Приложение МААМ

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Погребнова Елена Владимировна
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Публикация «Проект „Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи“» размещена в разделах

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с тяжёлыми нарушениями речи.

2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОУ.

3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)» рассчитан на 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап. Диагностический

Месяц Вид деятельности Ответственный

Сентябрь-

октябрь Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование) учитель-логопед

Сентябрь Сбор анамнестических сведений о ребенке

(диагностика, речевого развитие ребенка, беседы с родителями) учитель-логопед

Сентябрь Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год (составление перспективного плана коррекционной работы) учитель-логопед

2 этап. Основной этап

Месяц Вид деятельности Ответственный

Октябрь Родительское собрание «Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста».

-программно-методическое обеспечение логопедической работы;

-взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содержания коррекционно – развивающего обучения;

-особенность работы учителя-логопеда в старшей группе;

-особенности работы воспитателя в логопедической группе с детьми старшего возраста;

-рекомендации педагога -психолога и учителя-логопеда родителей. Зам. заведующей

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Ноябрь Круглый стол для родителей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».

-результаты работы ПМПК, комплектование группы;

-психологические особенности детей с недостатками речи;

-причины и характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;

-единство требований детского сада и семьи. Заведующая

Педагог-психолог

учитель-логопед

Декабрь Семинар-практикум для родителей и воспитателей «Эффективные способы развития речи детей старшего дошкольного возраста».

-формирование речи у детей старшего дошкольного возраста (объем словаря, словообразование, связная речь);

-взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции;

-обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:

-пальчиковый игротренинг;

-обсуждение, обмен мнениями. учитель-логопед

воспитатель

Январь Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук»

-виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;

- рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет;

-советы родителям, имеющих леворуких детей; Учитель-логопед

воспитатель

Февраль Круглый стол для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

-специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;

-развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;

-развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами продуктивной деятельности;

-выставка детских работ;

-обсуждение, обмен мнениями. Педагог–психолог

Учитель-логопед

воспитатели

Март Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека»

-игра – основной вид деятельности ребенка;

-классификация детских игр;

-рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье. Учитель-логопед

воспитатель

Апрель Родительское собрание «Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

-психологическая готовность ребенка к школе;

-предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

-формирование графических навыков и умений –эффективная подготовка руки ребенка к письму;

-проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов)к школе, потому что…» Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель.

3 этап. Заключительный этап

Месяц Вид деятельности Ответственный

Апрель Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей, проведение ПМПК учитель-логопед

Май Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за учебный год.

- отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, результаты обследования детей на конец учебного года;

-тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ»;

-рекомендации для родителей по работе с детьми на лето. учитель-логопед

Воспитатели

Ожидаемые результаты

При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т. к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Приложение 1

Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями (ознакомительная)

Ваша информация поможет нам лучше узнать ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка___

___

2. Дата рождения ребенка ___

3. Домашний адрес, телефон ___

4. ФИО мамы, место работы, № телефона ___

___

___

5. ФИО папы, место работы и № телефона___

___

6. Имеются ли речевые нарушения у родителей или близких

родственников?___

7. Чем ребенок больше всего любит заниматься?___

___

8. Какие трудности вы замечаете в речи ребенка? ___

___

9. Каково ваше отношение к трудностям в речи ребенка?___

___

___

10. Какие особенности характера ребенка, по Вашему мнению,

необходимо учитывать педагогам (указать)___

___

___

11. Сообщите данные о ходе речевого развития ребенка:

-когда появилась лепетная речь?___

-Когда появились первые слова?___

-Когда появились простейшие фразы?___

-Когда появилась развернутая речь?___

12. Какое детское дошкольное учреждение посещал ребенок?___

___

13. Ваши предложения, пожелания___

___

___

Спасибо за помощь!

Приложение 2

Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями

Уважаемые родители! Убедительно просим изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к логопедической работе с ребенком. Для нас важно знать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. Надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания в вопросах решения детских речевых проблем.

1. Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему?___

___

2. Какие занятия любит посещать ребенок?___

3. Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребенка для проведения логопедической работы?___

___

4. Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедической группе?___

___

5. Если изменилось, то какую сторону и что способствовало этим изменениям?___

___

6. Каковы речевые недостатки ребенка в начале учебного года:

звукопроизношение___

- лексика (словарный запас)___

- грамматический строй речи (умение строить фразу)___

___

7. Изменения в развитии ребенка в данное время:___

___

-в звукопроизношении и развитии речи___

-в подготовке к обучению грамоте___

8. Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда и воспитателя при проведении:___

- групповых и индивидуальных занятий___

___

- консультаций___

- открытых занятий (мероприятий, родительских собраний___

___

9. Изменилось ли Ваше отношение к пребыванию ребенка в логопедической группе?

10. Какие другие особенности ребенка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития (внимания, воображения, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и прочее?___

___

___

11. Ваши замечания, пожелания, предложения___

___

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3

Методические рекомендации

учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

1. Покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендациям ПМПК);

2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

4. Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

5. Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;

6. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

7. Не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

8. Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

9. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

10. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

11. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

12. Согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателями всю работу по воспитанию правильной речи;

13. Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

14. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ТЕТРАДЯМИ ДЕТЕЙ

Индивидуальная тетрадь ребенка – это тетрадь взаимосвязи между логопедом, воспитателями и родителями. Представляет собой удобную форму организации работы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители и воспитатели.

На первой странице тетради логопедом записывается фамилия, имя ребенка, дата рождения, номер группы, график консультаций, нарушения звукопроизношения ребенка.

Индивидуальная тетрадь состоит из четырех разделов:

• Коррекция нарушений звукопроизношения;

• Развитие лексико-грамматического строя речи;

• Развитие крупной и мелкой моторики;

• Подготовка к обучению грамоте.

Раздел «Коррекция нарушений звукопроизношения» включает артикуляционные упражнения, систематические записи логопеда о ходе индивидуальной коррекционной работы.

Раздел «Развитие лексико-грамматического строя речи» заполняется родителями и воспитателями постепенно, регулярно в соответствии с перспективным тематическим планом логопеда (см. карточку «рекомендации для родителей») с учетом программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» включает в себя тематические стихи, потешки, чистоговорки (см. карточку «рекомендации для родителей»). Данный материал дети могут заучивать в выходные дни с родителями, а в дальнейшем он используется при проведении физминуток или динамических пауз на различных занятиях.

Материал раздела «Подготовка к обучению грамоте»

В ходе коррекционного часа (по расписанию возрастной группы) воспитатель занимается по индивидуальным тетрадям, использует записи и рекомендации логопеда в разделе «Коррекция нарушений звукопроизношения». Воспитатель может самостоятельно подбирать игры и упражнения для выполнения данных рекомендаций.

Например (запись логопеда в тетради):

С - автоматизация звука в словах в обратном слоге

- Спишите слова из пособия А. И. Богомоловой на стр. 39 – 40. Сначала отрабатываем те слова, в которых звук «С» в конце слова.

Воспитатель, используя данный речевой материал, готовит и проводит с детьми игры и игровые упражнения («Запомни и назови», «Речевое лото», «Веселый счет» и т. п.

В случае необходимости воспитатель оформляет индивидуальную тетрадь в соответствии с тематической карточкой логопеда (см. карточку «рекомендации для родителей»).

Воспитатели вечером передают индивидуальные тетради родителям, чтобы те дома могли закрепить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в речевом развитии ребенка.

Контроль за ведением и оформлением тетради проводит учитель -логопед.

Приложение 5

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ТЕМАТИЧЕСКИМИ КАРТОЧКАМИ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Тематическая карточка для родителей включает разделы:

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- моторика.

Для развития лексико-грамматического строя речи предлагаются словесные игры и рекомендации по ознакомлению с окружающим миром. В разделе «Моторика» подобран речевой материал согласно лексической теме. Родители дома вместе с детьми могут заучивать стихи, потешки, выполнять игровые упражнения в стихотворной форме.

В четверг логопед выставляет карточку для родителей в группе.

1. Воспитатель вечером объясняет родителям методику выполнения игр и игровых упражнений, выдает книги, из которых списывается речевой материал в индивидуальную тетрадь ребенка.

2. При необходимости воспитатели помогают родителям подобрать картинки для оформления игр и упражнений в индивидуальные тетради.

3. Работать по индивидуальным тетрадям родители могут в выходные дни дома.

Таким образом, родители систематически знакомятся с той работой, которая проводится в группе, и могут закреплять знания, полученные в детском саду.

Приложение 6

Перспективный тематический план

старшая группа

СЕНТЯБРЬ День знаний

Человек

Детский сад

Игрушки

ОКТЯБРЬ Осень

Овощи

Фрукты

Сад-огород

НОЯБРЬ Лес. Грибы. Ягоды. Деревья.

Перелётные птицы

Одежда

Обувь

Головные уборы

ДЕКАБРЬ Посуда

Зима. Зимние забавы

Мебель. Части мебели

Новогодний праздник

ЯНВАРЬ Зимующие птицы

Дикие животные

Домашние животные

ФЕВРАЛЬ Почта

Транспорт

Наша армия

Комнатные растения

МАРТ Мамин праздник

Весна

Профессии

Продукты питания

АПРЕЛЬ Откуда хлеб пришёл?

Морские, речные, аквариумные обитатели

Наш дом

Семья

МАЙ День Победы

Полевые цветы

Насекомые

Лето

Приложение 7

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й

Тема: «Новогодний праздник»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

- побеседовать с ребёнком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже поставлена ёлка, рассмотреть её и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю ёлку;

- вместе с ребёнком украсить новогоднюю ёлку.

Задание 2. Выучить стихотворение.

Ёлка.

Наша ёлка велика, наша ёлка высока,

Выше мамы, выше папы, достаёт до потолка!

Будем весело плясать, будем песни распевать,

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Задание 3. Пересказать рассказ.

Ёлка.

Папа принёс из леса ёлку. Ёлку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Ёлка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг ёлки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!

Задание 4. Вырезать картинки с изображением новогоднего праздника и вклеить ниже.

Тема «Дикие животные»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;

отметить их внешние признаки;

рассказать о том, где они живут, чем питаются;

закрепить в словарном запасе ребёнка названия зверей и их детёнышей.

Задание 2. Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий - …

Серый, зубастый, страшный - …

Хитрая, пушистая, рыжая - …

Маленький, длинноухий, пугливый - …

Задание 3. Дидактическая игра «Назови семью»: папа – медведь, мама – медведица, детёныш (и) – медвежонок (медвежата); папа – волк, папа – заяц, папа – ёж, папа – лис…

Задание 4. Дидактическая игра «Про кого можно сказать…»: охотится -, крадётся -, воет -, кусается -, пугается -, скачет -, переваливается -, хитрит -, выслеживает - …

Задание 5 Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:

Название, где живёт, жилище, внешний вид, чем питается, детёныши.

Задание 6. Вырезать картинки с изображением зверей наших лесов и вклеить.

Публикации по теме:

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного.

Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей.

Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих организацию образовательного процесса, актуален.

Роль самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи и не толькоРоль самомассажа для детей с тяжёлыми нарушениями речи и не только Ко мне в группу поступили дети 5-6 лет из психолого-медико-педагогической комиссии с тяжёлыми нарушениями речи, у большинства из них дизартрический.

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы Цель: достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка,.

Вопросы коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ Вопросы коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении Е. В. Васюкова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами Во.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми 1 слайд Горшкова Любовь Владимировна учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №17» Пед. стаж : 15 лет. Категория: первая. 2 Слайд -Недооценка.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 18:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Погребнова Елена Владимировна (УИ 36198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД