Кристина Попова
Проект по адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя»
Актуальность.
Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным считаю, реализацию проекта актуальной.
Публикация «Проект по адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Информационная карта проекта.
Цель проекта:
Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.
Задачи:
1. Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;
2. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;
3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;
4. Формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;
5. Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
6. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;
7. Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.
Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ)
Тип проекта: групповой, социально — практический
Участники: воспитатель, дети 1младшей группы, родители.
Ожидаемый результат:
• Максимально безболезненное преодоление адаптации малышами;
• Дети активно участвуют в играх;
• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым;
• Малыши расслабятся и успокоятся, у них пройдёт страх;
• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.
Формы работы с детьми:
• элементы телесной терапии (обнять, погладить);
• игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;
• игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;
• элементы театрализованной деятельности;
• исполнение фольклора во всех режимных моментах;
• релаксационные игры;
• игры с песком и водой:
• игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
• элементы закаливающих мероприятий.
Этапы работы:
I. Организационный
• Пополнение предметно – развивающей среды;
• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;
• Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;
• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;
• Составление перспективного плана на адаптационный период.
II. Основной
• Заполнение индивидуальных адаптационных карт;
• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительских собраний;
• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом;
• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно – дидактические игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на прогулке.
работа с родителями.
II. Заключительный (презентационный)
• Мониторинг адаптации карт;
• Подготовка презентации по проекту.
План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста:
1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.
Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.
• «Давайте познакомимся»
• «Кто у нас хороший?»
• «Как тебя зовут?»
• Здравствуйте, ладошки»
• «Здравствуй правая рука…»
• «Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»
• «Поможем помириться Лисе и зайчику».
• «Солнышко и дождик»
2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
• Игры с мыльными пузырями
• «Солнечные зайчики»
• Игры с воздушными шарами
• Игры с детскими вертушками
• Игры с музыкальными игрушками
• Использование потешек–уговорок
• Игры с песком и водой
3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.
Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.
• «Научим Степашку умываться»
• «Я тебе перед едой руки вымою водой»
• «Послушная ложка»
• «Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»
• «Напоим кукол чаем»
• «Оденем куклу Лизу на прогулку»
• «Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»
• «У нас в группе беспорядок»
• Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».
4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.
• «Я куклу Наташу катаю в коляске»
• «Спрячем ёжика»
• «Покажем Степашке наши кроватки»
• «Мишка косолапый манит деток лапой»
• «По дорожке Настя шла»
План работы с родителями на адаптационный период.
Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.
1. Анкетирование
2. Консультации:
• «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
• «Значение режима дня для воспитания ребёнка»
• «Профилактика простудных заболеваний»
• «Театрализованные игры в помощь при адаптации»
• «Речевые игры по дороге в детский сад»
• Родительское собрание «Давайте познакомимся»
• Совместная работа с родителями по изготовлению куклы «Королевы Осени» на выставку поделок «Осенняя сказка».
• Совместная экскурсия по городу «Осенний Шлиссельбург».
• Оформление фото –выставки «Адаптируемся играя».
Реализация проекта
Изучив актуальность темы, я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.
В июне 2019 года администрацией детского сада было проведено родительское собрание с целью познакомить их с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками.
На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальней работы на адаптационный период. (Приложение 1)
В сентябре 2019 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе.
Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Приложение 2)
На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми. (Приложение 3)
Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За два месяца нашей адаптации они приняли активное участие в родительском собрании, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осенняя сказка», пришли на мастер – класс по изготовлению куклы «Королевы Осени».
К концу октября нашу группу посещает 20 детей.
Результат проекта
Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности.
Положительно складываются отношения в детском коллективе.
У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям.
Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.
Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что адаптационный период протекает успешно: лёгкая адаптация наблюдается у 14детей (70%, средняя адаптация наблюдается у 6 детей (30%, тяжёлая адаптация отсутствует.
Я считаю, что такого хорошего результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.
Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы, опытные педагоги, отдавая свою любовь детям, помогаем преодолевать трудности этого периода. Для себя подчеркнула, надо чаще привлекать родителей к совместной деятельности.
Проект ещё не закончен, так как дети продолжают поступать в ДОУ, в том числе и в мою группу. Поэтому я и дальше буду продолжать работать над ним.
Список литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
4. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
5. Губанова Н. В. «Игровая деятельность в детском саду». Для работы с детьми 2-7 лет. М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
6. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И, «Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа. Методическое пособие. ФГОС ДО.
Приложение:
«Давайте познакомимся»
Цель: Познакомить детей между собой. Учить называть друг друга по именам.
Ход игры: Дети с педагогом становятся в круг. У воспитателя в руках игрушка. От её имени педагог знакомится с каждым ребёнком, побуждая детей назвать своё имя.
«Кто у нас хороший»
Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Воспитатель выводит и обнимает его.
Ванечка хороший (Олечка хорошая,
Ванечка пригожий (Олечка пригожая).
«Ванюшка светловолосый. с темными глазами, красивый. Сильный и не плакса», — говорит педагог. («Олечка хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется. Помогу…» «Дима хороший. Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…»)
Расхвалив 5- 6 детей, педагог приглашает всех детей к себе.
Педагог по очереди обнимает детей: «Замечательные у меня дети, — завершает общение с малышами педагог, — красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю».
«Как тебя зовут»
Цель: Знакомство с вновь поступающими детьми.
Ход игры: Дети садятся на ковёр образовав круг. Воспитатель передаёт мяч с вопросом: «Как тебя зовут?». Ребёнок отвечает и дальше передаёт мячик с тем же вопросом.
«Здравствуйте ладошки»
Цель: Формирование контроля над движениями, развитие умения различать части своего тела.
Ход игры: Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! — Пружинка.
Топ-топ-топ! — Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! — Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! — Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! — Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! — 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! — Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! — 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! — Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! — Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, ребята! — Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здравствуйте! — Машут рукой.
«Здравствуй правая рука»
Цель: Настроить детей на доброжелательный лад, учить здороваться при встрече.
«Солнышко и дождик»
Цель: Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения по сигналу воспитателя.
Ход игры: Воспитатель берёт зонтик и предлагает детям погулять:
«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко, — Сейчас выйду и позову детей играть!». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому:
Топ-топ-топ-топ (все топают ножками, стоя на месте,
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ,
Топ-топ — топ (пауза).
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю,
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.
«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разы стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик начинается! Скорее прячьтесь под зонтик ко мне!». Все спешат в свои домики.
«Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Воспитатель и дети произносят стишок:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи…
«Солнечные зайчики»
Цель: Создать положительную атмосферу, помочь детям эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение
Ход игры: Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить.
Игры с мыльными пузырями «Кто больше поймает пузырей»
Цель: Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение.
Ход игры: Дети гоняются за мыльными пузырями, пытаясь как можно больше их «поймать.
«Оденем куклу Лизу на прогулку»
Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.
Ход игры: Чтение стихотворения Благининой «Новая одежда».
Воспитатель говорит, что кукла Лиза уже позавтракала и хочет гулять. Показ и рассматривание новой одежды для Лизы. Совместная деятельность воспитателя с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку, сопровождая действия чтением потешек (Вот они сапожки., Моя Катя маленька.)
«У нас в группе беспорядок»
Цель: Формировать навык ориентироваться в группе, умывальной, раздевалке. Учить детей поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве детского сада и дома.
Ход игры: Чтение стихотворения «Маша – растеряша».
Беседа по содержанию стиха. Воспитатель создаёт условия для появления куклы Петрушки в группе. Расстановка принесённых предметов по местам.
«По дорожке Настя шла»
Цель: Учить детей справляться с негативными проявлениями. Развивать воображение, дружеские чувства, самостоятельность, внимание. Воспитывать чувство терпимости, отзывчивости.
Ход игры: Все дети ходят по кругу, а тот, кого выбрал педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам:
По дорожке Настя шла,
Настя тапочки нашла.
Настя тапки примеряла,
Чуть надела – захромала.
Стала Настя выбирать,
Кому тапочки отдать
Никите тапки хороши.
На, надень и попляши.
Все напевают плясовую мелодию, а первый ребёнок и выбранный им свободно пляшут внутри круга. Затем первый ребёнок возвращается в круг, а выбранный им остаётся в кругу, и игра начинается сначала.
Игры с песком.
Цель: Познакомить со свойствами песка, помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с песком.
Игры с водой.
Цель: Познакомить детей со свойствами воды «теплая», «холодная». Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с водой.
Использование потешек – уговорок.
Цель: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
Не плачь, не плач,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
У лисы боли,
У волка боли,
У Николаши боль
На берёзку в лес улети
Ай лады, лады, лады!
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Приложение 4.
1. Предметно-развивающая среда группы.
2. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.
3. Игры–забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
4. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование
культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.
5. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.
6. Приобщение родителей в процесс адаптации.