Лучший педагог года

Проектная деятельность как одно из условий формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Анна Подкорытова
Проектная деятельность как одно из условий формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.

Метод проектов стал популярен в 1920-х годах и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании. Американский педагог Д. Дьюи предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Но опытная работа по использованию проектов в учебном процессе велась и в других странах. Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, Е. Г, Кагарова, М. В. Крупениной. В частности, в России уже в 1905 году учебные проекты применялись С. Т. Шацким. Под его руководством была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. При этом метод проектов ещё долго оставался экспериментальным новшеством, неизвестным большинству педагогов.

Публикация «Проектная деятельность как одно из условий формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие он получил в работах Уильяма Килпатрика, который обобщил опыт проектного обучения и содействовал массовому распространению метода проектов.

Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей : в младших группах дети наблюдают за деятельностью педагога и родителей.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов младших дошкольников. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. Е. В. Гончарова говорит, что использование проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным благодаря «… сочетанию интересов всех субъектов педагогического процесса».

Проектная деятельность в экологическом воспитании младших дошкольников – это способ организации процесса экологического воспитания, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников, родителей с окружающей средой; по достижению поставленной цели экологического характера, имеет определё нную структуру и включает в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе реализации, обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Экологический проект используется в работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

В ходе экологической проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок становится более интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

Особая педагогическая значимость экологического проекта в том, что,

являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; это метод, идущий от детских потребностей и интересов; проектирование позволяет решать задачи экологического воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей, в младшем дошкольном возрасте дети действуют под непосредственным руководством воспитателя, родителя. Во второй главе данной работы более подробно будет рассмотрено формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Технология проектной деятельности в процессе формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Дошкольный возраст является фундаментом, начальной ступенью в этом процессе.

Цель непрерывного экологического образования состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности.

Выделение данной цели закономерно для новых стандартов дошкольного и школьного образования - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Ознакомление детей дошкольного возраста в ДОУ рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

1. Формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

2. Воспитание гуманного эмоционального положительного пережитого отношения к окружающему миру;

3. Развитие познавательного интереса к миру природы, любознательности, творческой активности;

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивает интеграцию международного опыта в отечественном дошкольном образовании; особое внимание уделяется поддержке детской исследовательской активности и игры; большое значение придается концепциям пространства и образовательной среды. Исходя из требований ФГОС ДО, в образовании детей дошкольного возраста востребованы технологии организации образовательной деятельности, универсальной и функциональной по организационным действиям, открытым для идей и сотворчества взрослых и детей, креативной, учитывающей индивидуальные интересы и способности, потребности детей и взрослых, ресурсы местного сообщества по средствам и всего общества – по содержанию.

Технология экологического воспитания — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года и которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности в младшем дошкольном возрасте; метод формирования познавательной сферы дошкольников в области экологии.

Основной целью экологического проекта для младших дошкольников в дошкольном учреждении является создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста, в младшем дошкольном возрасте это :

- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. При выборе тем проектов в дошкольной образовательной организации учитывается, что деятельность должна строиться вокруг создания, и решения проблемной ситуации. В младшем дошкольном возрасте проблема формируется педагогом на основании запроса (потребности) ребенка. Например, у детей часто возникают вопросы об устройстве окружающего мира, они интересуются, почему небо голубое или откуда берется дождь. Задача педагога стимулировать самостоятельную познавательную деятельность детей в этом направлении. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, при этом, не предлагая свои варианты решения задачи, а побуждая детей сформулировать нужную ему проблему. Н. Е. Веракса считает, что ребенок может «… высказать оригинальную идею, не высказанную ранее другими детьми, или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка, в этом случае педагог должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка».

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности : игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей. Воспитатель заранее тщательно продумывает и предварительно планирует проектную деятельность. Педагог при планировании проекта определяет тему и подбирает материалы, а также подсказывает пути реализации проектной деятельности для детей : у кого просить помощи, какие материалы использовать, как оформить продукт. Темы проектов могут быть разнообразны, например: Животные и птицы. Я хочу собаку. Животное, которое живет у нас дома. Каким он был, удивительный мир динозавров? Зачем птицам клюв? Чем можно кормить птиц зимой? Растения и грибы Какие функции выполняет лес? Как растения «предсказывают» погоду? Цветы нашего детского садика. Угадай-ка, что за гриб? Рыбы и насекомые Какие рыбы живут у меня в аквариуме? Как пчелы делают мед? Приносят ли муравьи пользу? Огромное разнообразие мира бабочек. Почему комары кусаются? Как обращаться с мусором? Почему загрязняется воздух? Почему вреден пластик? Что можно сделать из ненужных вещей?

Проект включает в себя пять П:

• Проблема

Проектирование (планирование)

• Поиск информации

• Продукт (что получилось)

• Презентация.

Для дошкольного образования актуальны такие варианты типологии проектов :

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

В практике современных дошкольных организаций, при работе с детьми младшего дошкольного возраста, используются следующие типы проектов :

1. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);

2. творческие (творческо-информационные) (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя») [1].

К концу второй младшей группы начинают применять информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Проект включает в себя три этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и разработка рекомендаций на основе собственных наблюдений.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это :

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты, В старшем дошкольном возрасте – это :

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Экологический проект – это проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольной образовательной организации. [3].

В младшем дошкольном возрасте ребенок всегда мыслит конкретно и отвлеченные категории не для него, ему нужно каждый исследуемый объект потрогать, попробовать и выявить его ценность. Лучше всего и понятнее начинать освоение данного метода именно с объектов природного мира, потому что это наиболее понятный и интересный для малышей материал, так как ребенок с этими объектами встречается в своей еще очень короткой жизни постоянно. Еще до прихода в дошкольное учреждения, дети видят воду, небо, свет, камни чувствуют тепло, встречают птиц, кошек, собак и т. д.

Важно помнить о том, что реализация проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию, оказывает оздоровительное влияние, формирует познавательный интерес. (Основная часть работы проводится не в помещении, а на открытом воздухе, организуются подвижные игры.)

Формы, методы и объем работы педагог определяет в зависимости от их возрастных особенностей. Малыши знакомятся с деревом, на прогулках воспитатель обращает их внимание на самые яркие сезонные изменения, которые затем отмечаются в календаре наблюдений.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Наши дорогие мамы»Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Наши дорогие мамы» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный на психическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как одно из условий формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 08:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД