Лучший педагог года

Программа для специалистов образовательной организации, направленная на решение проблемы агрессивного поведения дошкольников

Татьяна Яблокова
Программа для специалистов образовательной организации, направленная на решение проблемы агрессивного поведения дошкольников

1. Актуальность программы.

Повышенная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее

частых проблем в детском коллективе. Различные формы агрессии

характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием

эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил

поведения, проявления детской агрессивности в дошкольном возрасте у

Публикация «Программа для специалистов образовательной организации, направленная на решение проблемы агрессивного поведения дошкольников» размещена в разделах

большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия

не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество

личности. В итоге теряются возможности полноценного общения

агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное

развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых

социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы

адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная

профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей старшего

дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными.

Разработанная Программа коррекции агрессивного поведения у детей

дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья

агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на

взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и

выраженным.

Использование игровых методик в дошкольном возрасте является одним

из основных средств взаимодействия педагога-психолога с детьми, так как

игра является ведущей деятельностью в данный возрастной период.

Стремление рисовать также присуще детям дошкольного возраста. Оно

свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить

себя.

Поэтому при взаимодействии педагога-психолога с дошкольниками

наибольшее распространение получили различные варианты игровых и

рисуночных методик.

При этом групповые формы взаимодействия педагога-психолога с детьми

дошкольного возраста позволяют :

– развивать социальные навыки у детей;

– позволяют дошкольникам оказывать взаимную поддержку друг другу;

– дают возможность детям наблюдать результаты своих действий и их

влияние на окружающих;

– позволяют осваивать новые социальные роли;

– повышают самооценку ребенка и ведут к укреплению личной

идентичности.

2. Нормативно-правовая база

Название нормативно-

правового акта

№ и дата принятия Какие статьи следует

учесть при организации работы

«Об образовании в 29 декабря 2012 года Глава 1. Статья 5

Российской Федерации» №273 - ФЗ Глава 2. Статьи 10-20

Глава 3. Статьи 33-35

Глава 4. Статья 45

Глава 5. Статья 46,50

«Семейный кодекс

Российской Федерации»

29 декабря 1995 года N

223-ФЗ

Глава 2. Статьи 7-9

Глава 11. Статьи 54-57

Глава 12. Статья 65

«Уголовный кодекс

Российской Федерации»

13 июня 1996 года N 63-

ФЗ

Глава 14. Статьи 87-90

3. Цели и задачи программы

Идея: В современном обществе проблема агрессивного поведения

обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы

становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или

наблюдателями конфликтного общения. Часто в роли так называемых

«благополучных», «нормальных» агрессоров, которые с раздражением

смотрят на окружающих и мимоходом отпускают саркастические замечания,

каждый также бывает нередко. Данная программа направлена на оказание

помощи детям среднего и старшего, подгот. дошкольного возраста,

имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно –

повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется

драчливостью, настороженностью, подозрительностью.

Цель: Создание условий для социализации детей в обществе по

средствам профилактики и корректирования агрессивного поведения

дошкольников

Задачи:

1. Снятие аффекта "неадекватности", формирование адекватной

самооценки детей.

2. Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция

социальных отношений детей.

3. Снятие чрезмерного напряжения детей.

4. Развитие и обогащение навыков конструктивного поведения.

Периодичность: 2 раза в неделю в течение 4 месяцев

Планируемые результаты:

- повышение уверенности в себе;

- снижение агрессивности;

- конструктивное поведение.

Критерии и показатели результатов:

Критерий Показатель эффективности Метод получения данных

Эмоционально-

волевой

- уменьшение уровня агрессии

- уменьшение чувства страха,

способности победить страх

- снизить привязанность

коммуникации, расширение

взаимоотношений детей

- активное участие в играх и

мероприятиях

Тест руки Вагнера

(Приложение 1)

Ценностно-

смысловой

- заинтересованность родителями в

успешном результате коррекции

- стремление понять мотивы

поступков ребенка, поддержать его

интересы

- наличие у родителей способность

к эмпатии, педагогической рефлексии и

самоконтролю

Тест-опросник

родительского отношения

А. Я. Варга

(Приложение 2)

- заинтересованность детьми

процессом коррекции

- самостоятельность детей в

коррекции сверстников (успокоить,

поговорить)

Наблюдение за работой

детьми в группе в свободное

время

(Приложение 3)

Поведенческо-

деятельностных

- умений строить взаимоотношения

в социуме без проявления агрессии

- наличие самоконтроля у детей

- способность самостоятельно

найти поиск решения проблемы без

проявления агрессии

- способность адоптироваться к

различным условия

Наблюдение за детьми в

свободное время

Наблюдение за детьми

вне детского сада (на

экскурсия и т. д.)

(Приложение 3)

Рефлексивный - удовлетворенность родителей и

педагогов изменениями в поведение

детей

- способность рефлексии у детей к

своим поступкам и речи

- способность в рефлексии своих

творческих работ

Методика определения

рефлективности мышления

(О. С. Анисимов)

(Приложение 4)

4. Тематический план

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю в течение 4 месяцев. Время

занятий устанавливается в зависимости от возрастной группы детей: для

средних – 20 минут, для старших – 25 минут, для подготовительных – 30

минут. Общий объем часов: средние – 11 часов, старшие – 13 часов,

подготовительные- 16 часов.

№ Тема Часы Ответственный

1. Давайте познакомимся!

Цель: Наладить позитивное и

доверительное отношение детей к себе.

1. Игра «Имя в ладошку»

2. Предложить детям рассказать о

своих интересах, любимом занятии.

Предложить сначала нарисовать, а

потом по желанию рассказать

3. Игра «Я хочу с вами дружить,

потому что….»

Согласно

возрастной группе

Педагог-психолог

Яблокова Т. А.

2. Моя семья!

Цель: Диагностика семейных

отношений, комфорт ребенка в семье

Педагог-психолог

3. Снятие психофизиологического

напряжения.

Цель: Снятие дискомфорта,

расслабление мышц, выплеск негативна.

Педагог-психолог

Физкультурный

руководитель

4. Я в мире других.

Цель: Закрепить способность

дифференцировать понятия «добро» и

«зло», осознание моральной стороны

поступков, научить детей способам

Педагог-психолог

Воспитатели

выражения сопереживания и сострадания.

5. Давайте пообщаемся!

Цель: Обучить детей эффективным

способам общения.

Педагог-психолог

6. Моя семья! (Занятие с родителями)

Цель: Спроектировать ситуацию, когда

родитель будет в роли ребенка, а ребенок в

роли взрослого. Дать возможность осознать

чувства своих близких.

Педагог-психолог

7. А давайте попробуем так.

Цель: Снять невербальную агрессию,

предоставить ребенку возможность

"легальным образом&;quot; выплеснуть гнев,

снять излишнее эмоциональное и

мышечное напряжение, направить энергию

детей в нужное русло.

Педагог-психолог

ФР

8. Индивидуальная работа с детьми.

Цель: Предоставить ребенку

возможность побыть собой. Диагностика

ситуаций, которые беспокоят ребенка.

Педагог-психолог

9. Доброта.

Цель: Вербализация испытываемых

чувств, закрепление положительной черты

характера (миролюбия).

Педагог-психолог

10. Доброта.

Цель: Вербализация чувств, их

осознание и закрепление.

Педагог-психолог

11. Спорт-здоровье.

Цель: Отреагирование агрессии.

Снятие психофизиологического

напряжения.

Педагог-психолог

Физкультурный

руководитель

12. Расслабление.

Цель: Снятие негативных настроений и

восстановление сил

Педагог-психолог

13. Моя тень.

Цель: Развитие эмпатии, снятие

агрессивности, развитие навыков

невербального общения.

Педагог-психолог

Воспитатели

14. Отдых на море.

Цель: Обучение ребенка управлению

своим гневом и снижение уровня

личностной тревожности.

Педагог-психолог

15. Драка

Цель: Снятие эмоционального

напряжения и выражение агрессии

Педагог-психолог

16. Это я, узнай меня

Цель: Развитие эмпатии, снятие

агрессивности.

Педагог-психолог

17. Ласковые слова

Цель: Снятие эмоционального

напряжения и выражение агрессии

Педагог-психолог

18. В Цветочном городе.

Цель: Воспитывать сочувствие,

coпереживание и осознание своих чувств

Педагог-психолог

19. Камешек в ботинке.

Цель: Отреагирование агрессии

Педагог-психолог

20. Передай настроение

Цель: Снятие негативных настроений и

восстановление сил

Педагог-психолог

21. А я ….

Цель: Снять невербальную агрессию

Педагог-психолог

22. Корзина эмоций (Занятие с

родителями)

Цель: Снятие негативных настроений и

восстановление сил

Педагог-психолог

23. Когда я сержусь …

Цель: Побудить детей спроектировать

последствия своей агрессивности в рисунке.

Педагог-психолог

24. Когда я сержусь (Индивидуальная

работа)

Цель: Побудить детей обсудить

рисунки, воспитывать чувства контроля,

перенаправление своего гнева

Педагог-психолог

25. Индивидуальная работа

Цель: Снятие негативных эмоций,

воспитание чувств эмпатии, сочувствия

Педагог-психолог

26.

27.

28. Что такое дружба?

Цель: Спроектировать у детей понятие

дружба, что она включает.

Педагог-психолог

29. Моя любимая игра.

Цель: Предложить детям

самостоятельно выбрать игру,

заинтересовать остальных. Воспитывать

уважение к остальной группе.

Педагог-психолог

30. Наши секреты (занятие с родителями)

Цель: Укрепить доверительные

отношения в семье.

Педагог-психолог

31. Индивидуальная работа.

Цель: Корректирование полученных

результатов и их закрепление.

Педагог-психолог

32. Давайте будем дружить!

Цель: Закрепление результатов

проделанной работы.

Публикации по теме:

Консультация «Виды агрессивного поведения дошкольников. Причины и коррекция» Виды агрессивного поведения. Причины и коррекция. Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные.

Конспект комплекса занятий «Коррекция агрессивного поведения детей» ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Конспект комплекса занятий по теме:.

Конспект коррекционного занятия по снижению агрессивного поведения у дошкольников Цель занятия: Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами. Задачи: 1) Обучение детей.

Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Когда малыш, не сдерживаясь в выражениях и действиях, даёт волю охватившей его агрессии, случайные свидетели драмы осуждающе цокают: «Ну.

Проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации .

Проблемы внедрения и развития робототехники в образовательной организации и путях их решения на основе своего опыта работы Моё педагогическое кредо: Достучаться до каждого сердца Тех, кого ты решился учить, И откроется тайная дверца К душам тех, кого смог.

Решение проблемы самовыгоранияРешение проблемы самовыгорания Профессия педагога не из лёгких. Нередки случаи, когда воспитатели и учителя, проработавшие больше десяти лет в детских садах и школах,.

Сказкотерапия. Коррекция агрессивного поведения Психокоррекционная сказка (коррекция агрессии, агрессивного поведения ребенка) Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья.

Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения.

Занятие по коррекции агрессивного поведения Цель: создание атмосферы доверия, развивать умение адекватно выражать негативные эмоции, создание эмоционального комфорта. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для специалистов образовательной организации, направленная на решение проблемы агрессивного поведения дошкольников
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 09:09
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД