Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры». Средняя группа

Елена Федорова
Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры». Средняя группа

Проектная деятельность по «Познавательному развитию»

раздел «Формирование целостной картины мира»

Тема:

«Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры»

(2-ая младшая- средняя группа, 3-5лет)

Подготовила:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Федорова Е. К.

2019г

Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живёт русская душа!

Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок, заучивание наизусть стихов и потешек, театрализованная деятельность, игры, познавательная деятельность, творческие виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.

Сроки реализации: краткосрочный (01.02 - 29.03.2019г.)

Вид проекта: творческий

Возраст детей: 3-5лет

Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.

Цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

Способствовать развитию памяти детей путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).

Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Актуальность проблемы:

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю России, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры».

Проект рассчитан на два месяца, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Ожидаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Подготовительный этап:

- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

- создание лэпбука по теме;

-подготовить домашнее задание для родителей.

Основной этап. Реализация проекта (таблица №1)

Заключительный этап.

- Презентация проекта - оформление папки;

- Создание с детьми плаката «Русь- матушка»(коллаж).

Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)

Месяц проведения и тема Цели и задачи

февраль «В гостях у Аленушки»(конспект в Приложении)

Средствами мини- музея сформировать представление о народных играх и забавах.

«Знакомство с русской избой» (В. Н. Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» с. 23) Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь новыми словами.

«Русские богатыри» (конспект в Приложении)

Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину; формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской; ввести в словарь детей названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами).

Глиняные игрушки (В. Н. Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» с. 42) Формировать интерес к русскому прикладному искусству- глиняной игрушке; познакомить с природным материалом- глиной; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

март «Русская матрёшка»

(В. Н. Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» с. 31) Знакомить с народной игрушкой- матрёшкой. Ввести в активный словарь слова: матрёшка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрёшке, желание украсить её.

«Весна, весна поди сюда»

(В. Н. Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет» с. 56) Знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. (Масленица)

Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.

«Веселые мячи»(конспект в Приложении) Познакомить детей с многовековой историей мяча. Расширить и обогатить знания детей об окружающем.

«Заюшкина сказка» (конспект в Приложении)

Вызывать интерес к театрализованной деятельности, побуждать детей к ней;

закрепить знания о персонажах из знакомых сказок.

Совместная деятельность с детьми по теме в режимных моментах:

Утро Вечер

- рассматривание альбомов и изделий народного творчества (дымковская, филимоновская и богородская игрушка, матрёшка). Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить детей составлять небольшие рассказы;

-чтение народных сказок, потешек, прибауток, рассматривания иллюстраций к ним, заучивание;

- образные игры- имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;

- народные игры с танцевальными движениями, игра на детских музыкальных инструментах, прослушивание аудиозаписей народных песен и мелодий;

- игры в уголке ряженья;

- игры с народными деревянными, тряпичными, глиняными игрушками;

- народные подвижные игры;

- организации игр на соответствие текста и движений рук ;

- разукрашивание предметов быта, народной одежды, жилья, обводки по контуру;

- аппликация по готовым формам;

- создание построек из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец». Цель: учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали;

- Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных, «Найди пару», «Что было дальше?», «Из какой сказки герой?».

- дидактические игры с матрёшкой;

Гигиенические процедуры, завтрак, обед, полдник

- использование потешек «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…», «Чешу, чешу волосоньки…»,

-при одевании: «Купим сыну валенки…»,

-при умывании: «Банька» (Ю; Кушак, «Гуси-лебеди летели …», «Мы умеем чисто мыться»;

- перед сном слушание «Лю-лю, бай» рус. нар. колыбельная ;

- русские народные потешки, пословицы, поговорокы, загадки ;

- ситуативные разговоры о пользе каш, молока.

Результат:

1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с декоративно– прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

2. Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;

Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

Познакомились с народными пословицами, поговорками;

У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);

Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки.

3. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Используемая литература:

1. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет»)

2. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.

3. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.

7. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

Публикации по теме:

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром. Тематическая неделя «Знакомство с народной культурой и традициями» «В гости к Ивашко Балей» Младшая группа Цель: знакомство с героем книги Т. Б. Пегановой «Как Ивашко Балей стал и как в историю попал». Задачи:.

Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русской народной игрушкой Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой Цель : воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры». Средняя группа
Опубликовано: 20 августа 2019 в 11:39
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Мастер-класс изготовления панно из гальки «Цветы ромашки»
Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Спешит везде за нами вслед, Своя, не перехожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый...
Подборка литературного материала «Здравствуй, детский сад!»
Подборка литературного материала "Здравствуй, детский сад! " Методическая разработка в группе подготовительного к школе возраста. Разработала воспитатель...
Фотозарисовки морского праздника «Водная ассамблея»
В минувшее воскресенье в акватории реки Преголи и на территории Набережной исторического флота у Музея Мирового океана состоялся большой водный праздник...