Лучший педагог года

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Светлана Глущенко
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Чтобы понять, насколько катастрофически растет количество детей, у которых проблемы с речью, приведу всего одну цифру: дошкольников, не имеющих речевых проблем, у нас по России лишь 6-12 процентов.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи - таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

• Неустойчивое внимание

Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений

• Трудности с выполнением словесных инструкции

• Обидчивость, робость, замкнутость.

Можно сказать, что отправной точкой всей этой волны речевых патологий стали 1990-е годы. И по мнению российских академиков, связано это в первую очередь с активным развитием репродуктивных технологий — теперь врачи могут выходить новорожденного весом от 500 граммов.

Понятно, что у недоношенных детей здоровье в целом ослаблено, а любое отставание в развитии, будь оно соматическое или психическое, в конечном счете сказывается на речи. Точно так же на здоровье современных детей в раннем возрасте влияет экология, социальные условия, стресс. Сегодня остро стоит проблема билингвизма, миграции — все это так или иначе ведет к нарушению сначала устной, а потом и письменной речи.

При этом, как ни парадоксально, количество нарушений примерно одинаково по всем регионам РФ. В сельской местности остро стоит проблема грамотных специалистов, которые могут решить серьезные проблемы с речью, зато там меньше нарушений, связанных со стрессовыми факторами, так как в целом дети спокойнее. В городах же, напротив, дети растут в более напряженной обстановке, но есть шанс, что специалисты раньше заметят отклонения.

И последнее. Очень большую роль в развитии ребенка играет то, насколько информированы и ответственны родители. Зачастую мамы, у которых была трудная беременность и роды, изначально настроены на дополнительные занятия с ребенком, контролируют его общее, психическое и речевое развитие, и от этого дети, конечно, выигрывают. Мы еще не дошли до уровня Швеции, где логопед вместе с патронажной сестрой приходит на второй день после выписки из роддома, но в целом ранняя логопедия в мегаполисах развивается очень активно. Но очень многое по-прежнему зависит от инициативы родителей, их роль не менее важна, чем роль медицинских и образовательных учреждений.

По инициативе родителей нашего детского сада в 2019 -2020 году, мною был разработан и проведен представленный проект по речевому развитию детей группы раннего возраста.

Название проекта: «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. «Я умею говорить».

Тип проекта:

• - информационный;

• - речевой ;

• - познавательный;

• - долгосрочный.

Участники проекта:

• учитель-логопед Глущенко Светлана Юрьевна;

• дети первой младшей общеразвивающей группы «Репка»;

воспитатели группы: Вагнер Инна Савельевна, Кочергина Марина Дмитриевна

Сроки реализации проекта: декабрь – апрель 2019 - 2020 учебного года.

Цель проекта: предотвращение причин возникновения речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Профилактика речевого недоразвития у детей раннего дошкольного возраста :

• Развитие артикуляционного и голосового аппарата;

• Развитие речевого дыхания;

• Развитие слухового восприятия и речевого слуха;

• Развитие мелкой и общей моторики;

• Формирование правильного звукопроизношения.

• Педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.

• Создание в группе речевого центра.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

• Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей.

• Совместная деятельность детей и учителя-логопеда.

• Совместная деятельность воспитателя и детей.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Совместная деятельность воспитателя и родителей.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

• Повысить речевую активность у детей раннего дошкольного возраста :

• Активизировать развитие артикуляционного и голосового аппарата;

• Активизировать развитие речевого дыхания;

• Повысить уровень слухового восприятия и речевого слуха;

• Повысить уровень развития мелкой и общей моторики;

• Формировать правильное звукопроизношение;

• Активизировать активный и пассивный словарь детей;

• Повысить педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.

• Создать в группе речевой центр;

• Разработать и собрать картотеки игр упражнений, пособий для речевого центра.

1 этап: подготовительный

(информационно-аналитический)

Задачи:

• Скрининговое обследование речи детей младшего дошкольного возраста с целью : выявить детей с речевыми нарушениями, определить уровень речевого развития детей;

• Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития (анкетирование);

• Установить контакт с родителями детей, согласовать воспитательное воздействие на ребенка ( родительское собрание по теме: «Речевое развитее детей раннего возраста. Причины задержки развития речи.»);

• Начать сбор методических пособий и материалов для картотек и пособий для «Речевого центра».

2 этап: основной (практический) :

Задачи:

• Разработать и апробировать систему воздействия на речь детей младшего дошкольного возраста,

• Составление системы игр и упражнений, картотек, пополнение «Речевого центра» пособиями для развития мелкой моторики, развития дыхания, развитие слухового внимания.

• Вовлечение родителей в коррекционный процесс. Участие родителей в семинарах-практикумах по темам: «Артикуляционная гимнастика для малышей, как средство профилактики речевых нарушений», «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». Проведение родительских собраний по темам: «Развитие дыхания - основа для правильной речи», и консультаций «Речевые игры с детьми дома», «Развитие слухового внимания и восприятия речи детей младшего возраста». Проведение общих и индивидуальных бесед.

• Создание информационного стенда «Уголок логопеда».

3 этап: заключительный (контрольно-диагностический) :

Задачи:

• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми, провести скрининговое обследование речи детей младшего дошкольного возраста с целью определения динамики речевого развития детей.

• Проанализировать эффективность работы логопеда с родителями и педагогами по вопросам речевого развития детей,

• Презентация проекта для педагогов ДОУ.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Опубликовано: 11 марта 2021 в 19:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД