Лучший педагог года

Проект по развитию мелкой моторики «Наши пальчики все умеют» в младшей группе

Гулия Батраева
Проект по развитию мелкой моторики «Наши пальчики все умеют» в младшей группе

Мелкую моторику рук развивают :

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

• Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;

• Народные игры с ладошками;

• Игры с природным материалом;

• Игры с предметами домашнего обихода;

• Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

• Дидактические игры;

• Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Наши пальчики все умеют“ в младшей группе» размещена в разделах

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

• Продуктивная деятельность

• Индивидуальная работа

• Самостоятельная деятельность

• Прогулка

• Утренняя гимнастика

• Самообслуживание

• Работа с родителями

Средства достижения поставленных задач:

• применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

• использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке ;

• информационные листы для родителей;

• разучивание стихов, потешек;

• использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Художественное слово.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты, имеющиеся в группе :

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• раскрашивания, штриховки;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;

• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

• сетки для раковины и разноцветные ленточки;

• макароны и шнуровки для нанизывания.

Актуальность проблемы.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Устное народное творчество-это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о доброте, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с этими произведениями, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особую роль в развитии младшего дошкольного возраста играют потешки, заклички, песенки, пальчиковые игры. Эмоциональное обращение в этих произведениях невольно заставляет малыша прислушиваться. Повторяя слова, у ребёнка развивается речевой слух, закрепляется правильное произношение звуков.

Только регулярное использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать ознакомлению с окружающим и развивать мелкую моторику рук.

Цель проекта :

Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики.

Задачи проекта :

1. Развивать память, речевой слух;

2. Развивать монологический и диалогический строй речи;

3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;

4. Воспитывать звуковую культуру речи;

5. Развивать воображение и мыслительную деятельность;

6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук.

Участники проекта :

• Педагоги.

• Дети.

• Родители.

• Музыкальный руководитель.

Тип проекта :

познавательно – игровой, творческий.

• по количеству создателей – парный.

• по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.

• по продолжительности – долгосрочный.

• по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

Этапы проекта.

Подготовительный этап.

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Подготовить методический материал;

3. Разработать картотеку пальчиковых игр;

4. Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей;

5. Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;

6. Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме;

7. Привлечь родителей к помощи по данной проблеме;

8. Разработать диагностический материал для прослеживания результатов эффективности внедрённого в работу проекта.

Организационный этап.

Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми первой младшей группы в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, «Пальчиковый театр», дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян, «Волшебные пуговицы», «Золушка», «Игры с прищепками», мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию, счетные палочки, методическая литература и др. Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры, песенки, заклички, потешки. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через непосредственно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка, через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.

Для наиболее лучшего результата ведётся большая работа с родителями по теме. Для этой цели в группе создана «Школа для родителей: Счастливый малыш». В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей по проблеме развития мелкой моторики рук.

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

Проведение развлечения с детьми «В гости к Буренушке».

Оформление альбома «Пальчиковые игры».

Проведение мониторинга по теме с целью выявить промежуточные результаты работы над проектом (январь) и результаты в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

Реализация проекта.

Месяц Тема Программное содержание

Январь 1.«Киска, киска, киска, брысь…»;

Пальчиковая игра «Сорока-сорока». Побуждать проговаривать окончание строчки; активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие.

2. Потешка «Ладушки, ладушки…»;

Пальчиковая игра «Моя семья». Формировать положительный

эмоциональный настрой детей

на совместную работу; развивать ощущение

собственных движений;

развивать мелкую моторику

пальцев рук.

3 Песенка «Наши уточки с утра…»;

Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошёл…» Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям;

сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

4. «Пошёл котик на Торжок…»;

Пальчиковая игра «Маша варежку надела». Учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста; развивать моторику рук.

1. «Наша Маша маленька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…» Активизировать движения пальцев рук; активно развивать речевой запас слов; формировать у ребенка

положительный эмоциональный настрой.

2. Потешка «Огуречик, огуречик…»; Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…» Развивать моторику пальцев

рук; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

3. «Водичка, водичка, умой моё личико…»; Пальчиковая игра «Коза рогатая». Учить ребенка совершать

действия руками в

соответствии со стихотворным

текстом; развивать мелкую моторику рук.

Февраль 4. Закличка «Солнышко - вёдрышко»; Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик». Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям;

сочетать игру и упражнения

для тренировки пальцев с

речевой деятельностью детей.

1.«Заяц Егорка»; Пальчиковая игра «Весёлые маляры». Развивать моторику рук,

выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;

обогащать словарь ребенка, развивать память.

2. Потешка «Из-за леса, из-за гор…»; Пальчиковая игра «Детки». Развивать мелкую моторику обеих рук; активизировать словарь детей, развивать память.

3. Песенка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…»; Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…». Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; развивать речь детей, активизировать словарь.

4. Песенка «Чики, чики, кички…»; Пальчиковая игра «На работу». Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

1. Песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; Пальчиковая игра «Пальчики». Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст.

2. Потешка «Кисонька-мурысонька…»; Пальчиковая игра «Мы считаем». Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст.

Март 3. Игровое упражнение «В гости»; Пальчиковая игра «Комарик». Учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек; развивать мелкую моторику рук.

4. «Здравствуй, солнце золотое…»; Пальчиковая игра «Шалун». Вызвать эмоционально-положительный настрой; развивать мелкую моторику рук.

1. Песенка «Как по лугу, лугу»; Пальчиковая игра «Коготочки». Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2. Работа с бумагой «Дождь идёт»; Пальчиковая игра «Прогулка». Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы; закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок; развивать мелкую моторику рук.

3. Работа с природным материалом «Мостик»; Пальчиковая гимнастика «Дорожка». Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль;

развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

4. «Улитка, улитка…»; Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»; «Этот пальчик дедушка». Учить детей четко проговаривать потешку. Повторить уже знакомые пальчиковые игры; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

1. Песенка «Наши уточки с утра…»; Пальчиковая гимнастика «Сорока». Побуждать проговаривать окончание строчки; активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие.

2. Песенка «Уж как свою коровушку люблю»; Пальчиковая гимнастика «Ёжик». Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.

Апрель 3. Песенка «Как у нашего кота…»; Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела». Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки; развивать моторику пальцев рук; создать радостное настроение.

4. Игровое упражнение «Змейка»; Пальчиковая гимнастика «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка». Учить выкладывать пуговицу по размеру; расширять словарный запас детей; развивать моторику пальцев рук.

1. Дидактическое упражнение «Сделаем матрёшке бусы»; Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошенки». Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити;

закрепить умение чередовать

предметы по цвету; развивать моторику пальцев рук.

2. Дидактическая игра «В гостях у Шептунчика»; Народная потешка «Бабочка». Учить детей группировать

однородные предметы, различающиеся по величине;

стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев; развивать мелкую моторику.

3. Игровое упражнение «Поможем зайке»; песенка «Заинька, зайка…». Учить выкладывать дорожку из фасоли; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги;

развивать мелкую моторику пальцев рук; создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

4. Дидактическая игра «Покормим птичек»; Пальчиковая гимнастика «Птички». Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе;

развивать мелкую моторику пальцев рук.

1. Потешка «Светит солнышко в окошко»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко». Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе;

продолжать закрепление формы (круглая); развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.

Май 2. Песенка «Коза-дереза»; Пальчиковая гимнастика «Шнуровка»; Учить детей продевать шнурки в отверстие; развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.

3. Потешка «Ой ты заюшка - пострел»; Дидактическое упражнение «Поможем Незнайке»; Продолжать учить детей шнуровке; закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие; формировать умение правильно проговаривать слова игры;

развивать моторику пальцев рук.

4. Дидактическая игра «Зонтик для зайки»; Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Учить детей выкладывать спички по образцу; развивать моторику пальцев рук; закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.

1. Дидактическая игра «Домик для ёжика»; пальчиковая гимнастика «Ёжик». Продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу; закрепить названия геометрических фигур; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Закличка «Дождик, дождик, веселей…»;

Дидактическая игра «Разноцветные крышки»; Учить детей строить постройки

из крышек, закреплять цвет крышек; формировать внимание, воображение, творческие способности;

развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Дидактическая игра «Бусинки рассыпались»; Пальчиковая гимнастика «На работу». Учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету; закрепить название цветов;

развивать мелкую моторику рук.

4. «Поиграем с пальчиками»; Повторение потешек, песенок. Повторить с детьми все изученные потешки, песенки, пальчиковые игры; закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью.

Срок реализации проекта

Проект рассчитан на 5 месяцев (10.01.17г. - 31.05.17г.).

Как будет оцениваться эффективность проекта :

По результатам мониторинга, наблюдения.

Ожидаемый результат:

- к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;

- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. ;

- станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.

Что получилось в результате:

В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми большое количество пальчиковой гимнастики, потешек, песенок, закличек. Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимают участие в совместной деятельности.

Перспектива:

Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.

Накопить материал по данной теме.

Мониторинг

Для целенаправленной и продуктивной работы с детьми по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры необходимо проводить диагностику исходного уровня развития детей для дальнейшей работы по данной проблеме.

Схема изучения уровня развития навыков по мелкой моторике детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр.

Методика обследования.

Пальчиковые игры :

Сжимание пальчиков в кулачок.

Упражнение «Сожми кулачек».

Соединение двух пальчиков в колечко.

Упражнение «Очки».

Сгибание пальчиков по очереди.

Упражнение «Детки кашу варили» (используем имя ребенка)

Повторение за воспитателем логоритмических движений.

Упражнение «Снегирек».

Сел на веку снегирек.

Брызнул дождик - он промок.

Ветерок подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

Умение повторить за взрослым фигуры, составленные из пальчиков (стол, стул)

Упражнение из ладошек «Стул», «Стол»

Уровень развития мелкой моторики детей 2-3 лет

(начало года)

В диагностике участвовало 18 детей. Результаты представлены на рисунке.

В ходе диагностики на начало учебного года я выявила 2 группы детей :

1 группа - дети со средним уровнем развития мелкой моторики

(6 детей) – 33 %

2 группа - дети с низким уровнем развития мелкой моторики

(12 детей) – 67 %

Уровень развития мелкой моторики детей 2-3 лет

(конец года)

В диагностике участвовало 19 детей. Результаты представлены на рисунке.

В ходе диагностики на конец учебного года в ходе проведения диагностики дети показали следующие результаты:

1 группа - дети со средним уровнем развития мелкой моторики

(12 детей) - 61 %

2 группа - дети с высоким уровнем развития мелкой моторики

(7 детей) – 39 %

Публикации по теме:

Кружок по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» для детей младшей группы Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их применяют.

Проект по развитию мелкой моторики «Волшебные пальчики» Проект по развитию мелкой моторики «Волшебные пальчики» Актуальность. Движения руки всегда тесно связаны с речью и.

Проект «Волшебные пальчики. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» МБДОУ д/с №36 г. Таганрог Проект «Волшебные пальчики». Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей.

Программа кружка «Умные пальчики» по формированию графических навыков и развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию.

Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста \ Содержание: 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Говорящие пальчики» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Организация работы кружка 3. Список детей по подгруппам. 4. Педагогические технологии, обеспечивающие.

Сценарий образовательной деятельности в младшей группе «Что умеют наши руки» Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная. Задачи: 1. формировать представления.

Творческая фотовыставка «Все умеют наши мамы»Творческая фотовыставка «Все умеют наши мамы» Ольга Завалишина Творческая фотовыставка «Все умеют наши мамы». На выставке были представлены работы, выполненные руками наших замечательных.

Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рукУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

Занятие по развитию мелкой моторики «Приходите в огород посмотреть, как все растет!» Цель: - закреплять пространственные представления: справа, слева, в центре, вверху, внизу. - формировать двигательную активность и гибкость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию мелкой моторики «Наши пальчики все умеют» в младшей группе
Опубликовано: 17 января 2018 в 14:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД