолжать развивать игру, обогащая предметно пространственную среду для обыгрывания ситуаций;

- Посетить театр для просмотра сказки;

- Папка-передвижка «Значение театральной деятельности в жизни ребенка»;

- Создание книги «Как мы ходили в театр с нашей группой»;

- Изготовить совместно с родителями стенгазету на тему «Игра в театр в семье»;

- Разработать ряд консультаций для родителей посещающих театр вместе с детьми.

Приложение (конспекты занятий, сценарии и т. д.). Конспекты разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Центр сюжетно-ролевой игрыЦентр сюжетно-ролевой игры Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

«Продукты» предметы для сюжетно-ролевой игры«Продукты» предметы для сюжетно-ролевой игры Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу еще раз поделиться работами, которые для группы сделала мама одного из моих воспитанников. Я про нее.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Атрибуты для сюжетно-ролевой игрыАтрибуты для сюжетно-ролевой игры Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, в двух словах, как мы разнообразим детскую сюжетно- ролевую игру. Посмотрите какие "теблеточки".

Фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Магазин»Фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Магазин» Фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Магазин» во второй младшей группе Любовь Майорова Цели и задачи:: побуждать детей выполнять игровые действия.

Уголок сюжетно-ролевой игры «Магазин»Уголок сюжетно-ролевой игры «Магазин» Дети повзрослели. Нужно было придумать и заинтересовать детей,чтобы дети стали более уверенные в себе. Умели общаться с окружающим миром.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье»Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье» Хочу поделиться идеей оформления сюжетно - ролевой игры "Ателье". Данный материал будет интересен воспитателям. Я расскажу вам и покажу.

Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные»Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные» Поступил сигнал тревожный В часть пожарную о том, Что в весенний день погожий Загорелся кошкин дом. Дом горит, как лист бумажный, Застилает.

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Больница» Цель: Создать условия для формирования у детей умения развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных.

«Семья». Конспект сюжетно-ролевой игры Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» Фадеева Анастасия Цель: организация социально-личностного развития детей 6-7 лет на основе сюжетно-ролевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект сюжетно-ролевой игры «Театр»
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 19:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД