Любовь Поршнева
Проектная деятельность по сенсорному развитию детей 2–3 лет «Развиваемся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка»
Проект по сенсорному развитию детей 2-3 лет «Развиваемся играя»
Разработал и провел:
воспитатель Поршнева Л. Р
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательно-игровой
По срокам реализации – долгосрочный;
Сроки реализации: октябрь- апрель;
По составу участников: групповой, индивидуальный;
Публикация «Проектная деятельность по сенсорному развитию детей 2–3 лет „Развиваемся играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Участники: дети первой младшей группы (2-3лет, воспитатели, родители.
Цель проекта : развитие сенсорных способностей детей через дидактические и подвижные игры.
Задачи проекта :
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, форме, размере, материале, звучании предметов, положения их в пространстве и т. п.) через знакомство с дидактическими и подвижными играми;
- научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;
- развивать познавательный интерес, любознательность и формировать познавательные действия;
- развивать мелкую моторику, двигательные умения и навыки;
- создать в группе предметно- развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;
- повышение педагогической компетентности родителей, привлечение их к сотрудничеству в рамках реализации проектной деятельности;
Гипотеза проекта : формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста будет успешным если:
- будет подобран комплекс дидактических игр;
-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.
Ожидаемый результат работы:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- соотносят конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывают на образец или раскладывают вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
- составляют целое из 2х - 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
- различают предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
- ориентируются в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- развиты исследовательские действия предметов на ощупь;
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры.
«Самые далеко идущие успехи науки и техники
рассчитаны не только на мыслящего,
но и ощущающего человека»
Б. Г. Ананьев.
Введение
Возраст 2–3 лет является периодом больших перемен в развитии ребенка.
Ребёнок активно стремится освоить окружающее его пространство, входит в контакт с массой предметов. В этом возрасте самое лучшее время для сенсорного воспитания. Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.
Актуальность проекта :Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Поэтому успешность познавательного развития ребенка во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, т. е. тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности.
Сенсорное ощущения могут быть разнообразные, в зависимости от органа чувств, который их воспринимает:
слуховые ощущения- это слышать разнообразные звуки (музыка, шум, речь) и учится их различать,
зрительные- ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета, форму и величину предметов и расположение их в пространстве, вкусовые- ребенок пробует и учится различать их на вкус различные блюда,
обонятельные ощущения-ребенок учится различать запахи окружающего мира,
осязательные – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывая различные по структуре материалы, поверхности, гладит животных.
Значение сенсорного воспитание состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромная роль в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической и подвижной игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей, подвижные игры- контроль за физическим развитием.
Условия успешной реализации проекта :
- создание условий для детской деятельности в рамках проекта;
- готовность педагога к реализации образовательного проекта;
- создание уголка по сенсорному развитию в группе;
- личностно- ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе осуществления проекта.
- активное участие родителей в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1 этап- подготовительный
- изучение теоретических аспектов по данной теме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования;
-определение цели и задач проекта;
- составление перспективного плана проектной деятельности, разработка цикла занятий по сенсорному развитию;
- проведение стартовой диагностики по критериям сенсорного развития;
- анализ и подбор методической литературы, дидактических и подвижных игр;
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОСДО;
- подбор консультаций и рекомендаций для родителей, обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта, анкетирование по теме;
- создание уголка для сенсорного развития детей;
2 этап- основной (практический)
Совместная работа с детьми:
- совместные дидактические игры с детьми: - игры, направленные на развитие сенсорных ощущений;
- совместные подвижные игры – направлены на ориентировку в пространстве, в группе и на улице;
- самостоятельные игры детей;
- совместная деятельность ребенка со сверстником;
- чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок
Совместная деятельность с родителями :
- анкетирование по теме «Сенсорное развитие»
- беседа через социальные сети по темам «Кислое, сладкое», «Тени на стене», «Гуляем в темноте», «Задуй свечку»;
- совместная деятельность родителя и ребенка, «Методические рекомендациидля родителей по организации совместной деятельности», фотоотчет;
- стендовые консультации по данной теме.
- изготовление дидактических игр в уголок сенсорного развития.
Работа с педагогами:
- открытый показ занятия;
- выступление на педсовете, презентация о реализации проектной деятельности;
- памятки по сенсорному развитию.
.
3 этап- заключительный (итоговый)
- проведение итоговой диагностики детей по критериям сенсорного развития;
- публикации своих методических разработок в сети интернет;
- самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов;
- отчет по проектной деятельности.
Тематическое планирование
Месяц Направление Познавательное развитие Художественное развитие Физическое развитие Речевое развитие
Октябрь Цвет Форма «Цветные кубики»«Веселые прядки»
«Дополни картинку» Знакомство с цветом.
Аппликация «Воздушные шарики» «Собери такой же»
«Светофор» «Какая?» Чтение стихов о цветах.
Величина «Здравствуй, Матрешка»
«Две коробки» «Раскрашивание матрешек» П/и «Великаны и лилипуты»
Чтение стихотворения Т. Лисенкова
Количество Пространство
«Найди свою игрушку» Рисование «Нарисуем лучики» Игра малой подвижности «Повернись и покажись»
Слух Вкус «Звуки природы» «Звуки леса»
«Кислый, сладкий» Рисование. «Яблоко» п/и «Беги на звук» «Скажи кто это?»
Ноябрь Цвет Форма
«Ниточки для шариков»
«Окошко в домике»
«Веселый поезд»
«Игрушки с сюрпризом» Сортер Рисование на песке с цветной подцветкой.
«Рисуем штампами»
П/и «Попади в корзинку»
«Что может быть желтым, красным?»
Величина
Рассматривание на прогулке «Деревья, кусты»
«Два шарика»
«Собираем овощи фрукты» Рисование «Большой и маленький шар»
Раскраски «Дерево» Игра малой подвижности «Большой и малый круг»
Беседа «Что может быть большим?»
Свет
Осязание
«День ночь»
«Гуляем в темноте»
«Ледяное царство» П/и «День ночь» Звук «У» «Как кричит сова?»
Вкус «Вкусная вода»
«Что бывает такого вкуса?» Чтение стиха «Мы делили апельсин»
Декабрь Количество
Пространство
«Мы с Тамарой ходим парой»
«Это носик, это-хвостик»
«Наполни кувшин» Аппликация «Забор» П/и «Добеги до…» Чтение стихотворения «Мы делили апельсин»
Слух «Звуки улицы»
«Слушай и выполняй» П/и «Найди где звенит» Чтение стиха «Путешествие по звукам» С. Олесняк
Цвет Форма
«Пирамидка»
«Цветные шарики»
«Катится не катится»
«Сложи картинку» Аппликация «Вот какие у нас листочки»
Рисование «Красивые листочки», «Я рисую фигурки» П/и «Светофор»
«Что может быть синим, зеленым»
Величина
«Разноцветная пирамидка»
«Лесенка»
«Два поезда»
Рисование «большой и маленький шарик» П/и «Добеги до…
Лепим снежный ком (большой и маленький) Отрывок рассказа «Большие и маленькие» Е. Чарушин
Январь
Количество
Пространство «Бутылки»
«Право – лево»
«Подбери картинки» Рисование «Стрелочки» Игра м/п «Кругом»
Слух
Осязание «Звуки дома»
«Музыка»
«Холодно-горячо» П/и «Найди где шумит» Чтение Зубкова Л. «Лесные сказки» (отрывок)
Цвет
Форма
«Построим цветную башню»
«Цветные дорожки»
«Шарики и кубики играют в прядки»
«Сюрприз в коробке»
Рисование «Снежок»
Аппликация «Елочка»
П/и «Найди свое место» Чтение загадок о кубике, домике, шарике и т. д
Февраль
Величины
«Спрячь в ладошке»
«Накрой платком»
Аппликация «Большой и маленький домик» Лепим снеговика Отрывок рассказа «Большие и маленькие» Е. Чарушин
Свет Слух
«Тени на стене»
«Свет в окошке»
«Постучим и погремим»
Игровое упражнение «Беги на звук» Чтение Зубкова Л. «Лесные сказки» (отрывок)
Количество
Пространство «Картинки половинки»
«Разрезанные картинки» Рисование «Веточки у дерева» Игра «Найди место» Осязание «Прячем руки»
«Помяли, пощипали» Лепка на свободную тему «Расскажи какая игрушка?»
Март
Цвет
Форма
«Разноцветные платочки»
«Найди собачке домик»
«Сортировка по цвету» Раскраски по теме.
Аппликация «Геометрический поезд"
П/и «Где спрятался?» Чтение рассказов о зиме, с акцентом на цвет (синий снег)
Слух «Погремушка»
«Шагаем и танцуем» Рисование «Колокольчик» П/и «Дождик солнышко» (с использованием бубна) Чтение стихов про погремушку
Величина «Покорми кукол»
«Поиграем в золушку» Лепка «Пирожок для мамы, пирожок для папы» Хороводная игра «Большой и маленький круг»
Количество
Пространство Пазлы
«В каком углу»
«Бусы» Лепка «Ягодки в тарелочке»
П/и «Найди пару»
Апрель Свет
Вкус «Путешествуем с фонариком»
«Что ты съел?» «Нарисуй что ты съел» П/и «Беги на свет»
Игра на поиск предмета «Найди сладкий фрукт» Беседа «Что бывает сладким?»
Цвет
Форма
«Найди цветок для бабочки»
«Собери варежку»
«Разные башенки»
Геометрическое конструирование. Рисование капельками «Ветерок»
Аппликация «Бусы для куклы» П/и «Беги ко мне» Чтение стихов про геометрические фигуры.
Величина
«Большие и маленькие кубики»
«Волшебная шляпа» Аппликация «Большой и маленький дом" Игровое упражнение «Разложи по коробочкам» Чтение сказки «Теремок»
Слух «Громко, тихо»
«Кто там?»
П/и «Дождик солнышко» (с использованием бубна) «Кто так кричит»(звуковое упражнение на звуки У, К, Ж)
Используемая литература:
1) УМК «От рождения до школы» Под ред. Веракса Н. Е, Комарова Т. С, Дорофеева Э. М изд. 2020год
2) Лебедева А. Н. «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста» Москва, «Школьная пресса» 2004г
3) Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательство «Мозаика»- Синтез 2009