Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать»

Людмила Калашник
Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать»

Содержание:

1. Пояснительная записка…. 3

2. Нормативные основы дополнительного образования…. 5

3. Цель программы….6

4. Задачи…. 6

5. Принципы…. 6

6. Условия реализации…. 7

7. Материально – техническое обеспечение…. …. 8

8. Ожидаемые результаты…. 8

9. Итоги работы…. 8

10. Литература…. 9

11. Приложение №1…. ….10

12. Приложение №2…11

Пояснительная записка

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм».

В. В. Путин.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Введение патриотического воспитания сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его развитие, воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре. Попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный.

Главные направления - ознакомление воспитанников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине.

Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитание — знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

В статье 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» главы 10 ФЗ–37 «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование направлено «на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени».

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени. Дополнительное образование дает возможность выявить и развить творческие способности детей.

Реализация дополнительного образования осуществляем через организацию кружковой работы. Мы уделили большое внимание на выявление интересов и способностей детей, а также обратили внимание на пожелания родителей, которые выявили через анкетирование, беседы, консультации.

Нормативные основы дополнительного образования: (Кружковая работа)

Программа по дополнительному образованию разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 75. «Дополнительное образование детей и взрослых»

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384.

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Уставом МБДОУ №59

- Образовательной программы МБДОУ

Цель программы: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов.

Задачи:

Развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края

Создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.

Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка в процессе восприятия литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Развитие творческого потенциала дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.

Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:

Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; увлекательности; наглядности, символичности, практичности; системности; интеграции образовательного содержания; деятельный подход к организации образования; развивающего характера обучения.

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

Условия реализации программы.

Руководитель кружка пользуется учебным материалом методических пособий (используемая литература указана в приложениях).

Учебный план рассчитан на 1 год обучения.

Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей индивидуален - 15 - 20 минут

Занятия проходят в виде игры.

Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (10-12 человек) от 4- 5л

Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программ.

Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса:

Формы работы с детьми:

НОД, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

наглядные (наблюдение, демонстрация, использование ИКТ);

словесные (объяснение, рассказ, чтение, беседа);

практические (игровые упражнение, моделирование).

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т. д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение:

Наглядные пособия (образцы изделий).

Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)

Подборка информационной и справочной литературы.

Материалы для работы

Иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур, стихи, загадки. И т. д

Ожидаемые результаты программы:

Дети узнают о своем родном посёлки (Кулешовка) и о его достопримечательностях (памятник «Павши летчикам», памятник «Чернобыльцам»).

У детей сформируются первичные представления о себе (имя, фамилия, отчество, домашний адрес, о своей семье (фамилия, имя, отчество родителей, место работы, о дружбе (справедливые отношения друг к другу, умение предлагать свою помощь).

Познакомятся с Государственным гербом и флагом России и Ростовской области (цвет флага, символика герба).

У детей расширятся знания о видах народного декоративно – прикладного искусства (хохлома, гжель, дымковская игрушка).

Расширятся знания детей о природе Родного края, сформируются представления о лесе (птицы: сорока, ворона, воробей, дятел; животные: заяц, белка, лиса, медведь и т. д. ; деревья: дуб, сосна, берёза, каштан,о реке (Дон)и её обитателях (Сазан, щука и т. д).

Сформируются понятия важности уважительного отношения к людям старшего поколения.

Формы подведения итогов работы с детьми по дополнительной образовательной программе:

выставка;

конкурс;

фестиваль художественно-прикладного творчества;

отчетные выставки;

отчетные концерты;

открытые уроки;

проведение мастер-класса среди педагогов.

Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческой работы.

Литература

1. Бусленко Н. «Приглашаем в край Тихого Дона» Упр издат, г. Ростов – на Дону, 1990 г.

2. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. Москва, 2011г.

3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России», Москва 2013 г.

4. Кулишов В. И. «В низовьях Дона» Москва, «Искусство», 1987 г.

5. Калайтанова Г. Н., Агуреева Т. И., Муравьёва О. Ю. «Развитие представлений о человеке в истории» Ростов – на – Дону, 1999 г.

Публикации по теме:

Обучение дошкольников английскому языкуОбучение дошкольников английскому языку X Муниципальный конкурс \"Воспитатель года-2018\"\r\n3 этап: \"Методический семинар\"\r\n\"Хочу все знать\" (Обучение дош-ов английскому).

Демонстрационный альбом по ознакомлению со свойствами бумаги и кожи «Хочу все знать»Демонстрационный альбом по ознакомлению со свойствами бумаги и кожи «Хочу все знать» Здравствуйте дорогие друзья, сегодня, мне бы хотелось показать свой демонстрационный альбом "Хочу все знать". Альбом разделен на две части.

Дидактическое пособие для воспитателей «Хочу все знать»Дидактическое пособие для воспитателей «Хочу все знать» Разработчик дидактического пособия: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с «Ромашка» ст. Березанская: Кутова Юлия Юрьевна.

Интеллектуально-познавательная викторина для детей младшего школьного возраста «Хочу все знать» Цель викторины: расширение зоны активного познания младших и средних школьников, развитие творческих, организаторских способностей. Участники:.

Фотоотчет о конкурсе «Хочу все знать»Фотоотчет о конкурсе «Хочу все знать» В очередной раз наш детский сад (МБДОУ №12) принял активное участие в городском фестивале детско-родительских исследований и проектов «Хочу.

Папка по самообразованию «Хочу все знать». Занимательные опыты и эксперименты для детей Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Краткосрочный проект «Хочу все знать» в средней группеКраткосрочный проект «Хочу все знать» в средней группе Автор: Гудзан Е. А., воспитатель МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск» ХМАО-Югра. Тип проекта: тематический. По характеру участия.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
  • Дикие животные
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 11:36
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» (из опыта рабыты)
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 2)
В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным. Иван-царевич —герой самых...
Конспект занятия в группе предшкольной подготовки «Я пойду в школу. Складываю и вычитаю»
Предмет: ФЭМП Класс: предшкольная подготовка ФИО учителя: Бауман Н. А. Тема УМК Я пойду в школу. Складываю и вычитаю. Тема раздела 4. Математическое...