Лучший педагог года

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Екатерина Щербакова
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

ОСАНКА – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета.

Публикация «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

ПЛОСКОСТОПИЕ. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах. Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Причины и факторы, способствующие нарушениям осанки :

Нерациональный режим (раннее усаживание ребенка раннего возраста в подушки, ношение ребенка постоянно в одной руке, преждевременное (минуя стадию ползания) начало обучения ходьбе, привычка во время прогулок постоянно держать ребенка за одну и ту же руку.

Частые хронические заболевания, продолжительная болезнь ребенка (гипотония мышц, рахит, пороки развития позвоночника, близорукость, косоглазие, туберкулез и т. д.).

Неправильная поза, с использованием инвентаря, не отвечающего возрастным особенностям детей, при выполнении различных видов деятельности (рисование, работа на земельном участке и т. д.). Неправильный подбор мебели, сильно высокий или низкий стол.

«Вредные привычки» :

сидеть горбясь,

стоять с упором на одну ногу,

ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами,

рисовать, рассматривать картинки, читать лежа на боку (особенно при длительном постельном режиме в период болезни).

Неправильная организация ночного сна детей (узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки); привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело, поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника.

Однообразные интенсивные движения:

отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате;

прыжки на одной и той же ноге (игра в «классики»);

длительная езда на велосипеде, особенно при занятии таким видом спорта (человек сидит за рулем велосипеда с резко согнутым корпусом и наклоненной вперед головой);

занятия только боксом без общей физической подготовки – поднимаются плечи, корпус несколько нагибается вперед, в результате чего образуется сутулая осанка;

при распашной гребле и гребле на каноэ.

Перетягивание живота в верхней его части тугими резинками, поясами – этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.

Понижение слуха на одно ухо (человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему).

Нарушение обмена в соединительной ткани, к которым часто имеется наследственная предрасположенность.

Основные приемы и средства профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Основными средствами для профилактики плоскостопия и нарушений осанки являются : закаливание, специальные физические упражнения, самомассаж.

Закаливание.

Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются без обуви. Поэтому дети занимаются на профилактических занятиях в носках. Воспитателям рекомендовано проводить закаливающие процедуры по окончанию проведения гимнастики после сна.

Самомассаж.

Самомассаж проводится в качестве вводной или заключительной части.

Пособия для профилактики плоскостопия, применяемые для самомассажа: обручи, резиновые коврики с шипами, дорожка с пузырьками, гимнастическая палка, гимнастическая лестница, мешочки с песком, «кочки» с различными наполнителями, канат, веревки.

Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, необходимо увеличить объем целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Воспитателям рекомендовано после сна, проводить упражнения, укрепляющие мышцы стопы и направленные на развитие правильной осанки.

К специальным упражнениям относятся упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, направленные на ощущение правильной осанки и развитие мышц спины.

Итак, для профилактики нарушения осанки необходимо :

1. Обязательно в течении дня следить за тем,как ребенок,играя или рисуя сидит за столом. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Как держит голову ребенок во время ходьбы,правильно ли стоит (с опорой на обе ноги).

2. Основное же средство - это физические упражнения.

Примерный комплекс специальных упражнений для формирования правильной осанки для детей 4-х лет :

- Прогибание спины (обруч или мяч над головой,поочередно отводя ноги назад на носок).

- Сгибание рук к плечам с отведением плеч и сведением лопаток.

-- Наклоны туловища в сороны (обруч за спиной)

- Приседания ("Зайчик").

- Отведение палки за спину.

- Влезание в обруч.

- Хлопки в ладоши за спиной.

- Ходьба с сохранением правильной осанки.

Также нужно уделять внимание правильному формированию свода стопы, так как плоскостопие неразрывно связано с нарушением осанки.

Примерный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия для детей в возрасте от 4-х до 6-ти лет :

- Ходьба на носках.

- Ходьба на наружных краях стоп.

- Ходьба на наклонной плоскости.

- Ходьба по гимнастической палке, лежащей на полу.

- Катание мяча стопой в положении сидя или стоя.

- Захватывание мяча внутренними сторонами стоп.

- Приседание, стоя на палке и держась руками за спинку стула.

- Приседания, стоя на мяче, с поддержкой взрослого.

- имитация подгребания песка.

- захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног.

Также необходимо помнить о мерах профилактики плоскостопия :

1. Обувь не должна быть узкой или широкой ; должна поддерживать форму стопы.

2. Каблук обуви - 1-2 сантиметра, жесткая пятка.

3. Обувь должна быть больше на 1 сантиметр в длину самого большлго пальца.

4. Нельзя донашивать обувь старших детей (так как нарушается рисунок свода стопы)

5. Вечерний душ ног, улучшает кровообращение.

Заключение.

Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы, и как следствие развитию правильной осанки.

Публикации по теме:

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия»Мастер-класс для родителей «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия» Консультация и мастер-класс для родителей на тему: «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия». В последние годы в дошкольные.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2020 в 20:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД