Папки-передвижки

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях

Эльвира Королёва
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях

Сегодня активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с различными речевыми нарушениями, их интеграция, использование эффективных нетрадиционных подходов, что ведет к освоению ими общеобразовательных программ дошкольного образования, к равным стартовым возможностям в школьном обучении. В настоящее время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на формирование у дошкольников инициативности, самостоятельности и творческой активности в поиске интересных решений проблемы. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность - современная технология образовательного процесса [2].

Публикация «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях» размещена в разделах

В методической литературе проект рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта с презентацией. Важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только работая самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Метод проектной деятельности предполагает комплексную деятельность и сотрудничество всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) и предусматривает принцип деятельностного подхода, где ребенок осваивает знания в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой логопедом. Это обучение через деятельность, где в основе лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом [3]. Безусловно, метод проекта является очень актуальным, интересным для педагогов. Проектирование заставляет педагога творчески подходить к своей профессиональной деятельности не допускает применения трафаретных действий. Однако, область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.

В начале проектной деятельности перед учителем-логопедом ставятся следующие задачи:

- Побудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

- Развивать речевые и творческие способности детей.

- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

- Увеличить объем коррекционного воздействия.

- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Основные логопедические задачи конкретизируются в зависимости от темы проекта, которые в свою очередь связанны с изучением лексических тем, рекомендованных программой коррекции речи. При разработке проекта учитель-логопед : определяют тему, цель, задачи коррекционно-образовательной работы, а так же продукт проекта, намечают этапы и содержание работы, составляют общий план проекта, по образовательным областям и видам детской деятельности. Содержание плана, составленного логопедом, охватывает основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми:

- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи

- Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

- Совершенствование произносительной стороны речи

- Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

В проекте используем разные формы организации логопедической работы : индивидуальные занятия, занятия в микрогруппах, комбинированные занятия, экскурсии, речевой досуг. Подбор тематики исследовательских проектов проводится с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и носит познавательный характер по различным темам: «Зачем нужен язык?», «Волшебный нос», «Волшебный мир звуков», «От дрожалки до пищалки» и др. На каждую изучаемую тему составляется план проекта. В рамках реализации краткосрочных проектов планируется работа по всем видам деятельности, в которых выделяются содержание мероприятий, проводимых с детьми, направленных на решение поставленных задач.

Работа над проектом проводится в три этапа

1. Мотивационный (ознакомительный).

2. Проблемно-деятельностный.

3. Заключительный этап. Презентация продукта.

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни ребенка и значима, прежде всего, для ребенка. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск.

На втором – проблемно-деятельностном этапе, дети-ученые проводят опыты, исследуя строение и функции языка, носа, ушей и выполнение роли этих органов в жизни чело-века. В ходе опыта доказывают поставленные гипотезы, делают выводы, например, что язык – это не только орган вкуса, но еще он помогает нам правильно произносить звуки, последние в свою очередь бывают разные: звонкие и глухие, гласные и согласные, шуршащие и звенящие, музыкальные и речевые. А еще звуки помогают нам различать слова по смыслу. Взрослый выступает в роли участника, а дети проявляют своё творчество и фантазию.

На заключительном этапе подводятся итоги. Возможность использования практических действий в разных видах деятельности позволяет более обогатить проектную деятельность, насытить, разнообразить её. Дети рисуют и придумывают сказки о Язычке, носике и пылинке, об окружающих звуках. Используя тестопластику, лепят свои «носики-курносики», язычки. От чего получают огромное удовольствие. При подведении итогов родители и воспитанники на данном этапе проявляют свои интеллектуальные способности в развлекательных играх, например, «А какой бывает нос?», «Кто больше знает о языке?», «Почему их так много, целое море!»

Работа над проектом показала, что активная позиция дошкольника, погрузившись в ход экспериментальной деятельности, свидетельствует о его заинтересованности[4]. Дети представляют и защищают свои проекты на городском и федеральном уровнях в рамках фестиваля «Почемучки», «Я открываю мир».

Итак, проектная деятельность позволяет заинтересовать дошкольника, дать ему возможность установить причинно-следственные связи, способствовать развитию интеллектуальной и экспериментальной деятельности, создать условия для развития его творческих способностей, учить его предвидеть результаты, выработать желание доказывать свою точку зрения с помощью умозаключений, что является важной составляющей в работе учителя-логопеда на современном этапе обучения. А также опыт работы показывает, что при использовании проектного метода в коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед может достичь значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.

2. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / – Тольятти: ТГУ, 2007.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.

4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к прак-тике / Л. Д. Морозова. - М. : ТЦ Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому, нам педагогам очень важно найти оптимальный.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС. Проект в средней группе «Защитники Отечества»Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС. Проект в средней группе «Защитники Отечества» Хочу поделиться с вами работой по внедрению проектной деятельности в нашем детском саду. Представляю вашему вниманию проект и фотоотчет.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 19:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД