Получи документы

Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников

Татьяна Куценко
Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников

Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников

Куценко Т. А.

учитель-логопед

МБДОУ №15 «Радуга»,

г. Таганрог

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен быть готов к усвоению школьной программы. Грамотная устная речь является одной из главных предпосылок успешного овладения чтением и письмом, потому что письменная речь определяется устной. Речевое развитие ребенка протекает по определенным закономерностям, поэтапно. Отечественные исследователи (Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Г. Е. Чиркина и др.) доказали, что возможность овладения детьми грамотой напрямую зависит от уровня речевого развития. Дети, имеющие логопедические заключения, находятся в группе риска в силу наличия имеющихся нарушений.

Публикация «Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников» размещена в разделах

Прежде всего, следует отметить, что дети, посещающие нашу логопедическую группу, имеют логопедические заключения ОНР 2 и 3 уровней, и, соответственно, у них нарушены все компоненты речи : фонетика, грамматика и лексика. Большие затруднения у детей вызваны недостаточностью фонематического восприятия, и, как следствие, несформированностью навыков звукового анализа и синтеза слов. Это приводит к неумению воспроизвести правильную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков (букв). Отсутствие чёткого звукового образа слова затруднит формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения и письма.

В дошкольном образовательном учреждения работа учителя-логопеда ориентирована на коррекцию речевых нарушений и на профилактику нарушений чтения и письма у детей, тем самым определяя актуальность данной работы и преемственность между дошкольным и школьным обучением. Механизмы нарушений являются похожими, поэтому в работе по профилактике этих нарушений имеется много общего. Комплекс заданий построен с учетом принципа от простого к сложному: на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста с использованием наглядных моделей и наглядного моделирования. С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста все задания составляются в игровой форме, с привлечением сказочных персонажей, разнообразных демонстрационных и раздаточных материалов. Формирование нормативного звукопроизношения является основным в работе логопеда, и в то же время неотъемлемым компонентом в профилактической работе.

Основные направления профилактической работы :

1. Фонематическое восприятие – первая ступень в овладении грамотой, и работу по его развитию лучше проводить поэтапно. На первом этапе уточняется артикуляция и звучание звука с опорой на анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Ребенок научается использовать своих «помощников» – уши, глаза, горло, и далее прочно закрепляет полученные кинестетические ощущения. На втором этапе сопоставляются и различаются смешиваемые по произношению звуки.

Примерные задания направлены на:

-развитие навыков дифференциации неречевых звуков;

-различение слов по тембру, высоте, силе звуков;

-развитие навыков дифференциации фонем;

-развитие навыков дифференциации слогов;

-развитие навыков определять линейную позицию звуков в слове;

-развитие навыков подсчета звуков в слове;

-развитие навыков различения слов, близких по звуковому составу.

2. Фонематический анализ и синтез – вторая ступень в овладении грамотой. О нарушении фонематического анализа и синтеза слов говорят искажения звукослоговой структуры слов. Определение места звука в слове (начало, середина, конец, звуконаполняемость слова, положение звука в слове относительно соседних звуков являются важными и сложными для изучения процессами. Работа по устранению нарушений строится с учетом овладения этими процессами в онтогенезе.

Примерные задания направлены на:

-определение наличия звука в слове;

-определение места звука (начало, середина, конец слова);

-определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове;

-нахождение буквы, соответствующей звуку;

-выделение из предложения слова, содержащего данный звук;

-подбор картинок, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой;

-подбор слов на заданное количество слогов;

-определение количества слогов в словах разной сложности;

-выделение из слога гласного, затем согласного звука;

-выполнение творческих заданий на придумывание слов по заданию.

3. Фонематические представления – это образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Примерные задания направлены на:

-придумывание слов из определенного количества звуков;

-нахождение картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков;

-придумывание слов на заданное количество слогов;

-подбор картинок к заданной звуковой схеме;

-распространение предложений новыми словами;

-составление предложений из предлагаемых слов.

4. Слоговой анализ и синтез.

Примерные задания направлены на:

-дифференциацию гласных от согласных;

-нахождение соответствующих звукам букв;

-слоговое деление – сколько гласных столько и слогов;

-выделение первого слога;

-определение ударного слога;

-объединение слогов в слова;

-выделение из предложений слов, состоящих из определенного количества слогов.

5. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.

Примерные задания направлены на:

-развитие ориентировки на собственном теле и окружающем пространстве;

-развитие дифференциации правой и левой частей тела;

-определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами;

-определение пространственных соотношений элементов букв;

-развитие пространственной ориентировки на листе бумаги;

6. Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Примерные задания направлены на:

-проведение массажа и самомассажа пальцев, с использованием различных предметов (карандаши, орехи, пуговицы и др.);

-проведение пальчиковых игр с речевым сопровождением;

-использование штриховок;

-продуктивную деятельность (работа с ножницами, бумагой, пластилином, бросовым материалом и др.);

-игры с мозаикой, кубиками, складывание картинок, геометрических фигур;

-угадывание букв, написанных на ладони.

7. Развитие грамматических навыков.

Примерные задания направлены на:

-употребление в речи предлогов «в», «на», «за», «перед», «под», «из», «у», «между» и др. ;

-моделирование букв из различных материалов.

8. Развитие связной речи.

Примерные задания направлены на:

-обучение составления описательных рассказов и совершенствование навыков пересказа небольших текстов;

-употребление союзов и предлогов;

-составление сложных предложений;

-употребление глаголов и прилагательных.

9. Обогащение словаря.

Примерные задания направлены на:

-закрепление понятия «родственные слова»;

-усвоение синонимов и антонимов;

-толкование пословиц и поговорок;

-понимание многозначности слов.

Профилактика нарушений чтения и письма проводится систематически, с учетом возраста, индивидуальных возможностей ребенка. В результате проводимой нами работы у детей улучшается восприятие изучаемого материала, формируется устойчивый интерес к процессу чтения. Еще до поступления в школу дети овладевают чтением, умеют анализировать прочитанные слова по количеству звуков, слогов, слогового ударения, могут печатать слова с соблюдением строки, имеют понятие о структуре предложения, могут составлять небольшие рассказы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С. Пб., 1995.

3. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. -5-е изд. Владос, 2004.

4. Ткаченко Т. А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

Ткаченко Т. А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб. ,

Публикации по теме:

Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…»Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…» «Письма, письма лично на почту ношу….», - пела некогда знаменитая группа «Песняры». Вот и я спешу в почтовое отделение, чтобы отправить.

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать»Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать» Фотоотчет: Конкурс художественного чтения для дошкольников "Как хорошо уметь читать". 24 октября в центре "Радуга" проходил конкурс,где.

Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения»Конспект открытого районного занятия в старшей группе «Познай себя. Осанка и профилактика ее нарушения» Цель: Повысить интерес детей к своему здоровью. Уточнить представление о строении человеческого тела. Закрепить знания детей о правильной.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Фотоотчет «Ростовский заповедник наградил дошкольников за лучшие письма животным»Фотоотчет «Ростовский заповедник наградил дошкольников за лучшие письма животным» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика нарушения чтения и письма у дошкольников
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 21:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД