Мария Зыкова
Проектная деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
. Статья предназначена для широкого круга читателей. В доступной форме раскрывается специфика сотрудничества детей и взрослого.
Актуальность. «Проектная деятельность в рамках ДОУ, отвечает требованиям ФГОС. Обеспечивает полноценное проживание детства как уникального периода развития, поддерживает естественные процессы развития и воспитания, права и возможности детей.
Дети являются инициаторами деятельности. Педагог и ребёнок выступают в качестве партнеров, общение которых основано на взаимном доверии, уважении, общности интересов.
Публикация «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проектная деятельность - это ступенька личностного роста и ребёнка, и взрослого. Она раскрывает творческий потенциал, способствует развитию познавательных интересов, обогащает социальный опыт ребёнка. Способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагога, обогащает опыт сотрудничества с семьей.
Специфика проектной деятельности дошкольников в том, что мотивировать детей педагог может только «сердцем», без принуждения детей. Когда ловишь пробуждающийся интерес к теме, создаешь условия для творческой деятельности, то ребёнок непременно заявит о своем желании участвовать в деятельности. Только тогда проектная деятельность будет значима для него, и доставит радость саморазвития».
Как всё начиналось…
Настя принесла бумажную корону, сделанную отцом дома. Она ходила по группе с высоко поднятой головой. И взгляд её говорил: «Посмотрите, я сегодня королева». Ребята обступили сверстницу и начали расспрашивать: «Где взяла? Дай примерить. Сделай мне «такую же». Девочка дала примерить всем желающим, а потом с подругой ушла играть в «королеву».
Эффектный вход «коронованной» сверстницы, мотивировал деятельность детей. Ребята подошли к воспитателю с просьбой, дать материалы для творчества. Взяли бумагу, ножницы и клей. Объединились за одним столом, и творческий процесс пошел.
Они разрезали бумагу на две полосы и склеили между собой. Но зубчиков нет! Стали вырезать по кругу. Зубчики получались кривые. Лиза подбежала к воспитателю за советом: «Как сделать, чтобы зубчики были одинаковые?»
- А тебе как удобнее работать с ножницами, на объемных деталях или на плоском листе? - вместо ответа задала вопрос воспитатель. Девочка улыбнулась, кивнула, и побежала к ребятам. Воспитатель видела, как Лиза им что-то объясняет.
Дети приняли решение – разрезать заготовку в месте склеивания. И снова начали вырезать зубчики. Они получились лучше, но расстояние между ними, и высота зубчиков была разная. Кого-то удовлетворил результат – быстро склеил и ушёл довольный. А кто-то расстроился и опять обратился за помощью: «вырежьте мне ровные».
- Вырезать не буду, потому что в другой раз меня рядом может и не быть. Я могу тебя научить - ответила воспитатель. Села за стол к ребятам, и показала, как делать разметку, используя условную мерку. Когда заготовка была готова, воспитатель «ушла».
Дети вдохновились, и снова приступили к делу. Определили длину мерки, и начали размечать заготовку. Кто-то сделал всё самостоятельно, а кто-то обратился за помощью, чтобы уточнить детали. Особенно радовало то, что дети искали помощи у сверстников.
Когда дети закончили, воспитатель поблагодарила их за самостоятельность, и выразила надежду, что вместе, дружно уберут рабочее место. И думала, что это всё.
Но нет! Детская фантазия не знает границ, девочки решили, что нужно украсить корону камнями, и стали рисовать украшения. При этом им опять пришлось расклеить две полосы, чтобы удобнее было рисовать. Приятно было видеть, что дети, которые не участвовали ранее, захотели творить. И воспитатель предложила им обратиться за помощью к ребятам. И никто не отказал.
К обеду, большая часть группы детей, ходила с короной на голове. Стихийно возникли правила поведения, королевского этикета. Нарушавшие – лишались короны на время, пока не исправят ошибку. Было интересно наблюдать за новым увлечением детей.
Позже, воспитатель, анализируя ход событий дня, отметила:
Нужно чувствовать настроение, интерес детей, поддерживать детскую инициативу, создавать условия для творчества и самостоятельности.
Помощь осуществлять дозировано, чтобы ребёнок имел возможность эксперимента, проб и ошибок. Только тогда, он присвоит результат как личное достижение.
Это был первый опыт самостоятельно организованной, коллективной, творческой деятельности детей. А ведь им было по 5 лет! Опыт, идущий впереди педагога, послужил отправной точкой.
Проект «Профессии»
Проект родился спонтанно. После прочтения произведения «А что у вас?», дети заспорили, чья работа самая важная.
- А что вы знаете о профессии мамы, папы? – спросила детей воспитатель.
В ходе беседы выяснилось, что знания детей эпизодические. Многие даже не представляют, какие трудовые действия и для чего выполняет человек, той или иной профессии. Ребята наивно предполагали, что чем больше родители зарабатывают, тем профессия их более значима. Воспитатель предложила провести исследование, сравнить результаты и сделать выводы. Вместе составили план действий. Где искать информации? Кто поможет? И как представить результат? («Технология проектирования в ДОУ», автор Евдокимова Е. С.).
Родители помогли детям создать альбомы, которые наглядно знакомили с профессией.
Ребята с удовольствием защищали свои интересы перед сверстниками. Всего было представлено для обсуждения 11 работ. Вывод о значимости каждой профессии возник уже в ходе проживания проекта. Дети приглашали взрослых стать слушателем, собеседником. Пусть тема проекта заинтересовала не всех (около 20% не участвовали даже пассивно, но результат был - дети расширили представления о знакомых профессиях, познакомились с новыми профессиями. Поняли, что качество жизни людей, напрямую зависит от того, как они трудятся. Дети отстаивали свою точку зрения, учились слушать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Проект «Чудесенки».
В течение года, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, ребята сочиняли истории, сказки. И как-то раз, воспитатель, подводя итог занятия, сказала ребятам: «Очень хочется, чтобы ваши сказки прочитали родители и ребята других групп».
-Давайте сделаем книгу – предложил Миша. Ребята поддержали его идею.
- А что для этого надо сделать? – спросила воспитатель.
- Записать сказки и нарисовать картинки, - ответили дети.
- Сказки я записала, но кто, же будет иллюстрировать истории? – сказала воспитатель.
- Я! Я! И меня запишите! – закричали наперебой ребята.
Получилась большая творческая группа. Воспитатель предложила ребятам посмотреть книги, чтобы увидеть, как иллюстрируют разные художники. На следующий день, творческая группа вместе с воспитателем собралась для обсуждения. Каждый из участников принес понравившуюся книгу с иллюстрациями. Ребята делились впечатлениям, а после, подвели итог: «Каждый художник по-своему видит мир сказки. Один рисует всё яркими красками, другой приглушёнными. У одного изображения предметные, а у другого сюжетные. Но все иллюстрации объединяет то, что они отображают отдельный эпизод».
Каждый день, после полдника, творческая группа собиралась вместе. Воспитатель читала сказку. Ребята договаривались, кто какой эпизод рисует, и в классе всё затихало. Только изредка был слышен скрип фломастера.
Выставка иллюстраций была популярна среди сверстников, поэтому число художников постоянно росло. Стала очевидной проблема выбора иллюстраций к сказке.
- Ребята,- однажды сказала воспитатель, – иллюстраций много, и каждая из них достойна украшать книгу. Как же нам выбрать?
- Нужно по считалочке – сказала Рита.
- А можно с «закрытыми глазами» – предложил Дима.
- Пусть выберет воспитатель – проворчал расстроенный Лева.
Спор разгорелся не шуточный, ребята не могли прийти к единому мнению.
- А Вы, как бы сделали? - заглянув в глаза, спросила Настя воспитателя.
- Я бы предложила, автору сказки, выбрать иллюстрации, – ответила воспитатель.
-А как же другие? Мы что зря рисовали! - забеспокоились ребята.
- Почему же зря? Ведь иллюстрациями можно украсить обложки книги, или собрать в альбом. Они станут прекрасным дополнением книги, - успокоила ребят воспитатель.
- Кто за то, чтобы выбирал автор, поднимите руку! - закричал Миша.
Через два месяца сборник сказок был готов к печати, не хватало только названия. И опять все ребята собрались в кругу, чтобы дать своей книге имя. Так появились «Чудесенки» - сборник чудесных сказок.
Проект «С любовью о родном городе»
был спланирован. Воспитатель провела ООД "Мой город"чтобы мотивировать детей на деятельность. В подарок городу ребята решили снять фильм о дошкольном учреждении, создать цветочную клумбу, и написать книгу историй о городе Ангарск.
Образовались три группы единомышленников. Вместе с педагогом ребята составили план действий. Этот проект оказался самым продуктивным. Дети попробовали себя в качестве писателя, художника-иллюстратора, журналиста, ландшафтного дизайнера. В работе над проектом принимали участие сотрудники дошкольного учреждения и родители воспитанников. Для ребят важным стало, не только интересно «прожить» проект, но и обсудить результат.
- Что самое сложное было для вас, ребята? - спросила заведующая после презентации проекта.
- Сложно придумывать вопросы, - сказала Аня.
- А еще труднее задавать вопросы! - выкрикнул Костя.
- А мне трудно было выбрать рисунок клумбы, - поделилась Соня.
- А мне всё было легко делать! - похвастался Миша.
- Что стало для вас открытием, достижением? – продолжила разговор воспитатель.
- Я научилась садить цветы, - с гордостью сказала Света.
- Мне понравилось быть журналистом! Может быть когда вырасту, стану настоящим, - продолжил Миша.
- А я хочу стать писательницей, и писать истории про нас, - с улыбкой произнесла Арина.
Гордость, трепетная радость объединяла всех. Это учебный год стал открытием новой дороги в будущее. И каким будет этот шаг в будущее, зависит только от нас, взрослых.