Елена Крестинина
Проект «Сказки для малышей» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект во второй младшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Проект во второй младшей группе № 3 «Капитошка» Тема: «Сказки для малышей»
Подготовила:
Воспитатель
Высшей кат. Крестинина Е. А.
г. о. Электросталь
2020 г
Проект «Сказки для малышей»
Публикация «Проект „Сказки для малышей“ во второй младшей группе» размещена в разделах
1. Паспорт проекта
Тема проекта : «Сказки для малышей»
Участники проекта : воспитатель, родители, дети второй младшей группы.
Срок реализации: около двух месяцев.
Тип проекта : среднесрочный, творческий.
Актуальность:
Дети входят в мир чудес и волшебства, через сказку. Там ребёнок учится добру. Возникает желание помочь попавшему в беду герою, разрешить сказочную ситуацию – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В наше время сказка, как и многие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Сказки являются замечательным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста по развитию речи. Первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы дети берут из сказок. Она позволяют увидеть добро и зло. Слова у сказки очень выразительны, богаты образными сравнениями, имеют несложные формы прямой речи. Все это позволяет активно вовлекать ребенка в речевую работу.
Я разработала проект «Сказки для малышей» для возникновения интереса к сказке, к любви чтения, для развития речи.
Проблема:
Чтобы реализация проекта началась, надо было выявить проблему. Начался проект с моделирования ситуации.
К детям в гости приходит сказочный персонаж - Лисичка. Она рассказывает ребятам, что очень любит свои сказки, но ей бы хотелось узнать, какие еще сказки есть на белом свете, где живут сказки и кто их придумывает. Дети предложили помочь лисе, показать ей наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, они не знали. И решили отправиться в сказочное путешествие и все узнать.
2. Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта :
Цель проекта :
Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
2. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
3. Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.
4. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
5. Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
6. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
7. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
8. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;
9. Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.
10. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
11. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.
12. При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.
Ожидаемые результаты:
• Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание маленьких сказок.
• Малыши знают, что сказки бывают русские народные и авторские, узнают некоторых писателей – сказочников : К. И. Чуковского, С. Михалкова.
• Ш. Перро, Х. К. Андерсена.
• Ребята участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
• Расширился словарный запас. Возрос уровень речевой активности детей
• Развиваются познавательный интерес и любознательность, творческие способности воспитанников, коммуникативные навыки.
• Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
• Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, с помощью родителей.
• Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
3. Условия реализации проекта :
Ресурсное обеспечение проекта :
• художественные и музыкальные произведения
• уголок театрализованной деятельности
• книжный уголок
• телефон с фотоаппаратом, ноутбук
• раскраски по теме «Сказки»
• наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
• Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
• Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
• Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
• Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Программно – методическое обеспечение:
1) Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010.
2) Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г.
3) КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
4) И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
5) Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20.
6) Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.
7) Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
8) Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
4. Этапы проекта :
1 этап - подготовительный
• Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
• Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
• Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
• Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
• Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.
• Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»
• Оформление книжного уголка в группе.
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.
• Информация для родителей «Участвуем в проекте «Сказки для малышей»».
• Разработка содержания проекта : «Сказки для малышей»
Основной этап:
• Проведение бесед и ООД по теме проекта.
• Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
• Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
• Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.
• Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
• Игры – драматизации по сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
• Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
• Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
• Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
• Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
Заключительный этап:
• Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».
• Показ сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей первой младшей группы.
• Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
• Обновление предметно – развивающей среды.
• Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»
• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
• Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»
• Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
• Подведение итогов проектной деятельности.
5. Работа с родителями
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
• Анкетирование для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
• Папки – передвижки для родителей:
«Как устроить домашний театр для детей?»
«Воспитание сказкой»
«Виды театров»
«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»
• Консультации для родителей:
«Значение сказки в жизни ребенка»
«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»
• Родительское собрание: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
• Акция «Подари книгу – сказку»
• Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра).
• Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
6. Оценка результатов работы по проекту :
Результаты работы по проекту можно определить :
- по сформировавшимся у детей представлениям и знаниям по теме проекта;
- по доле заинтересованности родителей в совместной деятельности в процессе реализации проекта.
9. Обобщение результатов работы:
В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи. Я считаю, что основная цель проекта - формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки - была достигнута.
На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен перспективный план мероприятий для детей, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству.
Основной этап проектной деятельности длился два месяца. На всех занятиях по всем образовательным областям я использовала разнообразные сказочные сюжеты, знакомые детям. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; дети стали называть писателей – сказочников, повысилась речевая активность. Из дома дети приносили свои любимые книги со сказками и рассказывали о них. У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Исполняемая роль, произносимые реплики ставили детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность вызывала у детей особый восторг. Все дети желали надеть маску и костюм и превратиться в того или иного сказочного персонажа. Даже робкие и стеснительные дети стали принимать активное участие в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогало преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще объединялись для обыгрывания той или иной сказки.
В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали цветными карандашами, восковыми мелками сказочных героев, раскрашивали раскраски, распечатанные родителями. Регулярно устраивались выставки поделок и рисунков детского творчества. Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Моя любимая сказка» и с гордостью показывали свои рисунки детям и воспитателям и рассказывали о своей любимой сказке.
На заключительном этапе обобщить полученные знания по теме помогла викторина «Сундучок со сказками». Все воспитанники были активными в ответах, поэтому каждый участник получил в награду сказочную медаль.