Васильева Сания
Проект «В горнице моей тепло»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно – творческий.
Возрастная группа: средняя группа.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Вид проекта : групповой.
Форма организации с детьми: совместная деятельность с детьми.
Цели проекта :
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста в процессе приобщения дошкольников 4-5 лет к истокам русской народной культуры;
Публикация «Проект „В горнице моей тепло“» размещена в разделах
способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
• Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
• Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к русской народной музыке,
• Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
• Воспитывать чувство патриотизма,
• Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям, игровым персонажам,
• Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми
• И взрослыми,
• Воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры с младшими детьми,
Развивающие:
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Актуальность проблемы.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идё т интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ничто так не способствует формированию и развитию личности как обращение к русскому народному творчеству. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Русское народное творчество позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является, а также способствует воспитанию патриотизма и гражданственности.
Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы: «Оберег», «Истоки», «Горенка», «Гусельки». Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего. Я решила познакомить детей с русским народным творчеством, В настоящее время проблема приобщения детей к культуре наших предков не получила достаточного отражения в научных исследованиях.
Возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально факторов в воспитании детей.
Появилась необходимость разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и условия формирования нравственного отношения к Родине, ее культурным ценностям.
Формирование любви к Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством России.
Выбрав это направление в своей работе, я преследовала единственную цель: познакомить детей с историей, культурой, традициями, обрядами и фольклором и, поставив перед собой следующие задачи:
• Воспитывать добрые чувства и интерес к своей Родине.
• Развитие способности воспринимать народную музыку,.
• Знакомство с русским народным костюмом.
• Разучить с детьми русские народные песни, хороводы,
• Познакомить с пословицами, поговорками, загадками,
• Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции,
Знакомство детей с русским народным фольклором строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные формы народного фольклора. Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей.
Работая в детском саду, я решила, что знакомство с фольклором будет интересно и полезно детям дошкольного возраста. Они должны знать прошлое своего народа.
Основные формы реализации проекта :
- беседы, упражнения для самостоятельного рассуждения;
- рассматривание картин, фотографий, просмотр слайд-шоу, видео;
- чтение художественной литературы;
- слушание народной музыки, песен, сказок;
- участие в календарных праздниках, развлечениях.
Методические приемы, используемые в проекте :
• наглядный, словесный, практический;
• наблюдение за природой;
• инсценировка песен и малых фольклорных форм;
• Знакомство с народными подвижными играми.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
• Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
• Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы( 2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый)
Этапы реализации проекта
Этап 1. Подготовительный
1. Постановка цели и задач.
2. Проведение анкетирования родителей.
3. Диагностика социально-коммуникативных навыков детей.
4. Изучение методической литературы по теме.
Этап 2. Разработка проекта
1. Создание предметно-развивающей среды: оформление уголков старины, русского быта и игрушки.
2. Составление тематического плана работы с детьми.
3. Подбор пособий для работы с детьми.
4. Разработка конспектов совместной деятельности, праздников, развлечений и др.
Этап 3. Внедрение проекта
1. Совместная деятельность педагога с детьми, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.
2. Игровая деятельность с детьми.
3. Дни открытых дверей.
4. Встречи за круглым столом с родителями.
5. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.
Этап 4. Итоговый – июнь
1. Фотовыставка «Наши традиции»
2. Обобщение опыта работы по теме «Русская народная культура в развитии социально-коммуникативных навыков детей».
Исполнители проекта : педагоги группы «Подсолнушки», дети средней группы, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемые результаты реализации проекта.
В результате выполнения проекта :
Дети будут:
Уметь оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных установок, идеалов, отношение к себе, другим людям, обществу;
Проявлять интерес к своей родине, русскому народному фольклору через использование в активной речи считалок, поговорок, пословиц, загадок;
Активно участвовать на праздниках исполняя разнообразные формы русского народного фольклора (хороводы, песни, пляски, частушки, пестушки, шумовой оркестр и др.);
Знать предметы быта, правильно их называть, уметь правильно применять в играх и театрализованной деятельности.
ПЛАН ПРОЕКТА
Формы организации деятельности
Месяц Беседы,
рассматрива-ние альбомов по теме Подвижные игры, слушание народной музыки Чтение худ. литера-туры Хороводы, движения Развлечения, праздники, посиделки
Октябрь Беседа «Что такое национальный костюм»,
рассматривание кукол в националь-ных костюмах. Знакомство детей с особенностями национального костюма. Дать представление об истории национального костюма. Народная игра «Золотые ворота».
Разучива-ние потешки «Дождик» Выставка книг русских народных сказок, расширять представле-ние о русском народном творчестве. Разучивание хоровода «Ой, ребята тара-ра» Вечер развлечения «В гостях у бабушки Загадушки» - учить детей отгадывать сказки, а также самим придумывать загадки.
Ноябрь Беседа «Русские народные промыслы»,
рассматривание альбомов о различных промыслах России. Слушание и разучива-ние народных колыбель-ных. Слушание рус. нар. песни «Ах вы сени, мои сени», игра на ложках. Речевая игра «Летели две птички» Разучивание русской народной
игры «Петух». Вечер игр «Матушка с Ярмарки пришла».
Декабрь Беседа «Какая русская изба»,
посиделки в русской избе, знакомство с предметами старинного быта: коромысло, печь, самовар, чугунок, ухват и т. д. Слушание русских народных песен в хоровом исполнении Потешки -диалоги «Шла лисичка», «Кисонька- мурысынь-ка», «Бабушка в гости пора». Разучива-ние пословиц и поговорок о труде. Хороводы «Как на тоненький ледок», «Во поле береза стояла». Вечер развлечения «Сундучок Деда Мороза»
Январь Беседа «Русские народные праздника», рассматрива-ние альбомов «Колядки». Приобщать детей к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций. Знакомство с балалайкой. Послушать народные мелодии в исполнении балалайки. Пословицы и загадки о народных инструмен-тах. Игра -драматизация по русской народной сказке «Теремок» Вечер игр с музыкальными инструментами «Новогодний сапожок»
Февраль Беседа «Народные умельцы»,
рассматривание картин о ремесленниках России. Познакомить детей с работой гончара, кузнеца, плотника, бондаря. Слушание песен о труде. Закрепить пословицы о труде. Повторение знакомых песен. НОД «Труд кормит, а лень портит»
Март Беседа «Предметы быта русской избы», посиделки в горнице. Закрепить с детьми названия старинных предметов. Знакомить детей с особенностями жилища, одежды и кухни. Пение колыбель-ных.
Разучива-ние песни «Блины» Слушание дразнилок, потешек, пестушек, закличек.
Хоровод «Идёт Матушка - Весна».
Шумовой оркестр. «В гостях у Хозяюшки». День открытых дверей для родителей, чаепитие.
Апрель Беседа «Русская народная игрушка -
свистулька», рассматрива-ние разных свистулек. Шумовой оркестр. «Шутки шутить –людей смешить». Дразнилки, потешки, небылицы.
Повтор знакомых песен. Театрализация сказки «Курочка Ряба». Празднова-ние Пасхи
Май «Времена года». Рассказ о временах года, просмотр презентаций. Слушание песни.
Игра «Ручеёк».
Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!» Хоровод «Вот уж скоро лето».
Интегриро-ванное занятие «В гостях у Матрешки»