Папки-передвижки

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Авдеенко Оксана Александровна
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Профилактика речевых нарушений, раннее их выявление и устранение – важные факторы полноценного развития ребёнка. К сожалению, не всегда удаётся полностью предупредить возникновение речевых патологий, и в этом случае ставится задача предупредить появление вторичных, третичных речевых нарушений.

Так как многое в развитии ребенка предопределяет наследственность, родителям необходимо серьёзно подойти к вопросу, особенно в случае имеющихся неблагоприятных наследственных факторов. Пристально внимательными нужно быть во время беременности, в процессе родов и в период новорожденности.

Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах

Если говорить непосредственно о профилактике речевых нарушений, то складывается она из таких важных моментов:

- забота о физическом и нервно – психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов,

- забота о правильном речевом развитии ребёнка, создание необходимых социально – бытовых условий.

Важно обеспечить благоприятное речевое окружение – как образец для подражания, поощрять лепет ребёнка, четко, интонировано произносить слова, приучать ребёнка смотреть на собеседника в процессе разговора, заниматься ритмикой, музыкой, пением (для развития дыхания и голоса, а также развивать мелкую моторику.

Однако, важно отметить, что молодые мамы часто не владеют информацией о периодах развития ребёнка раннего возраста, о том, чем овладевает малыш на различных этапах своего развития. С этой целью нами была создана брошюра, позволяющая выявить причины для настороженности в речевом развитии ребёнка :

Возраст ребёнка Причины для беспокойства

1 месяц – 2 месяца Ребёнок не издаёт никаких звуков (писк, фырканье, кряхтение, плач, не проявляет беспокойства при резких и раздражающих звуках, мелодиях или речи. Не совершает движений, не удерживает взгляд на погремушках и лицах близких людей.

3 месяца Ребёнок не гулит, не произносит отрывистые гласные, которые со временем должны становиться длиннее. Не реагирует на речь, не поворачивает голову в сторону источника голоса

4 месяца Малыш не держит головку, не поворачивает её, активно реагируя на звук, яркую игрушку или голос близких родственников. Не заинтересован в разглядывании предметов (особенно - ярких). Отсутствуют улыбка и смех.

5 месяцев Не отличает близких родственников от посторонних людей. Не интересуется звуками, слогами, не произносит простые сочетания «ба», «па», «ма» и т. д. Нет гуления, которое должно плавно перейти в лепет.

6 месяцев Ребёнок не активен двигательно, не играет с игрушками: не стучит ими по поверхностям, не пробует на вкус. Не испытывает чувство страха при контакте с посторонними людьми.

7 месяцев Не реагирует и не понимает, что к нему обращаются близкие. Не распознаёт интонации, не пытаясь реагировать на речь гулением, лепетом.

8 месяцев Не понимает и не выполняет простейшие просьбы: «возьми», «дай». Не может собрать пирамидку, не проявляет интерес к игрушкам, к самостоятельному манипулированию предметами. Отсутствует активный лепет, подражание речи взрослых.

9 месяцев Не повторяет за взрослым разнообразные сочетания звуков, не связывает определённые звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка и т. д.).

10 месяцев Не играет самостоятельно. Не подражает жестам и движениям взрослых. Отсутствует манипуляция с предметами и игрушками. Может наблюдаться беспричинное беспокойство. Не «играет» со звуками. не проявляет интерес к произнесению слов и речи окружающих.

11 месяцев-12 месяцев Отсутствуют осознанные жесты и движения: помахать рукой в знак прощания, обнять, поцеловать, покивать головой. Не выполняет простые просьбы. Не откликается на своё имя. не понимает и не реагирует на разговор о себе и окружающих вещах. Не произносит слоги, слова, звукоподражания.

В наше время, насыщенное компьютерами и планшетами, мало внимания уделяется чтению художественной литературы, в которой ребёнок нуждается с самого раннего возраста. Мы предлагаем перечень литературы, входящей в круг чтения детей от рождения до 1 года:

Возраст ребёнка Название и автор произведения Посыл малыша

1 месяц «Баю-баюшки-баю» «Я родился!»

2 месяца «Водичка-водичка» «Я умею!»

3 месяца «Коза рогатая» «Посмеёмся вместе!»

4 месяца «Гуси-гуси» «Мои первые звуки»

5 месяцев «Заинька, выйди в сад…» «Я вас знаю!»

6 месяцев «Гуси, вы, гуси…» «Мой лепет»

7 месяцев «Ладушки-ладушки»,

«Еду, еду, к бабе, к деду!» «Ладушки!»

8 месяцев «Ой ду-ду…»,

«Бубенчики- бубенчики»,

Козлов С. «Я на солнышке лежу»;

«Курочка-Ряба» «Меня интересует музыка!»

9 месяцев «Кисонька - Мурысонька»,

Барто А. «Игрушки»,

Благинина Е. «Стихи для детей»;

«Репка», «Колобок» (русские народные сказки);

Яснов М. «Считалка с фамилиями» «Я знаю своё имя»

10 месяцев «Сорока-белобока»;

Мориц Ю. «Ёжик резиновый», «Сказка про песенку»;

Степанов В. «Как живете? Что жуете?» ;

«Теремок», «Волк и семеро козлят» (рус. нар. ск) «Слово «нельзя!»

11 месяцев «Петушок, петушок…»;

Майер Н. «Лесные смешинки»;

Маршак С. «Детки в клетке»;

Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»;

Токмакова И. «Крошка Вилли-Винки», «Гном», «Усни-трава»;

«Три поросёнка» (англ. ск.) «Спросите меня!»

12 месяцев Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»;

«Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского;

Сутеев В. «Три котёнка», «Цыплёнок и утёнок», «Мышонок и карандаш», «Кто сказал «мяу»?», «Мешок яблок»;

Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»;

Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Путаница», «Федорино горе» «Мои первые слова»

Как же читать эти произведения? Общие рекомендации:

• В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

• Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

• Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

• Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение и отложите ее на денек.

В заключение отметим, что профилактика речевых расстройств, их своевременное обнаружение и коррекция – залог развития всесторонне развитого ребёнка!

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Опубликовано: 17 мая 2022 в 10:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД