МААМ-картинки

Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до

Вера Федоровна Жесткова
Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих организацию образовательного процесса, актуален новый подход в организации коррекционно – образовательного процесса для детей с ОВЗ, разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы всех участников коррекционно – образовательного процесса. Являясь структурным компонентом образовательной программы, коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, направлена не только на коррекцию имеющихся речевых нарушений, но и на формирование целевых ориентиров, общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

Публикация «Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

Одним из основных способов оптимизации комплексного взаимодействия является комплексное планирование и конкретизация задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода заключается, прежде всего, в том, что воспитательно-образовательные и коррекционные действия педагога направлены, во-первых, на формирование личности ребенка в целом, во-вторых, на интеграцию его в целостную систему коррекционного воздействия с целью формирования и развития коммуникативных возможностей детей с ОНР.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта, формирование целевых ориентиров и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Тактическая задача коррекционно-педагогической работы в ДОУ с учетом ФГОС к основной образовательной программе – обеспечение эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ в дошкольном общеобразовательном учреждении посредством интеграции содержания общего дошкольного образования и коррекционной деятельности, организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физической культуре, родители воспитанников) на каждом этапе возрастного развития ребенка с ОВЗ. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, построением модели непосредственной образовательной деятельности с учетом акцента на интеграцию в другие виды детской деятельности, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса : учителя-логопеда, родителя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физкультуре, воспитателя и родителей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность не должна сводиться к обучению и выработке определенных умений и навыков. Необходимо учитывать интересы ребенка, его желание и возможности. Профессионализм педагога позволяет найти такие формы и методы, которые позволяют самому ребенку искать пути решения предложенной проблемы. Это формирует у ребенка чувство уверенности в себе, позволяет развивать умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Организация коррекционной работы должна быть направлена:

• на обеспечение коррекции недостатков различных категорий детей с ОНР;

• на формирование целевых ориентиров и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;

• на осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

• на введение ребенка с ОНР в образовательную среду ДОУ;

• на установление преемственных устойчивых связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

• включение родителей в коррекционно- образовательный процесс

В современных условиях, а так же в соответствии с ФГОС ДО, необходим новый подход к организации непосредственно – образовательной и коррекционной деятельности. Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов необходимо создать единое коррекционное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физ. воспитанию оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса. Другим необходимым условием успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса является отход от стереотипной подачи материала. Создание развивающих ситуаций должно стать нормой и приоритетной формой организации коррекционно – образовательной деятельности. Развивающие ситуации способствуют развитию ребёнка, где ему предоставляются материалы для анализа, исследования, понимания причин, использования правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У каждого ребёнка проявляются возможности обсуждать, действовать, отображать и дополнять. Ситуация может наполняться разным содержанием и продолжаться на протяжении дня, недели и даже месяца. Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, а может создаваться на основе каких-то событий, праздника, рассматривания иллюстраций и чтения книги. В каждой ситуации интегрируются разные задачи в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей и виды деятельности с включением самостоятельной деятельности детей. Социальные ситуации могут возникать спонтанно, а взрослые (педагог и родитель) подхватывают её и насыщают развивающим содержанием в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Участники коррекционнообразовательного процесса могут взять инициативу в свои руки и заранее спланировать развивающую ситуацию: продумать вопросы, подготовить заранее предметно-развивающую среду, которая обеспечивает наиболее успешную реализацию учебно-воспитательных целей дошкольного образования согласно возрасту и индивидуальным условиям.

Структура ситуации может иметь форму дидактической игры, которая включает следующие компоненты:

1. Введение в игровую ситуацию. Детям предлагается ситуация, мотивирующая их к дидактической игре.

2. Актуализация и возникновение трудностей в игровой ситуации. Актуализируется опыт, педагог организует предметную деятельность детей.

3. «Открытие» ребёнком (детьми) новых способов действий. Педагог использует проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог, организует построение нового знания, которое фиксируется детьми в речи и знаках.

4. Включение нового материала. Педагог предлагает игры, в которых новый материал используется совместно с освоенным ранее. (Для развития мотивации детей к учебной деятельности в подготовительной к школе группе можно поиграть «в школу».)

5. Осмысление содержания игровой ситуации. Педагог совместно с детьми фиксируют новый материал и задает вопросы такого типа: «Чем вы сегодня занимались? Что узнали нового?»

Продолжительность каждой части зависит от того, на какой ступеньки обучения находятся дети (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в коррекционно – образовательном процессе значительно возросла. Привлечение родителей к участию в проектировании коррекционно – образовательной деятельности, к совместной выработке стратегических и тактических планов по коррекции выявленных речевых нарушений – один из эффективных способов совместной работы педагогов с родителями. Важно изменить родительскую воспитательную позицию таким образом, чтобы родители понимали ценность воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений со старшим поколением семьи; пробуждать интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлечь бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе дошкольной образовательной организации. Педагог изучает интересы и склонности детей, даёт советы, поощряет общение друг с другом, создаёт условия для саморазвития. И в то же время сам педагог включается в социальную ситуацию, стремясь обогатить её содержанием.

Необходимо отметить роль предметно – развивающей среды в коррекционно – образовательной работе учителя – логопеда, а так же всех участников коррекционно – образовательного процесса. Предметно – развивающая среда должна максимально обеспечивать реализацию образовательного потенциала пространства кабинета, группы, спортивного и музыкального залов, реализацию коррекционно – образовательной программы для детей с ОВЗ. В соответствие с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. (приказ МО РФ от 17.10.2013 г. № 1155 пункт 3.3.4.) Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствовала возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

В рамках реализации программы в соответствии с ФГОС важен личностный результат, т. е на сколько он инициативен, самостоятелен, уверен в себе, физически развит и любознателен. Кроме всего важна социализация ребёнка с ОВЗ в современном мире, поэтому ему необходимо помочь овладеть самостоятельной, связной, грамматически правильной устной речью и коммуникативными навыками.

Обязательным условием освоения стандарта является создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, в которых каждый ребенок сможет удовлетворить свою потребность в развитии и использование специальных методов обучения, специальных пособий и дидактических материалов, использование инновационных средств коррекционного обучения. И, конечно же, среди них хочется отметить информационно-компьютерные технологии, которые являются для ребёнка яркой, привлекательной, динамической и звуковой картинкой. Благодаря использованию данных технологий в работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения.

Способность решать нестандартные ситуации реализуя Стандарт, принимать ответственные решения, создавать те самые условия - может только знающий педагог. Поэтому учитель – логопед должен постоянно совершенствовать, повышать свой профессиональный уровень, постоянно пересматривая свои подходы к работе и тем самым шагать в ногу со временем.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного учреждения, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.

Публикации по теме:

Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования.

Опыт работы логопеда «Применение компьютерной программы и Су-Джок терапии в коррекционной работе логопеда» «Опыт в работе логопеда. «Применение компьютерной программы и Су-Джок терапии в коррекционной работе логопеда» Подготовила учитель - логопед.

Канистерапия как одна из современных форм работы учителя-логопеда. Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №34 г. Мурманска Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Учитель-логопед Суходольская.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Отчет по самообразованию «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС до»Отчет по самообразованию «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС до» Отчет о работе по самообразованию воспитателя МКДОУ детский сад №2 старшая группа Скляренко З. В. Тема: «Оптимизация работы педагогических.

Отчёт о коррекционной работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт о коррекционной.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе музыкального руководителя и логопеда ДОУ Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми в коррекционной группе «Животные наших лесов» Тема:Животные наших лесов. Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 24 июля 2017 в 10:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Вера Федоровна Жесткова (УИ 251346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД