Ольга Алимова
Проект «Этот День Победы…» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки проведения: краткосрочный (1 неделя)
Цель проекта : формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе детей и животных в победу нашего Отечества.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Этот День Победы…“ старшая группа» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет.
2. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
3. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
4. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Методы и приё мы: беседа, художественное слово, объяснение, показ иллюстраций, заучивание стихов, песен, проведение праздника
Предварительная работа.
1. Просмотр иллюстраций о войне.
2. Разучивание песен и стихов о войне.
3. Чтение книг на военную тематику.
4. Подготовка музыкального тематического занятия ко Дню Победы.
5. Выставка консультаций для родителей в холле группы.
6. Изготовление выставки стенгазет «Бессмертный полк»
Проведение бесед о войне, как страшном времени 40х годов, выявить первоначальные знания детей о войне. Подобрать литературу военной тематики, информировать родителей о предстоящем проекте.
Выучить совместно с воспитателем стихи о войне к празднику
Чтение литературных произведений: «Твои защитники» Л. Кассиль, «Шинель» Е. Благина, «Шел по улице солдат».
Дидактические игры: «Наши защитники», «Кто быстрее соберет автомат», «Составь карту», «Отгадай военную профессию», «Кто защищает наши границы».
Подвижные игры: «Перевяжи раненного», «Кто самый меткий», «Будь внимательным», «Чей отряд быстрее посадит самолеты»
Сюжетно – ролевые игры: «Мы на границе», «Военные профессии», «Кавалеристы».
НОД:
1. ФЦКМ «Беседа об истории праздника, о войне»
2. Лепка «Открытка ко Дню Победы в технике пластилинографии»
3. Конструирование «Письмо-треугольник военных лет»
4. Петербурговедение «Беседа о Блокаде Ленинграда»
5. Рисование «Салют Победы»
6. Развитие речи: «Георгиевская ленточка»
Работа с родителями.
Изготовление папки – передвижки «День Победы порохом пропах…», консультация «Патриотизм наших детей». Изготовление совместно с родителями уголка «Бессмертный полк»
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ ДЕТЯМ
***
Осенью 1941 года фашистские полчища стояли у стен Ленинграда. Все взрослые встали на защиту родного города. Тогда же в газете «Смена» было опубликовано обращение к детям Ленинграда. Послушайте, о чем в нем говорилось. «Школьник! Твои родные – дед, отец, сестры и братья ушли на фронт, чтобы защищать нашу честь, свободу и счастье. С оружием в руках, не щадя своей крови, не жалея своей жизни, они защищают наши земли, наши фабрики, заводы, наши дома. Школьник, помни, твоя первейшая, самая святая обязанность – всем, чем можешь, помочь своему народу в уничтожении ненавистных фашистских варваров».
Дети ответили делами на призыв. Они собирали по всему городу металлолом, чтобы на заводе из него сделали снаряды, патроны, гранаты для фронта. Наравне со взрослыми они рыли траншеи вокруг города, чтобы в них могли укрываться наши бойцы. Многие школьники, оставив учебу, заменили у станков своих отцов, ушедших на фронт, изготавливали на заводах снаряды и оружие. Несмотря на мужественное сопротивление наших солдат, фашисты наступали. И город оказался окружен. Начались артиллерийские обстрелы и бомбежки. В городе все окна были заклеены бумагой крест - накрест, чтобы не вылетали стекла во время воздушных налетов врага. Ежедневно вечером и ночью, почти в одно и то же время, из репродукторов разносились пронзительные звуки сирены: «Воздушная тревога! К городу прорвались вражеские бомбардировщики». Люди прятались в бомбоубежищах. Но на каждой крыше, на каждом чердаке стояли рабочие, домохозяйки, артисты. Они не покидали своего поста до самого отбоя и, если на крышу падали зажигательные бомбы, быстро и ловко гасили их в бочках с водой или закидывали песком. Среди отважных людей, которых называли «часовыми Ленинградских крыш», были и пионеры-школьники. Коля Андреев с друзьями обезвредил 43 «зажигалки» - бомбы.
***
Фашисты наступали, и тогда детей постарались увезти подальше от войны, в тыл. Потянулись эшелоны с детскими садами и школами в Сибирь и на юг нашей страны. Дети уезжали, а мамы оставались. Обнимали и целовали своих детей на прощание.
В тылу школьники учились и работали. Многие 12-летние дети шли на завод, чтобы наравне со взрослыми делать снаряды для пушек. Они убирали хлопок на полях Узбекистана на материал для парашютов. Девочки вязали для солдат вещи, а потом собирали на фронт посылки. Что дети могли положить туда? Носки, шарфы, рукавицы, чтобы солдатам было тепло, мыло и обязательно письмо, в котором желали победы над врагом.
***
Я вам расскажу про одного маленького бойца. Звали его Петя Захватаев. Он служил во взводе обеспечения и на телеге доставлял бойцам боеприпасы. У него не было автомата. Его наградили медалью «За отвагу». Дело было так. У бойцов, оборонявших важную высоту, кончились патроны и гранаты. Несколько смельчаков пытались пробиться к высоте с патронами, но все подступы простреливались, и подползти никак не удавалось. Тогда Петя уложил часть боеприпасов в волокушу, надел лямку через плечо и пополз по-пластунски. Но он опоздал. Наши солдаты уже отступили. Когда Петя оказался на высотке, он увидел, что наступают фашисты и наших бойцов нет. Тогда мальчик стал отстреливаться сам. Стрельбу услышали, и наши бойцы пришли ему на помощь. На следующий день командир вручил 14-летнему солдату медаль «За отвагу».
***
Это было осенью 41-го года. Фашисты стояли в нескольких километрах от Москвы. Все население столицы встало на ее защиту: кто рыл окопы, кто делал земляные валы. Оружие в руки взяли и старики, и молодежь, и женщины. Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.
В упорных боях отстояли Москву солдаты. Танковая бригада генерал-майора Михаила Катукова наступала на фашистов. Но вдруг – остановка. Гитлеровцы взорвали мост. Что делать? Нужно его восстанавливать. Из чего? Тут подошла к танкистам женщина и предложила свой дом на бревна разобрать. Так и сделали: дом разобрали, а из бревен мост поставили. Танкисты проехали и продолжили бой с врагом. А женщина эта, Александра Кузнецова, во время войны жила с сыном в землянке. Как вы думаете, почему она сама попросила разрушить свой дом, а мост построить?
***
«Все для фронта – все для Победы!» Под таким лозунгом жила страна в суровые годы. Военные заводы были перевезены в тыл – на Урал, в Сибирь. Там взрослые и дети-подростки делали снаряды, ружья, пушки для солдат. В деревнях приносили хлеб и овощи в первую очередь для воюющих бойцов. Ведь чтобы хорошо сражаться, нужно быть сильным. После того как машинами убирали рожь и пшеницу, на поля выходили школьники. Они собирали оставшиеся колоски. Ни один колосок не должен был пропасть.
***
Много лет прошло после Великой Отечественной войны, но все люди помнят и чтят героев, защищавших нашу Родину. Советские люди сражались с фашистами на фронте, самоотверженно трудились в тылу, боролись с захватчиками в партизанских отрядах. Весь нард поднялся на борьбу с врагом. Не только отдельные люди, но и целые города покрыли себя бессмертной славой. Этим городам присвоено гордое имя город-герой. 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Город Брест принял на себя первый удар. Немецкое командование собиралось захватить небольшой городок и его крепость в первые часы войны. Но маленький гарнизон Брестской крепости сражался целый месяц. Последний защитник был взят в плен в бессознательном состоянии на 32-й день войны. На стенах крепости солдаты писали кровью: «Умрем, но не уйдем!», «Товарищи, отомстите за нас!» За исключительные заслуги перед Родиной в Великой Отечественной войне Брестской крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
ДЛЯ ЧТЕНИЯ
«О блокадном Ленинграде»
Алеша, его мама и папа жили в Ленинграде. В тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк. Алеша ел мороженое и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов, жирафов, обезьян… Вдруг по радио объявили: «Началась война». С этой минуты изменилась жизнь каждого человека.
Папа Алеши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. Он стал танкистом. Через два месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и каждый день бомбили город. Вскоре в магазинах совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди все равно продолжали работать. Мама Алеши целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Алеша ходил детский сад. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы.
Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеба. За водой ходили к реке и от туда таскали тяжелые, полные воды ведра. Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки.
Почти три года провели люди в блокадном Ленинграде. Но не сдались!
Алеша сейчас уже старый человек – Алексей Николаевич. И каждый день он приходит к памятнику Победы, чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны.
«О мальчике Тишке и отряде немцев»
У мальчика Тишки была большая семья: мама, папа и три старших брата. Деревня, в которой они жили, располагалась недалеко от границы. Когда немецкие солдаты напали на нашу страну, Тишке было всего десять лет.
На второй день войны немцы уже ворвались в их деревню. Они выбрали самых крепких мужчин и женщин и отправили их к себе в Германию на работы. Среди них была и мама Тишки. А сами пошли дальше – завоевывать наши земли.
Папа Тишки, его братья, Тишка и другие мужчины деревни ушли в лес и стали партизанами. Почти каждый день партизаны то подрывали немецкие поезда, то перерезали телефонные провода, то раздобывали важные документы, то захватывали в плен немецкого офицера, то выгоняли из деревни немцев.
А для Тишки тоже была работа. Он ходил по деревням и высматривал, сколько у немцев пушек, танков, солдат. Потом возвращался обратно в лес и докладывал командиру. Однажды в одной из деревень Тишку поймали два немецких солдата. Тишка сказал, что идет к бабушке, но немцы ему не поверили: «Ты знаешь, где партизаны! Отведи нас к ним!».
Тишка согласился и повел за собой большой немецкий отряд. Только шел он не к партизанам, а совершенно в противоположную сторону, к огромному топкому болоту. Болото было покрыто снегом и казалось огромным полем. Тишка ел через болото только по одной ему известной невидимой тропинке. Немцы же, следовавшие за ним, провалились в темную жижу. Так один мальчик уничтожил весь немецкий отряд.
«Вставай, страна огромная»
Вставай, огромная страна… Пришли лихие времена. Погибнуть или победить, иначе ведь не может быть. Вставай, огромная страна, идёт священная война.
«Не смеют крылья чёрные, над родиной летать. Поля её просторные, не смеет враг топтать».
«Родина-мать зовёт». Кто же бросает в беде свою мать? Весь советский народ, как один пошёл воевать!
Наши танкисты, под красным знаменем – на земле бьют фашистов. И лётчики с красными звёздами на фезюляжах – в небе бьют фашистов. И моряки, в бескозырках и тельняшках – на морях бьют фашистов. И артиллеристы меткими выстрелами бьют проклятых фашистов.
Но сильна ещё свастика, силён белый паук – фашистский крест. Нашу родную землю, ест и ест, ест и ест. Ест и не подавится. Красная Армия выбивается из сил, никак с фашистом не справится.
«Видят мальцы»
В те суровые годы войны, жили ребятишки, такие же, как вы.
Видят мальцы, что на фронте отцы, – воюют. Видят мальцы, матери на фронте – раны бинтуют. Видят мальцы – женщины в поле беду бедуют, в работе надрываются, фронт накормить стараются. Видят мальцы – «у мартеновских печей не смыкает наша родина очей». Видят мальцы, старики древние с печек слезают, кряхтят, а фронту помогают. Видят мальцы, что зима наша, русская, фашистов морозит. Что под каждой берёзкой поджидает их смерти угроза.
Всё видят мальцы, острым глазом и чутким сердцем. Рано, не успев начаться, кончилось их детство. Чаша весов качается. Малыши в поход собираются. Это на вид – малыши, а душой – великаны и крепыши. Твёрже самой стали, характеры детские стали.
Родине надо – ответили: «Есть», кому одиннадцать лет, а кому только шесть.
«Вовка – токарь»
«Нет, не получится, слабый я, не удержать заготовку» – так поначалу говорил лучший токарь военного завода – Вовка. Потом ничего, привык. Сначала к винтовке прилаживал штык. Потом всё серьёзней работа, и получилось! Что, ты… Сейчас и смотреть загляденье, на Вовкиных рук творенье: снаряды и корпус для мины, для автоматов стволы, детали для машины, для походных кухонь котлы.
Без сна, на лютом морозе (в цеху только крыша, но не было стен, губы закусив до крови, Вовка не сдавался усталости в плен. Сутками от станка не отходил. Маленький, упрямый рот как молитву твердил… Твердил маленький упрямый рот: «За бабушку, за братишку; – что, взяли нас фашисты, это мой фронт». Такие вот Вани и Сани, Пети и Вовки победу в тылу ковали : гранаты, патроны, винтовки.
ИГРЫ
«Перевяжи раненного»
Участвуют четверо детей: две девочки – «санитарки» и два мальчика – «раненных бойца». Девочки перевязывают мальчикам руки. Побеждает девочка, первой наложившая повязку.
«Кто быстрее соберет автомат»
Участвуют по три ребенка от каждой команды. Они должны сложить из разрезных картинок изображение автомата.
«Кто самый меткий»
Все участники команд по очереди стараются забросить мешочки с песком в обручи. Побеждает команда, в обруче которой окажется больше мешочков.
«Будь внимательным»
На бумаге изображены различные предметы. После того как воспитатель убирает рисунок, дети по очереди называют военные предметы (танк, карту, бинокль, пушку, пистолет и т. д.)
«Чей отряд быстрее посадит самолеты»
Дети строятся в две колонны, под музыку они бегают по залу, расставив руки в стороны («самолеты летают»). По сигналу строятся в две колонны, присев на одно колено, руки – в стороны («самолеты приземлились»). Побеждает команда, быстрее построившаяся.