Проект «В царстве снега». Формирование представлений о свойствах снега в ходе экспериментальной деятельности

Елена Котова
Проект «В царстве снега». Формирование представлений о свойствах снега в ходе экспериментальной деятельности

Экспериментально - исследовательский проект по теме:

«В царстве снега»

Содержание проекта:

1. Пояснительная записка

2. Планирование опытно – экспериментальной деятельности

3. Условия, побуждающие детей к познавательной, исследовательской деятельности.

4. Предполагаемые результаты

5. Выводы.

Проект предназначен для реализации в средних группах.

По времени – долгосрочный (3месяца). В течение этого промежутка времени, дети в ходе организованной педагогической деятельности, прогулок, будут проводить наблюдения, экспериментирования, исследования и различные манипуляции со снегом.

Цель проекта – способствовать развитию любознательности, интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности со снегом.

Задачи:

1. Формирование представлений о снеге, через экспериментальную и исследовательскую деятельность;

2. Создать условия, побуждающие детей к активной познавательной деятельности;

3. Воспитывать интерес к объектам неживой природы;

4. Формировать основу бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты:

1. У ребенка сформировано представление о свойствах и качествах снега;

2. Ребенок проявляет любознательность, активность в познавательном процессе;

3. Интересуется причинно – следственными связями;

4. Бережно относится к объектам неживой природы, заботится о птицах.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует формированию целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Именно в период дошкольного возраста у детей происходит зарождение первичного образа мира благодаря поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности ребенка. В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, экспериментах, становлении закономерностей и взаимодействий.

Всем известно, что ребенок познает мир путем собственных проб и ошибок, через манипуляцию с объектами. Уже с 4 лет малыш пытается осознать взаимосвязи, взаимозависимости, но без взрослого ему конечно трудно все это осознать. Поэтому роль взрослого – родителей, воспитателей – в познании ребенком окружающего мира, формировании целостной картины мира очень велика.И здесь основными задачами педагога становится :

• Помочь организовать экспериментальную, исследовательскую деятельность;

• Увлечь, заинтересовать ребенка;

• Помочь сделать выводы, определенные умозаключения.

Экспериментальная деятельность вызывает у детей интерес к исследованию природы, окружающего нас мира, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Для наиболее результативной реализации проекта мы стараемся создать наиболее благоприятные условия, побуждающие детей к экспериментальной и исследовательской деятельности:

• Использование игровых персонажей;

• Создание проблемных ситуаций;

• Постановка вопросов(«А как вы думаете, что будет со снегом, если мы занесем его в группу?», «Можно ли слепить снеговика из сухого снега, «Ребята, а как вы думаете снежинки все одинаковые? Давайте посмотрим!» (рассматривание через лупу)

В реализации проектной деятельностииспользуются следующие методы и приемы работы с детьми:

Экспериментальные игры;

• Действия (с лупой);

• Наблюдения природных явлений;

• Беседы;

• Рассматривание;

• Манипуляции со снегом.

Исследовательская, экспериментальная деятельность позволяет ответить на интересующие ребенка вопросы, сформировать представления о явлениях природы, окружающих предметов, материалов из которых они сделаны.

Приложение.

Планирование опытно – экспериментальной деятельности

Декабрь.

Тема: «Первые снежинки»

Методы и формы работы с детьми: наблюдение во время прогулки за падающим снегом;постановка вопросов:

«Что будет если мы занесем снег в группу, «Почему он растаял?»

Задачи: Формировать представление детей о снеге, его свойствах: белый, пушистый, холодный, но на теплой руке тает и превращается в воду.

Тема: ««Царство снежинок»

Методы и формы работы с детьми: Рассматривание снежинок через лупу;рисование: «Моя снежинка».

Задачи: Показать многообразие форм снежинок, обратить внимание на их цвет, размер. Учить рисовать снежинки, развивать умение передать их форму.

Тема: «Цветной снег»

Методы и формы работы с детьми: Экспериментирование со снегом и красками, в гости к ребятам пришел Волшебник Красок

Задачи: Вызвать интерес к экспериментальной деятельности,ответить на вопрос: «А можно ли рисовать на снегу

Тема: «Ледяная горка»

Методы и формы работы с детьми:Постановка проблемной ситуации: «Как нам сделать горку?», экспериментальная деятельность, манипуляции со снегом.

Задачи: Расширять представления детей о свойствах снега, сделать горку для кукол.

Тема: «Кто на дереве сидит?»

Методы и формы работы с детьми: Беседа, наблюдение.

Задачи: Формировать бережное отношение, заботу, сочувствие к птицам, изготовить скворечники, для подкормки птиц.

Январь.

Тема: «Можно ли есть снег,

«Что станет с сосулькой, если ее занести в тепло?»

Методы и приемы работы с детьми: беседа экспериментальная деятельность.

Задачи: Продолжать формирование представлений о свойствах снега, льда. Помочь детям устанавливать причинно- следственные связи. Подвести детей к пониманию того, что снег есть опасно можно заболеть.

Тема: «Метель, метелица по дороге стелется…»

Методы и формы работы с детьми: наблюдения.

Задачи: Формирование представления о природном явлении.Помочь детям в установлении связи природных явлений: чем сильнее ветер, тем яростнее, свирепее метелица.

Тема: «Снеговик и его друзья»

Методы и приемы работы с детьми: прогулка, манипуляции со снегом, экспериментальная деятельность

Задачи: Расширять представления о свойствах снега: сухой снег лепится плохо, из него трудно что-то вылепить.

Тема: «Чьи это следы?»

Методы и приемы работы с детьми: наблюдения, рассматривание следов птиц и животных.

Задачи: Формирование представлений о том, что такое «след», учиться распознавать следы, логически рассуждать.

Февраль.

Тема: «Зимушка –зима».

Методы и приемы работы с детьми: игры в снежки, игры –эстафеты: «Кто быстрее к снеговику, «Самый ловкий».

Беседа: «Почему снег бывает только зимой

Экспериментирование: «Солнышко и снежок», «Чего боится снег

Задачи: Использовать игровую ситуацию, чтобы закрепить знания о свойствах снега;

В морозный день снег не тает даже на солнышке, но если теплеет он начинает таять;

Снег может быть только зимой, когда холодно.

Тема: «Почему нельзя есть снег

Методы и приемы работы с детьми: экспериментирование,

наблюдения во время прогулки: «Кто гуляет по снежку?» (кошки, собаки, ходят люди, поэтому он грязный)

Задачи: Закрепить представления о свойствах снега, развивать интерес к экспериментальной деятельности;

Помогать детям делать самостоятельные выводы, тем самым формировать представления о целостной картине мира.

Выводы.

Чтобы сформировать у детей представление о свойствах снега мы выбрали приоритетным направлением экспериментальную деятельность.

В ходе прогулок мы будем наблюдать, как падает снег, какой формы снежинки, какой снег лучше лепится. Детям всегда доставляет огромное удовольствие самим непосредственно участвовать в той или иной деятельности, и именно экспериментирование дает им эту возможность.

Многие сталкиваются с проблемой, что ребенок ест снег. Наш проект предусматривает беседу с детьми, наглядное экспериментирование почему этого делать нельзя, и я думаю, что вряд ли кто захочет есть снег, когда увидит грязную воду вместо него.

В результате реализации проекта у детей появится определённый запас знаний о снеге, и что самое главное, знания эти будут получены в ходе непосредственного участия самого ребенка.

Также результаты своих наблюдений дети смогут выразить в художественном творчестве.

Проект будет способствовать укреплению здоровья детей, совершенствованию двигательной активности детей.

В целом, хотелось бы добавить, что реализация этого проекта принесет не только знания, но и массу положительных эмоций воспитанникам!

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах»Познавательно-исследовательский проект «Есть ли жизнь на других планетах» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект "Есть ли жизнь на других планетах". Паспорт.

Проектная деятельность «Такой необычный воздух» (подготовительная группа) Проектная деятельность по теме «Такой необычный воздух» в подготовительной группе «ТАЙНА ПЯТОГО ОКЕАНА» Проект Выполнила: Боброва Е. С. ,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Проект «В царстве снега». Формирование представлений о свойствах снега в ходе экспериментальной деятельности
Опубликовано: 8 января 2015 в 20:24
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...
Мастер-класс «Поделка из картона и цветной бумаги «Новогодний Дворик»
Новогодний Дворик Поделка из картона и цветной бумаги Работа проведена в рамках кружка "Самоделкин" в подготовительной группе Цель: продолжать...
Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу»...
Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Она...