Папки-передвижки

Проект «Волшебница вода» для детей 4–5 лет

Алла Панова
Проект «Волшебница вода» для детей 4–5 лет

Проект «Волшебница-вода».

Сроки проведения: сентябрь - октябрь.

Цель проекта : формирование представлений детей о воде, расширение знаний детей о свойствах воды.

6. Задачи:

- Установить у детей научно- познавательный, практически- деятельностный, эмоционально- нравственный интерес по отношению к воде, как одному из источников жизни на земле.

- Выявить свойства воды (прозрачная, не имеет вкуса, запаха).

- Развивить мыслительные процессы, наблюдательность, умение делать вывод.

Публикация «Проект „Волшебница вода“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

- Воспитать интерес к поисково- исследовательской деятельности.

7. Количество участников проекта 27 человек (16 детей, 1 воспитатель, 10 родителей).

8. Возраст детей. 4– 5 лет

9. Ожидаемые результаты:

Расширение знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира. Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса детей. Интерес детей к поисково-исследовательской деятельности.

Актуальность проекта : Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.

Этапы проекта.

1этап - организационный.

Создание условий для реализации проекта.

Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.

Введение родителей в проект.

2этап - исследовательский.

Знакомство с материалами проекта.

Поиск решения проблемы.

Организация работы через виды деятельности.

3этап – заключительный:

Д/и. «Кто живёт в воде»

Развлечение «Волшебница вода».

Основные формы реализации проекта :

Игры-эксперименты, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей в экспериментальном уголке.

2 этап.

Сбор сведений.

1. Чтение художественной литературы: Рассказы и сказки:

«Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

«Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка, «Королева – вода Н. А. Рыжова (экологическая сказка); «Что случилось с рекой?» Б. Заходер, «Сказка о ручейке» Эстер Адам;

Стихотворения: «Я по воде могу ходить» С. Олегова; «Ручеек и речка» С. Олегова, «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова; «Берегите воду» С. Олегова; «Ручеек» Т. Жиброва; «Дождик» В. Минькова; «Какой дождь» О. Григорьев; «Снежок и Алешка» Е. Андреева, «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.

Загадки, половицы и поговорки о воде.

2. Рассматривание альбома «Рыбки», «Купаемся в речке, в море».

3. Семейные фото «Отдых на море, на речке»;

4. Рисование «Дождик»; «Рыбки», «Волны на воде»;

5. Аппликация «Утка с утятами», «Аквариум»

6. Опыты: «Тоне не тонет»; «Вода- жидкая- течёт, прозрачная, без цвета, без запаха»; «Пейте куклы вкусный сок»; «Вода – это жидкость, «Очищение воды».

7. Беседы: «Кто живёт в воде»; «Кто и что любит воду», «Что мы знаем о воде», «Важность воды для всех живых организмов», «Водоемы», «Интересные факты о воде», «Бережем воду вместе».

8. Дидактические игры: «Плавает, ходит, едет», «Узнай по описанию»; «Рыбалка». Какой бывает вода?», «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Потому что…», «Кому нужна вода, а кому полянка»

9. Подвижные игры: «Ручеек», «Тучка по небу ходила», «Снежки», «Лягушки и цапля».

10. Сюжетно – ролевые игры: «Моряки», «Морское путешествие, «Готовим обед».

11. Презентации: «Всем нужна вода»; «Кто живёт в воде».

Результат после реализации проекта :

Дети узнают:

• О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.

• О роли воды в жизни человека и живых организмов.

• Узнают о том, что воду загрязняют мероприятиях по предотвращению загрязнения.

• Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.

Приложение №1

Тема: «ВОДА ВОКРУГ НАС»

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

Наблюдение

Предложите детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали, много ли им потребовалось воды. В конце дня обсудите результаты наблюдений, запишите их.

Беседа

На следующий день повторите обсуждение результатов наблюдений. Предложите ребятам подумать, где еще можно обнаружить воду. Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т. п.) Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

Рассмотрите базовый рисунок к программе — обычный дом и «дом-природу» (см. обложку). Есть ли в обычном доме и в «доме-природе» вода? Найдите ее на рисунках.

Изучите с детьми глобус, объясните, что цвет воды на нем — голубой. Попросите их показать все, что выделено этим цветом. Обратите внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы, но главное, что вода в них не такая, как в реках. В реках и озерах вода без вкуса. Она называется пресной. А в морях и океанах вода соленая (можно дать дошкольникам попробовать обычную и подсоленную воду). На глобусе есть и участки белого цвета. Пусть дети найдут их. Объясните, что это тоже вода, но особенная. Белым цветом на глобусе обозначены льды и снега, которые никогда не тают.

Итак, вы выяснили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землей. Там тоже есть озера и реки, только мы их не видим. Но воду из этих подземных рек и озер наверняка пробовали многие. Кто из детей пил воду из родника? Люди очень ценят ее, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Иногда из родника рождается река.

Попросите детей подумать, откуда берется вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Подчеркните, что в кране вода — из реки, из подземного озера (выясните, откуда берется вода в вашем регионе — из поверхностных источников или артезианских).

Кажется, что воды на Земле много — вон сколько голубой и белой краски на глобусе! Чтобы у детей не создалось впечатление, что по этой причине можно ее расходовать не экономя, подчеркните: воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? Соленую или пресную? Человек не может пить соленую воду, а ее-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Найдите вместе с детьми на глобусе участки желтого цвета — это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды — всего три дня.

Сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную. Значит, воду надо беречь. О том, как это делать, вы поговорите с детьми на отдельном занятии. В заключение попросите детей еще раз перечислить, в каком виде и где можно найти воду, подчеркните, какая она разная.

Выводы по теме:

Мы не можем прожить без воды. Вода — это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на Земле очень много, ее должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

Тема: «КУДА БЕЖИТ РЕКА»

Цель: познакомить детей с особенностями водоемов на примере рек (озер).

Изучая предыдущую тему, дети узнали о том, в каком виде существует вода в природе. Теперь познакомьте их более детально с водоемами. Покажите фотографии, рисунки рек, озер, морей, океанов, прочитайте о них рассказы, стихотворения.

РЕЧКА

— Маленькая-маленькая речка,

Куда ты бежишь?

— Далечко!

— Страшно бежать далечко,

маленькая-маленькая речка!

Ямы пойдут,

овраги,

камни пойдут,

коряги,

может и зверь случиться!

— Я ему дам напиться!

— Встретишься с пнем рогатым,

старым да бородатым,

с древней кривой сосною.

— Я им ноги омою!

— В полночь бежать придется.

В полночь Яга крадется!

Если она обидит?

— Обидит?

Никто не увидит!

— Маленькая-маленькая речка,

зачем ты бежишь далечко?

Зачем тебе труд

да горе?

Что там далечко?

— Море!

(Э. Мошковская)

Обсуждение стихотворения

Обсудите с детьми ответ речки, отметьте, что все реки бегут, вода в них течет, не стоит на месте. Раз реки — и большие, и маленькие — бегут, значит, они должны куда-нибудь прибежать. Маленькие речки бегут к большим, сливаются с ними, большие тоже движутся и в конце концов попадают в море, озеро или океан, как и речка из этого стихотворения.

А вот в озерах, прудах вода никуда не спешит, не бежит. Там вода стоит. Поэтому речка может прибежать к озеру, а вот озеро к речке — никогда. Есть озера, которые создала природа, а есть такие, которые создал человек, — например, пруды. Кто из детей отдыхал на пруду?

Экскурсия

Проведите с детьми экскурсию на ближайший водоем: реку, озеро, пруд. Пусть ребята сами скажут, в каком водоеме вода бежит, а в каком — стоит. По каким признакам можно определить движение реки? Предложите участникам экскурсии вспомнить, какого цвета бывает вода в разную (дождливую, солнечную) погоду. Какое «настроение» у речки, озера? Меняется ли оно в разное время года? Что именно детям нравится (не нравится) на реке? Пусть попробуют описать свои чувства по отношению к ней. Как они думают: откуда и куда бежит река? Что она видит (видела) на своем пути? Кого встречала?

Рисование

По итогам экскурсии дошкольники могут выполнить рисунки на темы: «Речка, которую я видел», «Что увидела речка», «Веселая (грустная) речка».

Сравните работы детей : чем нарисованные водоемы похожи и чем отличаются друг от друга? Подчеркните, что одну и ту же реку (озеро) люди воспринимают по-разному.

Наблюдение

Весной, когда тает снег, или в другое время года после дождя предложите ребятам найти все ручейки на территории вашего детского сада. Хорошо известно, что дошкольники проявляют большой интерес к дождевым потокам и весенним лужам. Используйте этот интерес для объяснений того, как образуются реки. Обратите внимание ребят на то, что маленькие ручейки соединяются в большие, а те, в свою очередь, текут дальше и образуют большие потоки, которые условно можно называть речкой. Если позволяет погода, дети могут проследить пути ручейков, спустив в них сделанные собственными руками кораблики. Эти кораблики, проплыв по мелким маленьким ручейкам, в конце концов попадут в самый большой ручей или лужу. Подчеркните, что в природе даже очень большие речки часто начинаются с маленьких ручейков. Каждый такой поток воды на своем пути принимает воду из других ручейков и становится все обширнее. Так рождаются маленькие речки. Но и они тоже могут соединиться вместе в одну большую реку. Моделью же озер послужат лужи.

Таким образом, на примере системы водных потоков на участке вы можете показать процессы образования рек. Обратите внимание детей на то, что многие речки, ручьи, озера, моря связаны между собой. Значит, если человек загрязняет воду даже в одном ручейке, опасность угрожает всем речкам, в которые попадет эта вода.

Рисование

1. Для закрепления материала дошкольники могут нарисовать (сделать аппликацию) на тему: «Как рождается речка», т. е. воспроизвести на бумаге систему ручейков (рек, которую они изучали во время предыдущих наблюдений.

2. Сначала предложите ребятам нарисовать на большом листе бумаги большую речку, а затем каждый из них нарисует свой ручеек, который в нее впадает. Придумайте названия реке и ручейкам.

Конструирование

Для этого вида работы вам понадобятся голубые полоски ткани (можно использовать также ленты) разной длины и ширины.

Предложите детям создать свою речную систему: самая широкая и самая длинная полоса ткани превратится в главную речку, остальные — в ручейки.

Задача детей — разложить голубые полосы так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

Выводы по теме:

На Земле много разных рек — больших и маленьких. Все они куда-то бегут: некоторые — в другие речки, некоторые — в океаны, моря, озера. В реках вода движется, а в озерах стоит. Большая река образуется из множества маленьких и средних речек и ручейков. Все они связаны между собой.

Тема: «ЭТА ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель: познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т. д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Обсудите с детьми вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?». Пусть каждый из них объяснит, что он представляет при слове «вода». Кто-то скажет: «дождь», кто-то «туман» и т. д. Получается, что вода бывает очень разной. Может быть, вода, как волшебница, умеет превращаться (дождь, снег, роса, лед и т. п. ?

Рассмотрите с ребятами зимние, летние, осенние, весенние пейзажи. Одинаково ли на них изображена вода?

Предложите детям стихи, загадки, а они должны сказать: это стихотворение (загадка) о воде или нет?

Загадки

Без пути

И без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

Но никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь)

В огне не горит

И в воде не тонет. (Лед) [из русского фольклора]

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке? (Снежинки)

Наш серебряный кинжал

Недолго дома пролежал.

Мы поднять его хотели,

А он к порогу убежал! (Сосулька) [из русского фольклора]

С крыши белый гвоздь торчит.

Солнце взойдет,

И гвоздь упадет. (Сосулька)

Сперва летит,

Потом бежит,

Потом на улице лежит.

Тогда без бот или галош

Его сухим не перейдешь! (Дождь)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька) [К. Чуковский]

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная! (Коньки, лед) [К. Чуковский]

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз, но снежные узоры на окне — тоже вода.)

«ДОЖДЬ ИДЕТ…»

Дождь идет,

И мячики зеленые

Прыг да прыг

От радости в траве.

Качаются веселые

На клене,

Сверкают у меня

На рукаве,

Прыг да прыг.

Садятся на листочки,

Как живые.

Я пристально

Рассматриваю их.

Не мячики,

А капли дождевые

Передо мною пляшут

Прыг да прыг.

(С. Жупанин)

Обсуждение стихотворения

А где ребята видели капельки воды? Что эти капельки делали: прыгали, как в стихотворении, бежали, лежали? Попадали ли когда-нибудь капельки на одежду детей?

КОРОВА В ТУМАНЕ

Я ищу, ищу корову.

Скрылась речка, скрылся луг,

Нашу рыжую корову.

И пруда не стало вдруг.

Опускается туман,

Мгла надвинулась густая.

На дороги, на дома.

Вот и я во мгле растаю.

(Л. Квитко)

Обсуждение стихотворения

Кто из детей видел туман? Каким кажется окружающий мир в тумане? Вспомните с детьми мультфильм «Ежик в тумане». Как туман «обманывал» ежика?

Экспериментирование

Рассмотреть сухое стеклышко или зеркальце, потрогать его. Подышать на стеклышко: что произошло?

Рисование

1. Вы с детьми выяснили, что вода бывает очень разной, она умеет превращаться. Спросите, что нарисует каждый из детей, если вы попросите изобразить воду. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и роса, и туман, и дождь. Получается, что вода — волшебница, она умеет становиться разной, превращаться, поэтому нарисовать ее «портрет» одному человеку очень сложно. А вот ребята все вместе это могут сделать. Предложите каждому из детей выбрать один вид воды: кто-то рисует дождь, кто-то снежинки и т. д. Затем все «портреты» складываются вместе, и получается настоящий «портрет» воды. Сразу можно увидеть, какой она бывает!

2. Возьмите большой лист бумаги и предложите каждому ребенку изобразить на нем воду в разных вариантах. Тогда «портрет» воды будет выполнен на одном листе бумаги. Повесьте его на видном месте. Возможно, по результатам наблюдений вы еще дополните его.

3. Прикрепите на стене рулон бумаги, на котором каждый ребенок сможет делать зарисовки своих наблюдений. Предложите детям каждый день рисовать ту воду, которую они видели. Через некоторое время снимите рулон бумаги, расстелите его на полу и обсудите с детьми все их рисунки. Пусть каждый «автор» сам прокомментирует свои рисунки.

Наблюдение «Дождь»

В дождливую погоду предложите детям понаблюдать из окна, как капли падают на землю, как они стучат по стеклу, послушайте вместе с ними шум дождя. Все ли дожди одинаковые? Может быть, есть веселый, а есть грустный дождь? Чем отличается осенний дождь от весеннего? Летнего?

КАКОЙ ДОЖДЬ?

Дождик капал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, скорый,

Сонный, медленный и спорый,

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный, и горячий,

А еще и грозовой,

Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,

А при ветре даже в клетку.

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

(О. Григорьев)

СКОЛЬКО ЗНАЮ Я ДОЖДЕЙ?

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

(А. Тараскин)

Обсуждение стихотворений

Обратите внимание детей на то, сколько разных дождей описали авторы. Как много всего умеет делать дождь! Какие дожди видели дети? Какие из них им больше нравятся и почему?

Наблюдение «Облака»

1. Предложите детям понаблюдать за облаками, напомнив, что они состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Предложите каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

ВИДЕЛ САМ

Я сегодня видел сам:

Слон летел по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах!

В синеве он важно плыл,

Даже солнце заслонил.

И опять случилось чудо:

Превратился он в верблюда.

Я все это видел сам:

Плыл верблюд по небесам!

Не на юге, не в пустыне,

Над Москвой, в небесной сини.

(В. Лифшиц)

Обсуждение стихотворения

О каких слонах и верблюдах рассказывает автор стихотворения? Может быть, кто-нибудь из ребят их тоже видел на небе?

Аппликация

Предложите каждому ребенку вырезать из бумаги облако, похожее на то, за которым он наблюдал. Наклейте все облака на большой лист голубой бумаги. У вас получится небо с облаками — такое же, как вы видели во время прогулки.

Наблюдение «Роса»

Обратите внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава и листья растущих у самой земли растений — мокрые. Пусть дети проведут рукой по траве: ладошки станут влажными. Предложите каждому ребенку найти «свою» капельку росы и понаблюдать за ней. Обратите внимание детей, как красивы капли росы, особенно когда они переливаются под лучами солнца.

Откуда берется роса? Капельки воды могут испаряться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает очень холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки росы.

РОСА

Я видел впервые

Такую красу:

На листьях зеленых

Цветную росу.

Она вся сияла,

Сверкала, искрилась

И огоньками цветными

Светилась.

И я удивился,

Задумался сразу:

А вдруг из росы

Происходят алмазы?

(В. Кудрявцева)

Обсуждение стихотворения

Предложите ребятам сравнить впечатления автора со своими впечатлениями во время наблюдений.

Наблюдение «Иней»

Зимой обратите внимание детей на иней. Иней — тоже капельки водяного пара, но только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях, кристаллики льда, из которых он состоит. Прикоснемся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Иней — тоже вода.

Обязательно обратите внимание ребят на то, как необычно, как красиво выглядят деревья, покрытые инеем. Они как бы пришли из волшебного царства. Пусть дети попробуют описать это царство. Кто в нем живет? Кто «заморозил» деревья? Какое дерево особенно нравится детям? Составьте сказку о волшебном царстве и волшебных деревьях.

Наблюдение «Снег»

1. В течение зимы предлагайте детям время от времени определять цвет снега. Остается он одинаковым или меняется? Какого цвета снег в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? Важно обратить внимание детей на то, что из снега не всегда можно слепить снежные фигуры.

2. В какую погоду снег хрустит под ногами — в теплую или морозную? Предложите детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он возмущается, что мы по нему ходим, топчем его? А может быть, он о чем-нибудь рассказывает? О чем снег может рассказать?

3. В какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный? На каком можно прыгать, а на каком — нет?

4. Сколько сугробов в вашем дворе? Какой сугроб самый высокий? Самый маленький? Кто собрал снег в сугробы?

5. Ранней весной наблюдайте за таянием снега. Детям всегда интересно, как тает вылепленная ими снежная баба. Что с ней происходит? Куда она исчезает? Что остается на ее месте?

6. Во время зимних прогулок предложите ребятам рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обратите внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Пусть дети постараются найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядели, а затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации).

7. Что происходит, если снежинка упадет на ладошку? На лицо? Почему она тает? Если есть возможность, посмотрите на снежинки через лупу.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Нахмурилось небо (наверно, не в духе,

Летают, летают

Белые мухи.

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают,

Но даже — не тают.

(Б. Заходер)

Обсуждение стихотворения

О каких «белых мухах» идет речь в стихотворении? Кто из ребят их видел? Почему автор сравнил снежинки с белыми мухами? А с чем сравнили бы снежинки ребята? Почему «белые мухи» (снежинки) не тают?

НОЧНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Мы снежную бабу слепили вчера,

И шляпа у бабы была из ведра,

А нос из моркови, а руки из палки,

Метла из метлы, а коса из мочалки.

Мы снежную бабу искали с утра.

Нашли мы ведро посредине двора.

Метлу мы нашли возле старой беседки,

Морковку в снегу, а мочалку — на ветке.

(Ю. Кушак)

Обсуждение стихотворения

Что произошло со снежной бабой? Куда она исчезла? Случались ли такие истории с теми снежными бабами, которых лепили дети?

Наблюдение «Сосульки»

Весной проведите наблюдения за сосульками. Обратите внимание, что они образуются на солнечной стороне дома. Растут (или уменьшаются) сосульки? Найдите самую маленькую, самую большую сосульку. Проследите, как в теплую погоду с них стекают капли воды. Что происходит при этом с сосульками: они растут или уменьшаются? Найдите место, куда падают капли. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т. д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожи сосульки? Пусть дети выскажут свои предположения, почему они такой формы: как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Конструирование

Предложите детям сделать сосульки из пластилина и обернуть их в фольгу. Сосульки должны быть разными.

Наблюдение «Лед»

Эти наблюдения необходимо связать с наблюдениями за сосульками, поскольку сосульки — это тоже лед.

1. Поздней осенью организуйте наблюдения детей за изменениями в лужах. Сначала они покрываются тонкой корочкой льда (пусть ребята попробуют проткнуть ее палочкой, а в морозную погоду промерзают до дна. Вода превращается в лед. Обращайте внимание на постепенное увеличение толщины льда в лужах. А что с ней происходит в солнечные дни?

2. Соорудите с ребятами ледяную горку, обратив их внимание на особенности ее поверхности. Почему она называется именно ледяной? Чем отличается от снежного сугроба?

ПЕРВЫЙ МОРОЗ

Мне серая лужа простудой грозила,

Расхлюпалась грязь,

И весь день моросило,

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках не капли, а льдинки,

По грязи хожу, не запачкав ботинки,

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, и хрустит подо мной.

(С. Махорин)

Обсуждение стихотворения

(При обсуждении текста дети будут использовать результаты своих наблюдений.) Почему герой стихотворения смог ходить по грязи, не запачкав ботинки? Почему лужа «дрожит, трещит, хрустит»? Что с ней произошло?

Публикации по теме:

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода»Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода»Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода» Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой. По характеру контактов: внутри одной группы. По количеству участников: коллективный.

Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница»Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница» Тип проекта: Исследовательско-творческий. Продолжительность: краткосрочный (12.12.- 17.12.2019 г) Участники проекта: Воспитатели, дети,.

Комплексное занятие «Вода-волшебница» для детей средней группы Цель занятия: выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус). Материал:.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира - Ознакомление.

Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода»Конспект открытой ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Волшебница вода» Образовательная область – «Познавательное развитие «Ознакомление с окружающим миром». Цель: Расширение представлений о воде, её свойствах.

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода»Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода» Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода» Тип проекта: познавательно-игровой По характеру содержания: ребенок и природа.

Опытно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Волшебница вода»Опытно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Волшебница вода» «Волшебница вода» Цель: подвести детей к пониманию того, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Образовательные задачи:.

Познавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группеПознавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский Тема: «Волшебница вода» Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатель, дети,.

Проект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельностиПроект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельности Проект в старшей группе «Волшебница – вода»Вид проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: краткосрочный (1 неделя) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебница вода» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 6 июня 2023 в 16:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД