МААМ-картинки

Проект «Юный метеоролог» в старшей группе

Татьяна Дианова
Проект «Юный метеоролог» в старшей группе

Проект в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»

Проект

«Юный метеоролог».

Разработала: Дианова Т. Н.

Крапивинский МО 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика проекта 3

Актуальность 4

Цель 5

Задачи 5

Ожидаемые результаты 5

Организация работы по проекту 6

Перспективный план работы 7

Выводы и практическая значимость проекта 10

Список литературы 11

Публикация «Проект „Юный метеоролог“ в старшей группе» размещена в разделах

Характеристика проекта

Продолжительность проекта : краткосрочный (с 18.09. – 27. 10. 2023г).

Вид проекта : познавательно - исследовательский

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: дети старшей группы.

Руководитель: воспитатель Дианова Татьяна Николаевна.

Актуальность

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, которые создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая делает более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Цель проекта : создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

• познакомить с профессией метеоролога;

• формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

• познакомить - детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

• обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

• формировать представления о четырех частях света;

• познакомить детей с назначением метеорологической станции.

Планируемые результаты:

Дети:

Дети получат элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога :

Приобретут навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

Будут иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силе ветра, о частях света;

Познакомятся с приметами, пословицами, поговорками о погоде.

Родители:

Родители будут привлечены к изготовлению метеорологических приборов и установке их на участке группы;

Примут участие в создании книги «Народные приметы о погоде».

Этапы реализации проекта :

Подготовительный:

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Подбор наглядно-дидактических пособий, художественной литературы, необходимого методического и демонстрационного материала

Разработка плана работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах.

Основной:

Изготовление приборов – помощников;

Работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

Опыты и эксперименты с детьми.

Наблюдение за явлениями природы.

Рассматривание картин, иллюстраций, чтение х/литературы

Заключительный:

Подготовка отчета с презентацией.

Создание лэпбука

План работы по проекту

Неделя Мероприятия Задачи

1 неделя

18.09 – 22.09 Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.

История зарождения метеорологии,

как науки» Познакомить с метеорологией,

профессией метеоролога.

Знакомство с солнечными часами Расширять знания детей о различных видах часов.

Ветер – это

движение воздуха. Продуктивная

деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. Познакомить детей с таким природным явлением, как

ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни

живых организмов, в том числе и человека

2 неделя

25.09 -29.09 Наблюдение и беседа на прогулке.

«Что такое погода»? Учить детей наблюдать явления природы, определять погоду;

обучать работе с приборами: термометром, флюгером.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, анализировать результаты

наблюдений и делать выводы;

Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы.

«Знакомство с прибором

«Ловец облаков». Углублять и систематизировать знания о круговороте воды в природе, дать представление о процессе образования облаков с помощью опыта, познакомить с видами облаков и с прибором метеостанции «ловец облаков».

Как рождается дождь. Измерение, количества выпавших осадков (осадкомер) Дать детям представление о количестве воды на земле; её состоянии в разные времена года. Познакомить с образованием дождя, его характером, в зависимости от сезона. Значение дождя для животных и растений

Организованная образовательная деятельность на тему «Сентябрь – златоцвет»; стихи: З. Федоровской «Сентябрь – первый месяц осени» чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Лес осенью». Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая» и др.).

3 неделя

02.10 -06.10 Дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы –

называй) Закреплять названия месяцев, времен года и их

последовательность. Развивать внимательность,

любознательность.

Дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень». Познакомить детей с народным названием месяца,

Народными приметами.

(«Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).

«Что такое компас?»

Практикум работы с измерительным

прибором. Формировать представления о

частях света, знакомство с компасом

Чтение художественной

литературы Развивать художественное

восприятие произведений

поэтов и художников, изображающих явления природы. Систематизировать и углублять представления

детей о погоде, о приметах.

4 неделя

09.10 -13.10 Рисование на тему «Унылая пора». «Приметы осени» Учить отражать в рисунке осенние явления.

Опыт с термометром «Как измерить температуру воздуха»

Правила пользования термометром

Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением

Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру

Сюжетно - ролевая игра

«Метеобюро» Расширять знания детей о

профессиях, связанных

с исследованием погоды.

Эксперимент «Ходят капельки по кругу»

Дать знания о дожде, как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона.

5 неделя

16.10 -20.10 «Для чего нужен барометр?»

Наблюдение «Народные барометры». Познакомить с прибором

барометром, работа с ним.

Учить детей наблюдать за

воробьями

Знакомство с гигрометром, определение принципа работы гигрометра.

Познакомить детей с понятием «гигрометр»;

Активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования; учить сравнивать, делать выводы.

Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды». Дидактическая игра «Какая погода сейчас» Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать

интерес к наблюдениям за природой.

Совместная деятельность с детьми: Рисование Учить детей отображать в рисунке погодные явления,

приметы; развивать творчество.

6 неделя

23.10 -27.10 Чем измерить скорость

ветра? Познакомить с анемометром, со

способом определения скорости

ветра.

Изготовление флюгера. Учить детей изготавливать флюгер

Систематические

Наблюдения на

метеоплощадке. Закреплять навык фиксирования

результатов наблюдений.

Чтение пословиц, поговорок и загадок о природе

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь к природе.

Результаты работы по проекту

Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод, что мероприятия проекта смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.

За время реализации проекта у дошкольников значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

Дети узнали какие бывают метеоприборы, научились ими пользоваться. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы.

Приобрели навыки работы с календарём наблюдений. Результаты стали заноситься в календарь.

Дети с увлечением выполняли задания, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами, стали использовать народные приметы по определению погоды.

Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.

Литература

1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

2. И. А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 2000.

4. Николаева С. Н. Юный эколог – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

5. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Юный огородник» во второй младшей группеФотоотчет о проекте «Юный огородник» во второй младшей группе У ворот шумит народ. Где тут зимний огород? Говорят, что там растет Огуречная рассада. И укропчик и лучок. Смотрят все на огород, И уходят.

Инновационная конструктивная деятельность. Игра-лото «Юный знаток LEGO» для работы с дошкольниками старшей группыИнновационная конструктивная деятельность. Игра-лото «Юный знаток LEGO» для работы с дошкольниками старшей группы Уважаемые коллеги, многие из Вас (желающие аттестоваться на высшую квалификационную категорию) включаются в инновационную деятельность по.

Календарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группеКалендарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группе Цели: знакомить с особенностями внешнего вида и назначениями деревьев в леса; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; знакомить.

Конспект ООД «Час мужества. Юный герой — антифашист Лёня Голиков» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД «Час мужества. Юный герой — антифашист Лёня Голиков» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Отчет о проведении мероприятий в акции «Юный пешеход» в младшей группеОтчет о проведении мероприятий в акции «Юный пешеход» в младшей группе Отчёт о проведении мероприятий посвященных акции «Юный пешеход» в младшей группе. Крыворучко Лариса В целях профилактики несчастных случаев.

Проект «Юный финансист»Проект «Юный финансист» В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности ребенка. Дети учатся в первую очередь тогда,.

Проект «Юный изобретатель» Проект «Юный изобретатель»Паспорт проекта Название проекта «Юный изобретатель», техническое моделирование и конструирование из бросового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юный метеоролог» в старшей группе
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 10:32
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД