Елена Бокарева
«Загадочный космос». Игровой исследовательский проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Загадочный космос»
Ведущая педагогическая идея:
«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение»
Л. С. Выготский.
Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности :
-обучающий
-исследовательский
- игровой
Продолжительность: краткосрочный
Публикация «„Загадочный космос“, Игровой исследовательский проект» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Цель проекта : способствовать элементарному пониманию значения «космос», «космонавт», научить играть в сюжетно-ролевую игру – путешествие.
Задачи:
• Создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
• Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
• Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Содержание проекта.
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
В. Войнович
1. Обоснование актуальности.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
2. Проблема.
2016 год – юбилейный год для Российской космонавтики. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
3. Принципы обучения.
принцип активности и сознательности, требующий всемирной активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.
принцип систематичности и последовательности - это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»
принцип природосообразности ставит задачи художественно-творческого развития детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего)
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости)
4. Гипотеза.
Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему- будут способствовать лучшему усвоению знаний.
5. Основные методы, приемы.
Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, научиться «плавать» в нем, использую в своей работе компьютер, так как он позволяет воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Работа с компьютером - важное направление познавательной деятельности детей.
методы и приемы:
• одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности)
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)
• словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
• практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
• эвристический (развитие находчивости и активности)
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.
Подготовительный этап.
• Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
• Приготовить материалы и игрушки для проведения сюжетно-ролевой игры.
• Довести до сведения родителей важности этой проблемы.
Практический этап
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы:
Перспективное планирование проектной деятельности :
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями, другими специалистами детского сада
Космокинозал • Просмотр электронной презентации "Как человек космос осваивал".
• Просмотр мультфильма "Тайна третей планеты" Просмотр мультфильма "Белка и Стрелка". Просмотр родителями с детьми мультфильмов
(на выбор)
• "Тайна красной планеты" "Загадочная планета"
• "Возвращение". СССР: Союзмультфильм, 1980 Космический корабль терпит бедствие. Человечество пытается спасти космонавта, и в конце-концов тот благополучно возвращается на Землю.
• "Возвращение со звезд" / СССР: Союзмультфильм, [Звездолет возвращается на Землю из дальней экспедиции, но на родной планете за это время случилась экологическая катастрофа - Земля лишилась воды.
• "Главный звездный" СССР: Союзмультфильм, 1966
• "Мурзилка на спутнике " СССР: Союзмультфильм, 1960. [Hеслыханное происшествие зарегистрировали космические станции XXI в. - на Земле плачет ребенок. Оказывается, малыш не знает, почему поставили обелиск первому спутнику Земли. На помощь мальчику приходит популярный персонаж].
• "Незнайка на Луне"
• "Новеллы о космосе" / СССР: Союзмультфильм, 1973
Читальный зал
Поэтическая гостиная Чтение с детьми произведений о космосе :
• Чтение А. Леонов "Выхожу в космос". Издательство малыш.
• К. Курбатов "Я хочу в космос" Издательство «Детская литература».
• В. Кашенко "Созвездие дракон" Издательство малыш.
• В. Калашников «Занимательная астрономия» Издательство «Белый город».
• С. Зигуненко «Орбитальные станции» Издательство «Слово».
• Детский журнал «Спасайкин» Издательство ИП Решульская Л. И.
• Смешарики «Полёты во сне и наяву» Издательство «Эксмо».
• Детский журнал «Мурзилка»
• Загадки о космосе
Поэтическая гостиная
• Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе. Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
• Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона "звездочет и обезьянка Микки".
• Е. П. Левитан "Малышам о звездах и планетах". Москва, Педагогика-Пресс, 1993.
Детское моделирование • Постройка космического городка из строительного материала, конструктора Lego. Родителями создание дома на потолке "Звездного неба" :
• из светящихся объемных космических фигур
• или светящихся наклеек или Наклейки на стены, окна и потолок
Космическая мастерская • "Ракеты и кометы".
• "Инопланетяне из пластилина"
• Конкурс "Ловкий карандашик" - раскраски о космосе.
1. Конкурс совместной поделки детей и родителей "Космодром" (природный или бросовый материал)
2. Организация выставки домашние зарисовки о космосе «Далекий космос»
Показ презентации • «Детям о космосе».
• «12 Апреля-день авиации и космонавтики».
Космический спортзал Физминутка :
«Мы летим в ракете
Посмотреть на луну
Мы здоровые дети
В нашем детском саду.
Вот закончился полёт,
«Отдыхает» звездолёт».
(На носочках бег по кругу, руки вдоль туловища отведены назад. Физ. Упр. Руки - вперед, вверх, в стороны, вниз. Играем дома в игры, способствующие развитию коммуникации.
Игры • Дидактические игры «Космические».
• Складываний созвездий из мозаики.
• Конструктивные игры:
- из деревянного конструктора "Космодром"
- из пластмассового конструктора "Космический корабль"
• Сюжетно-ролевая творческая игра "Космическое путешествие к звездам" Поиск вместе с родителями информации "Как звезды людям помогают".
Космическая музыка Старые советские песни:
• "На пыльных тропинках далёких планет. " (в исполнении Сергея Трошина)
• "Мы в космос улетаем на работу. "
• "И на Марсе будут яблони цвести"
• Родина слышит, Родина знает (в исполнении Дмитрия Хворостовского, хотя песня скорее про лётчиков)
Саундтреки:
• Тайм-аут - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной")
• Александр Зацепин - Тайна третьей планеты
• Ксения Ларионова - Ключ на старт (из игры "Космические Рейнджеры 2")
• Светлана Светикова - Свет любви (из мультфильма "День рождения Алисы") На музыкальном занятии прослушивание и разучивание детской песни:
• «Улетаем на луну» муз. В. Виплена, сл. К. Точановой.
Итог, результат проекта Большая космическая игра «Мы- космонавты».
Желание стать космонавтом обычно посещает каждого ребенка, поэтому игра «Мы- космонавты», проведенная ко Дню Космонавтики, для наших детей стало настоящим праздником. Чтобы путешествие прошло удачно, дети усердно готовились. С большим вниманием они рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах. А сказка «Как звездочет собирался к звездам» так увлекла детей, что они сконструировали свою ракету и вскоре пожелали отправиться в космическое путешествие. Доброго им пути! Этот момент настал. В этот день у нас было космическое меню. Дети готовились к полету в космос и проходили подготовку в «центре подготовки космонавтов», затем садились в «ракету» и отправлялись в путешествие. Особенно зрелищным был для детей «полет в космос». При помощи презентации и видеоролика постепенно исследовали солнечную систему и приближались то к одной планете, то к другой под космическую музыку.
Во время прохождения проекта дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно. Дети получили от игры большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знания детей о космосе, космонавтах.
2. Умение играть в сюжетную игру – путешествие.
3. Выставка работ (рисунки, поделки из пластилина, поделки из природного и бросового материала)
4. Интерес родителей к занятиям детей.
Презентация проекта.
1. Выставка работ в группе.
2. Большая космическая игра «Мы- космонавты».
Конечный результат.
1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».
2. Позитивные изменения в поведении детей.
3. Обобщение и распространение опыта.
Большая космическая игра «Мы- космонавты».
Предварительная работа: Дети заранее под руководством воспитателя делятся на две команды, выбираются капитаны – командиры кораблей. Также заранее ребята придумывают названия своим командирам и выбирают эмблемы.
Досуг состоит из пяти конкурсов. За каждый конкурс команды получают очки. Побеждает команда, набравшая к концу игры больше очков.
Материалы: модули или крупный конструктор, кроссворды, фломастеры, парики, элементы различных костюмов, костюмы для детей, фишки с изображением ракеты (очки, кегли, скамейка.
Ход игы:
Звучит музыка на тему космос. В зал, украшенный иллюстрациями видов космоса и рисунками детей на тему «Космос», входят команды и садятся напротив друг друга.
Ведущий: День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с земли отважный.
12 апреля 1961 года - первый полет человека в космос.
1-й ребенок: Сегодняшний праздник считают своим
И физики, и математики.
А также все люди встретить спешат
Великий День космонавтики.
Ведущий: Сейчас мы покоряем космос,
Наука может многое, но…
(Выходят дети из команд и читают стихи про космос)
1-й ребенок: Давным -давно считали люди
Что наша плоская Земля,
Ну а над ней висят все время
Все звезды, Солнце и Луна.
2-й ребенок: И даже люди полагали,
Что Землю на своих плечах
Несут Атланты – великаны
Или Земля – на трех китах.
3-й ребенок: Был ученый средь людей –
Галилео Галилей.
Он первым доказал тогда,
Что наша вертится Земля.
4-й ребенок: Доказал Джордано Бруно,
Что кроме «Матушки Земли»
В космосе таком огромном
И другие есть миры.
5-й ребенок: Время быстро пролетало,
И наука шла вперед.
И поднялся вскоре в небо
Самый первый самолет.
6-й ребенок: Покорить простор вселенной
Очень человек хотел.
И тогда в далекий космос
Первый спутник полетел.
7-й ребенок: А потом поднялся в космос
И прославился навек
Вслед за спутником в ракете
Самый первый человек.
8-й ребенок: Всем в мире хорошо знаком
Отважный русский парень.
Он первым в космос полетел
Его зовут – Гагарин!
9-й ребенок: Люди космос покоряют,
Даже на Луну летают.
И в открытый выйти космос
Космонавту очень просто.
10-й ребенок: Наука движется вперед,
Освоив скорость света,
Мы в дальний космос полетим
К чужим другим планетам.
Исполняется песня
Ведущий: Каждый ребенок - это мечтатель,
В будущем врач, ученый, писатель,
Физик, биолог или артист,
Химик, учитель или таксист.
Ну, а пока дети просто мечтают
И кем угодно себя представляют.
И в космонавтов всем поиграть.
Капитаны космических кораблей,
Свои экипажи представьте скорей.
(каждый капитан по очереди представляет свою команду)
1я команда «Звездочка»
2я команда «Солнышко»
Ведущий: А давайте-ка сейчас
С вами полетим на Марс.
Ну, команды, становитесь,
Крепче за руки беритесь.
Чтобы нам полет устроить,
Надо всем ракеты строить.
Конкурс «Построй ракету»
Для каждой команды заготовлены детали крупного конструктора. Команды за определенное время должны построить ракету по схеме, и придумать ей название. Та команда, которая быстрее и правильнее соберет ракету, получает два очка (две фишки).
Ведущий: Все готовы? Ключ на старт!
Отправляемся в полет,
Нам пора начать отсчет.
Дети (хором) : пять, четыре, три, два, один…Пуск!
Звучат первые два куплета и припев песни «Трава у дома» из репертуара группы «Земляне»
Ведущий: Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Конкурс «Космические загадки»
(за каждый правильный ответ отгадавшая команда получает одно очко)
Загадки :
1. Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы ее узнали дети?
Ну, конечно….(луноход)
2. Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Этот вечный путник
Под названьем… (Спутник)
3. С земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно (ракета)
4. Когда ты в космосе, мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость,
Ведь это….(невесомость)
5. Он черен, как ночь,
И звезд в нем не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит
Ведь это же… (космос)
6. Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто (космонавт)
Ведущий: Внимание! Внимание!
Звучит сигнал тревоги:
В метеоритном поле мы,
Скорее на подмогу.
Должны мы правильно суметь
Препятствия преодолеть.
Конкурс «Метеоритный поток»
Полоса препятствий для каждой команды: скамейка, четыре кегли, обруч. По сигналу проводится эстафета: проползает по скамейке, обегает кегли, пролезает через обруч и бегом возвращается обратно.
Ведущий. Внимание! Внимание!
Все в кают-компанию.
Сейчас мы поиграем,
Загадки разгадаем.
Пусть вопросы не логические,
Но вполне космические.
Конкурс «Космические загадки» (для зрителей)
1. Название первой ракеты, на которой человек полетел в космос (Восток)
2. Фамилия первого космонавта (Гагарин)
3. 1. Звезда с хвостом, путешествующая по космосу (комета)
4. 2. Кличка собаки – космонавта (Белка)
5. 3. Естественный спутник Земли (Луна)
6. 1. Название первой космической станции (Мир)
7. 2. Фамилия космонавта, который первым вышел в открытый космос (Леонов)
8. 3. Кличка собаки-космонавта (Стрелка)
9. Камень, летающий в космосе (метеорит)
10. Ближайшая к Земле звезда. (Солнце)
Ведущий: Все космонавты, по местам!
По курсу Марс – он виден нам.
Загадочная эта
Красная планета.
А теперь мы очень гладко
Все заходим на посадку.
Ведущий: Марсиане, где же вы?
Все мы - жители Земли.
В гости к вам скорей спешим,
Познакомиться хотим.
(Выдерживает паузу)
Не выходят марсиане,
Не хотят позировать.
А какими они будут,
Будем фантазировать.
Конкурс капитанов «Марсиане»
Вызываются капитаны и по одному игроку от каждой команды. На середину зала ставится большой стол с париками, ободками, рожками, различной смешной одеждой, обувью и перчатками. Каждому капитану предлагается нарядить своего марсианина. Побеждает самый смешной вариант, победитель получает два очка.
Ведущий: А теперь пора прощаться
И на землю возвращаться.
Командиры, по местам!
Старт давайте кораблям.
Звучит третий куплет и припев песни «Трава у дома»
Ведущий: Вот вернулись из полета
Наши храбрые пилоты.
Все присядем мы с дороги,
Подведем скорей итоги.
Подсчитывается количество фишек у каждой команды, выявляется победитель. Проводится церемония награждения.