Наталья Харитонова
Проект «В гости к гласным буквам» (средняя группа для детей с ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
познавательно-речевой, творческий.
Тип проекта :
Долгосрочный (сентябрь-декабрь)
Актуальность.
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А. Н. Корнева (1995г., М. З. Кудрявцева (1995г., Г. А. Глинна (1996г., Т. А. Ткаченко (2000г.) показывают, что у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.
Публикация «Проект „В гости к гласным буквам“ (средняя группа для детей с ТНР)» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Гласные звуки
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.
Проблема:
Каждый год, проводя мониторинг детей, мы наблюдаем низкие показатели по разделу фонематическое восприятие. Дети с ТНР не умеют: выделять звук из ряда других звуков; определять первый и последний звук; долго учатся дифференцировать понятия : звук-буква, гласный- согласный, твёрдый- мягкий звук. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является развитие фонематических процессов. Детям с ТНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим более длительный коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью. Поэтому возникла необходимость в реализации данного проекта.
Цель: развитие фонематических процессов у детей с ТНР.
Задачи:
1. Познакомить детей с гласными звуками и буквами : А, У, О, И; дать представления об особенности их артикуляции.
2. Учить выделять гласные звуки : из ряда других звуков, начала и конца слов.
3. Обучать первоначальным навыкам звукобуквенного анализа.
4. Развивать графомоторные навыки, ВПФ.
5. Расширять и активизировать словарный запас, грамматический строй речи, связную речь.
6. Повышать компетентность родителей в вопросе формирования фонематического восприятия.
Участники проекта :
Дети средней группы «Крошка Енот», учитель-логопед. воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта : сентябрь -декабрь
Планируемый результат:
-Дети будут выделять гласные звуки из ряда других звуков, начала и конца слов.
-Познакомятся с: понятием гласный звук, зрительным образом букв.
-Поможет формировать навык: выделения гласных звуков (А, У, О, И) из ряда других звуков, из начала слов; звукового анализа АУ, УА, ИА.
- обогатится словарь, разовьётся грамматический строй речи, связная речь детей.
- поможет раскрыть творческие способности детей;
- поспособствует формированию коммуникативных навыков, готовности к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;
- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
- привлечь родителей к реализации проекта (обогащение родителями предметно - развивающей среды : изготовление букв, пособий, приобретение игр по теме).
- расширять представления родителей о формировании фонематического восприятия. ( Консультации: «Что такое фонематический слух?»; «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело»).
- мотивировать родителей на выполнение работ с детьми по закреплению изучаемого материала.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
• Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
• Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.
• Разработка проекта и ознакомление с темой проекта родителей.
• Изготовление игр, пособий, букв для реализации проекта.
• - Подбор наглядного материала, индивидуальных заданий по теме проекта.
• Разработка логопедического досуга «Незнайкины загадки» по теме проекта.
• Подбор материала для родителей по формированию фонематического восприятия (в соответствии с возрастом детей).
Основной этап
• Систематизация коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.
• Пополнение папок «Сундучок логопеда» Звук и буква А (О, У, И) новыми практическими заданиями.
• Чтение и заучивание стихов про буквы : А, У, О, И;
• Дидактические игры и упражнения.
• Оформление фотовыставок «В гостях у буквы А»(У, О, И) Заключительный этап
• - Подведение итогов работы.
• Проведение логопедического досуга «Незнайкины загадки»;
• - Выставка детских работ по теме «Буква своими руками»;
• - Презентация детских проектов на родительском собрании «Ох, сказала буква О, как катиться нелегко»; «Шишка с веточки свисала, а потом она упала…».
Планирование коррекционно-образовательной работы с детьми
группы №7 (средняя с ТНР) в рамках проекта «В гости к гласным буквам»
Образовательная область Мероприятия с детьми
Познавательное развитие Рассматривание различных букварей;
Беседа: «Об истории азбук и букварей».
Создание собственных азбук «Моя азбука»
Логопедический досуг «Незнайкины загадки».
Просмотр презентаций: ««Ох, сказала буква О, как катиться нелегко»; «Шишка с веточки свисала, а потом она упала…».
Буква О»; «Шишка с веточки упала»
Игры и игровые упражнения: «Узнай букву по описанию», «Собери букву», «Чудесный мешочек», «Выложи букву»(из разных материалов).
Речевое развитие Занятия: «Звук и буква А;( 5 занятий); «Звук и буква У;( 5 занятий); «Звук и буква О;( 5 занятий); «Звук и буква И;( 5 занятий);
Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Как мы делали букву»
Речевые игры и упражнения: «Поймай звук», «Рыбалка», «Волшебные домики», «Узнай букву по артикуляции».
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игра: «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжкина больница».
Дидактические игры: «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Живое слово», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Пальчиковая азбука» и другие.
Физическое развитие Беседа: Правила работы за столами.
Физкультминутки и пальчиковые гимнастики.
Художественно-эстетическое развитие Выставка букв : А, У, И, О (из пластилина)
Художественное творчество: «Рисуем гласные буквы».
Чтение: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В. Крупин «Первый букварь»; В. Драгунский «Заколдованная буква».
Чтение стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В. Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; Б. Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо».
Участие родителей в образовательном процессе:
• Фотовыставка «Учимся, играя».
• Изготовление иллюстративного материала, игрушек и сказочных героев для мотивации детей.
• Участие в конкурсе «Сделай букву сам».
• Консультации в родительский уголок «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело».
• Изготовление демонстрационных букв А,О.
• Мастер- класс «В мире звуков и букв».
• Презентации детей.
• Изготовление буклета «Путешествуем с гласными буквами»
Результаты проекта :
1. Удалось сформировать у детей интерес к выполнению заданий по развитию фонематических процессов.
2. Дети научились выделять звук из начала слова, определять первый звук в слове, конструировать буквы из разных материалов.
3. Улучшилась речь детей, её грамматическое оформление, обогатился словарный запас.
4. У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание активно участвовать в жизни группы.
Вывод.
Целенаправленная, систематическая работа логопеда воспитателей, и родителей способствует планомерному освоению навыков усвоению детьми устранению у детей с трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематическое восприятие дошкольников. Использование игровой деятельности на занятиях, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло детям осваивать поставленные задачи по развитию фонематических процессов.
Используемая литература:
1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб. ; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И. В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М. : Издательство «Гном-Пресс», 1998
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Новоторцева Н. В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.
7. Смоляная В. С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010