МААМ-картинки

Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации

Галина Семёнова
Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации

На сегодняшний день проблема ранней профориентации актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

Публикация «Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации» размещена в разделах

Ознакомление детей с профессиями основывается в ФГОС дошкольного образования в одном из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

Детский сад – первая ступень в формировании профессиональных устремлений растущей личности. В нашем детском саду ведется постоянная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых и с окружающим миром через сказки, непосредственно образовательную деятельность, общение со взрослыми, через современные педагогические технологии, средства массовой информации узнают о разных профессиях, профессиях сотрудников детского сада, своих родственников, знакомых.

Знакомство детей с профессиями осуществляется по принципу интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными особенностями и возможностями воспитанников. Существует сложность по ознакомлению детей с профессиями в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для наблюдения за ней, чтобы избежать этого, педагоги детского сада активно применяют в своей работе с детьми современные педагогические технологии, помогающие моделировать различные профессиональные ситуаций, которые не возможно наблюдать в стенах детского сада. Дошкольники начинают знакомиться с профессиями взрослых в детском саду, потом в семье, в окружающем мире, пользуются его результатами. Знакомство с профессиями мира взрослых идет поэтапно, в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада, что дает возможность вырабатывать у детей понятие о значении и сути трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом.

Реализуя образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», педагоги нашего детского сада понимают, как важно создавать для детей условия, в которых бы формировалось желания проявить свои способности, а так же трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели. С этого и начинается путь в профессию, закладываются основы таких личностных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, проявляется способность к социальной мотивации поведения и осознанию ребенком ценности труда, которые являются базой в любой профессии и залогом успеха в будущем, все это реализуется через игровую деятельность, которая является у дошкольников ведущей. Все мы знаем, что детская игра - это первый ориентир в выборе профессии у ребенка. Игра имеет такое же большое значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет работа или служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. Игра - отражение жизни. Большинство игр детей отображает труд людей разных профессий.

Для достижения целей и решения задач социально-коммуникативного развития, профориентационных задач, педагоги в группах создают развивающую среду по теме «Профессии», уголки по сюжетно-ролевым играм с профессиональной одеждой людей разных профессий, развивающие игры профессиональной направленности : «Профессии», «Кем быть?», «Доскажи словечко» «Определи по предмету профессию», «Кто что делает?», «Сварим вкусный суп из овощей», «Кому нужны эти предметы» и другие. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, воля, интеллект, воображение, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Активными помощниками в организации сюжетно-ролевых игр являются родители воспитанников, которые готовят атрибуты для игр, шьют костюмы, собирают необходимые предметы и многое другое.

В нашей группе создана тематическая подборка материалов «Все работы хороши, выбирай на вкус», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал. С детьми проводятся индивидуальные беседы: «Какие ты знаешь профессии. По каждой профессии, ребенку предлагается рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии и предлагается объяснить процесс работы данного вида труда. Большое значение в познавательной работе по знакомству с трудом взрослых, их профессиями осуществляется через образовательную деятельность, виртуальные экскурсии, беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений, в ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на прачку. В современных условиях, когда нельзя посещать места массовых скоплений людей, мы приглашали представителей разных профессий в группу и знакомились с их трудовой деятельностью с помощью мультимедийных презентаций. В ходе такой встречи дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессии, наличию большого количества разнообразных инструментов, действиям представителя профессии. Во время общения с поварами, медсестрой, приглашенными гостями: полицейским, парикмахером дети обращали внимание на их форму, рассуждали: парикмахеру, повару форма нужна, чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть его.

Воспитательная функция ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек и мальчиков очень увлекла работа парикмахера, они решили, когда вырастут большими выбрать профессию – парикмахер. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они осмотрели машину, побеседовали о том, зачем нужен жезл, решили охранять порядок на улицах города. В конце беседы и виртуальной экскурсии дети сделали вывод, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества, что труд взрослых заслуживает уважения, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающий мир, пробуждает первое гражданское чувство-чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Дети проявляют любознательность, интерес к чтению художественной литературы о людях труда разных профессий, это пробуждает желание подражать литературным персонажам. Дети сами выбирают произведения для чтения, из имеющейся в группе библиотеки, или приносят из дома. Нами были прочитаны с детьми такие произведения, как: «Ещё мама» А. Платонов, «Айболит» К. Чуковский, «Из воспоминаний сельского ветеринара» Д. Хэрриот, «Пришла беда нечаянно…» О. Повещенко, «Мы, ребята, любим море» Н. Иванова, «Расскажу я вам, ребята…» О. Повещенко, «Чистотой встречает дворник…» В. Талызин, О. Емельянова «Для строителя привычно…», С. Маршак – «Почта», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», В. Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. А. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», и другие. По итогам прочитанных произведений, вместе с детьми обыгрываем понравившиеся сюжеты, организуем настольный театр, пальчиковый, рассматриваем иллюстрации, беседуем о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных с местными условиями, рассматриваем альбомы с фотографиями, работающих взрослых, играем в дидактические игры, закрепляем вид деятельности, орудия труда, специальную одежду, расширяем кругозор, активизируем речь, развиваем логическое мышление, наблюдательность. Так, играя в игру «Кому что?», дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям, например: градусник нужен доктору, чтобы измерить температуру пациента (больного); кастрюля необходима повару, чтобы готовить в ней пищу и т. д. Побуждали детей говорить полными предложениями, формировали навык правильного ответа. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, играли в такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди — дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке — игрушечные — кирпичик, кран, трактор, каску). Дети играют с куклами, которые одеты в одежды людей разных профессий. Играя с ними, делают выводы, анализируют, для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: «Зачем строителю каска?», «Фартук и колпак повару?». При помощи настольно-печатных игр устанавливали связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?", «Что нужно парикмахеру?", «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Видя пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Родители, рассказывая ребенку о своей профессии, о её значении для общества, прививают своим детям нравственные качества, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Решающим фактором социально-коммуникативного развития ребенка является ранняя профориентация. Важно чтобы ребёнок понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Педагоги детского сада применяют в своей работе с детьми разные образовательные технологии, но метод проектов считают наиболее результативным, т. к. в его основе лежит самостоятельная деятельность дошкольников (исследовательская, познавательная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Выбирая направление профориентационного проекта, мы исходили из возрастных особенностей детей своей группы, свидетельствующих о том, что для них свойственен интерес к профессиям своих родителей. Анализ социального портрета семьи показал, что профессии родителей наших воспитанников очень разнообразны.

Мы рассматриваем процесс профориентации как средство адаптации дошкольника к многообразию мира профессий. Это и было положено в основу проекта «Профессии моих родителей», цель которого:

- совершенствование представлений детей о мире профессий на примере профессий родителей, значимости их труда в жизни общества

Цель конкретизирована в задачах:

-расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности

воспитанников;

-обогащать представления детей о профессиях родителей;

-дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных

профессий;

- развивать коммуникативные навыки, любознательность, речь;

-воспитывать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.

На подготовительном этапе обновили развивающую среду. Пополнили центр «Кухня» муляжами овощей, фруктов, столовой посудой, игру «Поликлиника» шприцами, градусником, фонендоскопом. Библиотеку обновили книгами: Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа». Оформили альбом «Стихи о профессиях».Познакомились с профессиями, рассматривая в группе картины «Врач», «Парикмахер», «Повар», «Шофер», «Строители», играли в настольные игры — «Профессии»,«Кем быть?», «Кому что?», пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам, разрезные картинки, лото, домино, разрезные картинки. Дидактические игры «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии». «Угадайте, что я делаю», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».

Приступили к реализации проекта. Разработали конспекты ООД по познавательному развитию «Предметы вокруг нас» (помощники повара, по речевому развитию: «Рассказ о профессии продавца», читали Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», К. Чуковского «Айболит» по художественно-эстетическому развитию рисовали «Кем я хочу быть?». Была организована совместная деятельность с детьми: Экскурсия в прачечную, на кухню, проведены беседы о профессиях родителей. Играли в дидактические и настольные игры: «Профессии», «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?», «Собери картинку из кубиков», «Чудесный мешочек», в сюжетно-ролевые игры: «Столовая», «Парикмахерская», «Больница», отгадывали загадки о профессиях.

Организовали самостоятельную деятельность детей : раскрашивание раскрасок «Профессии», «Овощи-фрукты»; рассматривание картин по теме проекта. Было организовано взаимодействие с семьей: рассказ родителей о своей работе детям; подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях. Организовали встречу с мамой Вари Ивановой, которая рассказала о профессии парикмахера.

На заключительном этапе подготовили презентацию проекта, создали картотеку по теме: «Профессии».

В результате реализации проекта дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы, расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями, узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относиться к ним, обогатился словарный запас детей, совершенствованы коммуникативные навыки. У детей появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же, как у одного из родителей.

Следовательно, можно говорить о том, что эффективность организации профориентации в ДОУ – это есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, результатам, созданным людьми в процессе труда.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Фотоотчет «Профориентация детей дошкольного возраста в средней группе»Фотоотчет «Профориентация детей дошкольного возраста в средней группе» В рамках реализации первой годовой задачи нашего ДОУ «Создание условий для успешной социализации дошкольников через раннюю профориентацию»,.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Мастер-класс по теме «Утренний круг — условие позитивной социализации дошкольников»Мастер-класс по теме «Утренний круг — условие позитивной социализации дошкольников» Мастер-класс по теме: «Утренний круг условие позитивной социализации дошкольников». Добрый день уважаемые коллеги! Скажите пожалуйста,.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 08:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД