Папки-передвижки

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Наталья Поцус
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье идет речь здоровье опорно-двигательного аппарата современного дошкольника и о самых распространённых его нарушениях. Показаны некоторые приемы работы, направленные на решение данной проблемы.

Ключевые слова: дошкольник, опорно-двигательный аппарат, плоскостопие, осанка, здоровье, физическое развитие.

Публикация «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Российской Федерации происходит изменение системы образования для повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей. [4]

Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. В настоящее время 70% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата.

Правильная осанка и свод стопы являются необходимыми условиями полноценного развития. Именно поэтому формированию правильной осанки и свода стопы уделяют внимание как учёные, так и практики. Какой же должна быть работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата в процессе занятий физической культурой?

Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет проведение корригирующей гимнастики, улучшающей физическое развитие, а также воспитывающую у ребенка правильное положение тела и обеспечивающую частичную разгрузку позвоночника.

В нашем детском саду была составлена программа с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Цель программы: профилактика нарушения осанки и плоскостопия, формирование правильной осанки, содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, а также формирование мотивации к здоровому образу жизни, направленные на укрепление здоровья детей.

Основные задачи: Корригирующие:

1. Укрепление силы мышц спины, груди, связочно-мышечного аппарата голени и свода стопы.

2. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

3. Укрепление мышечного корсета позвоночника, способность удерживать позвоночник в правильном положении.

4. Предупреждение осложнений, связанных с длительным однообразным положением.

5. Повышение уровня функционирования сердечно сосудистой и дыхательной системы организма.

6. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка.

7. Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;

Образовательные задачи:

1. Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных

двигательных действий и в сочетании;

2. Развивать физические качества, накопление и обогащение двигательного опыта;

3. Развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;

4. Обеспечивать осознанное овладение движениями;

5. Понимание общего способа выполнения физических упражнений и связи «цель результат».

Воспитательные:

1. Воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни.

2. Воспитание навыка правильной осанки.

3. Воспитание навыка правильной ходьбы (не разводя носков).

4. Воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленности, выдержки, силы воли.

5. Воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями и развитие желания физического самосовершенствования.

Работа по профилактике нарушения осанки и плоскостопия строится на основе ряда педагогических принципов:

-принцип систематичности (непрерывность, планомерность, регулярность проведения занятий); с обеспечением определённого подбора упражнений и последовательности их применения; -принцип постепенности перехода от лёгкого к трудному;

-принцип постепенного повышения требований и постепенного нарастания физической нагрузки (важен для обеспечения адаптации организма ребёнка к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач);

-принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку; индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего

состояния здоровья;

-принцип доступности;

-принцип учёта возрастного развития движений; -принцип общего и специального воздействия;

-принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и снижения эффективности физических упражнений;

-принцип сознательности и активности (для решения лечебно-воспитательных задач и повышения психотерапевтического эффекта);

- принцип регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;

- принцип разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений, целесообразно через каждые 2-3 недели обновлять 20-3-% упражнений; -принцип умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность занятий с

детьми 4-5 лет – 20 – 25 мин, с детьми 5-7 лет – 20-30мин. в сочетании с дробной физической нагрузкой;

- соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;

- принцип всестороннего воздействия на организм ребёнка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам. [1]

В работе по оздоровлению детей и достижения наших целей и задач мы используем различные комплексы ОРУ с предметами и без них, и игровых упражнений, направленных на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы, такие как:

Комплекс упражнений для среднего возраста :

Ходьба по корригирующим дорожкам, массажным коврикам, бег в колонне по одному.

Упражнения без предметов

1). И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 - Поднять руки в стороны

2 исходное положение.

3-4 – тоже самое.

2). И. п. – стоя ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1 – поворот туловища вправо, руки всторы

2 – вернуться в исходное положение

3-4 тоже самое.

3). И. п. – то же.

1- наклон туловища вправо

2 – И. П.

3-4 тоже в другую сторону.

4). И. п. – сидя на полу, ноги прямые, руки в упоре сзади.

1 -Согнуть колени, подтянуть к себе,

2 - выпрямить ноги, вернуться в исходное положение.

3-4 тоже самое.

6. Игровое упражнение "Лягушки" (прыжки на двух ногах, продвигаясь по кругу).

Дыхательное упражнение «Лягушонок»

Ноги вместе. Слега, сгибая ноги делаем вдох, делаем прыжок и приземляясь выдыхаем говорим: «КВА». (повторяем 3-4 раза).

Игра "Найдем лягушонка".

Комплекс для старшего дошкольного возраста

1. Ходьба в колонне по одному с выполнением заданий: на сигнал: "Лягушки!" присесть, на сигнал: "Аист!" встать на одной ноге, руки в стороны. Перестроение в три колонны.

Упражнения с гимнастической палкой

1. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – палку вперед; 2 – палку повернуть вертикально, опуская правую руку вниз, поднимая левую вверх; 3 – палку вперед параллельно; 4 – повернуть палку, опуская левую руку и поднимая правую; 5 – палку параллельно; 6 – исходное положение (4–5 раз).

2. И. п. – стойка ноги врозь, палка в согнутых руках на груди. 1–2 – наклониться вперед, коснуться пола; 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. – основная стойка, палка на полу горизонтально. 1 – шаг правой ногой вперед через палку; 2 – приставить левую ногу; 3 – шаг правой ногой назад через палку; 4 – шаг левой назад. То же с левой ноги (5–6 раз).

4. И. п. – стойка на коленях, палка за головой на плечах. 1 – поднять палку вверх; 2 – наклониться вправо; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4 – исходное положение. То же влево (6 раз).

5. И. п. – основная стойка, хват обеими руками за палку, другой конец палки опирается о пол. 1–2 – присесть, развести колени врозь; 2–4 исходное положение (5–6 раз).

6. Игра "Узнай, кто позвал". [4]

Литература

Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»— СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019. - 352 с.

Нечитайлова А. А., Полунина Н. С., Архипова М. А. Фитнес для дошкольников, Санкт-Петербург, Детство –Пресс, 2017. - 158с.

Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет / Л. И. Пензулаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 50 c.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия»Мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия» Консультация и мастер-класс для родителей на тему: «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия». В последние годы в дошкольные.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Упражнения для стоп — профилактика плоскостопия Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 декабря 2020 в 12:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД