Папки-передвижки

Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию «Мы живем в России»

Веренкова Наталья
Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию «Мы живем в России»

Содержание

1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность

1.2. Содержание

2. Цель

3. Задачи

4. Принципы работы

5. Режим кружка

6. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию

7. Взаимодействие с родителями

8. Материально – техническое обеспечение

9. Планируемые результаты

10. Календарно – тематический план

11. Перспективный план

12. Литература

I Пояснительная записка

Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию „Мы живем в России“» размещена в разделах

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Актуальность программы обусловлена тем, что за последние годы в нашей стране произошли большие изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, поселку нам необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной поселок, город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной поселок, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.

1.1 Актуальность

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной посёлок. … Надо показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

1.2. Содержание

Программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. При ее реализации требуется учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты.

Содержание Программы рассчитано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий 25 минут.

II Цель программы :

Формировать у детей патриотические чувства через приобщение их к истории родного края, страны.

III Задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

воспитание уважения к труду взрослых;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— знакомство детей с символами государства, и республики в которой живут дети (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим и своему народу, их традициям.

IV Принципы реализации программы :

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образования призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов кружковой работы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Принцип последовательности. Этот принцип предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

5. Принцип тематического планирования материала. Этот принцип предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, малая родина, родная страна.

6. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

V Режим кружка:

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность: 25 минут.

VI Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов. :

Формы: Беседы.

Занятия.

Индивидуальная работа.

Игра.

Методы: наглядный.

исследовательский.

объяснительно-иллюстративный.

проблемно-поисковый.

VII Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

• Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

• Оформление групповых комнат.

• Благоустройство ДОУ.

• Труд бытовой в природе.

• Утренники, праздники.

• Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»

• Оформление стенда «Растим будущего гражданина»

• Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

VIII Материально-техническое обеспечение

• дидактические и наглядные пособия;

• современные средства ИКТ;

• методическая литература;

• репродукции картин;

• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;

«Моя семья»;

• художественная литература;

• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

• символика РФ и РХ, города,, глобус и т. д.

VIII Планируемые результаты

Дети:

• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины

• Знают традиции родного края, символику России, историю малой Родины

• У детей более глубокие знания о России, Урале

Родители (законные представители)

• Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте

Педагоги:

• Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста

IX Календарно-тематический план

№ Раздел Задачи патриотического воспитания Содержание

1. «Моя семья» Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Дети и родители.

Моя семья.

Рисование дома для своей семьи.

Пожилые люди.

2. «Я люблю свой детский сад» Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду. Детский сад – моя вторая семья.

Беседа о профессиях, работающих в детском саду.

Экскурсия по детскому саду.

Конструирование здания детского сада.

3. «Мой родной посёлок» Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях. Экскурсия в аптеку.

Экскурсия в библиотеку.

Мой посёлок – вчера и сегодня.

Что мы знаем о Родине?

4. «Родная природа» Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её. Реки и озёра Дальнего Востока

Флора и фауна Дальнего Востока.

Родная природа.

5. «Наша Родина Россия» Формировать у детей представления о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране. Наша Родина – Россия.

Береза – символ России.

Флаг России.

Мы патриоты.

6. «Будем Родине служить» Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства. Русские богатыри.

Добрые слова воинам.

Защитники Родины.

Будущие защитники.

7. «Культура и традиции России» Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды. Культура и традиции русского народа.

Народная игрушка.

Традиции и быт русского народа.

В гостях у Забавы и Любавы.

8. «Гордость России» Продолжать знакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у них запас литературы художественного впечатления А. С. Пушкин и его творчество.

Н. Н. Носов и его творчество.

К. Чуковский, его биография и творчество.

Путешествие в мир сказок.

9. «День Победы» Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. Праздник Победы.

Высаживание цветов в память о погибших солдатах.

Целевая прогулка к памятным местам.

Они защищали Родину.

X Перспективный план

№ Тема занятия Цель занятия

Сентябрь

1. Беседа «Дети и родители» Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи

2. Составление рассказа «Моя семья» Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям

3. Рисование дома для своей семьи Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей

4. Беседа «Пожилые люди» Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им

Октябрь

1. Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья» Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения

2. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас

3. Экскурсия по детскому саду Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада

4. Конструирование здания детского сада Закрепить навыки конструирования

Ноябрь

1. Экскурсия в аптеку Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка

2. Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах

3. НОД «Мой посёлок - вчера и сегодня Знакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма

4. Викторина «Что мы знаем о Родине?» Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине

Декабрь

1. ИКТ «Реки и озёра Дальнего Востока» Уточнить представления детей о реках и озёрах Дальнего Востока; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе

2. Развлечение-беседа «Путешествие к морю» Закрепить знания детей о морской фауне и флоре

3. ИКТ «Флора и фауна Дальнего Востока» Уточнить и расширить представления детей о природе Дальнего Востока

4. Коллективное рисование «Родная природа» Формировать у детей представления о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране

Январь

1. Беседа «Наша Родина – Россия» Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике

2. Игра-путешествие «Береза – символ России» Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа

3. Аппликация + рисование «Флаг России» Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением

4. Интеллектуальная игра «Мы патриоты» Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Февраль

1. Беседа «Русские богатыри» Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяновичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России

2. Беседа «Добрые слова воинам» Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества

3. Рисование «Защитники Родины» Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение

4. Военно-спортивная игра «Будущие защитники» Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Март

1. Беседа «Культура и традиции русского народа» Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

2. Рисование «Народная игрушка» Формировать понятие о русской народной игрушке

3. НОД «Традиции и быт русского народа» Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа

4. Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы» Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями

Апрель

1. Беседа «А. С. Пушкин и его творчество» Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке

2. Беседа «Н. Н. Носов и его творчество» Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова

3. Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество» Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве

4. Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей

Май

1. Беседа «Праздник Победы»

2. Целевая прогулка к памятным местам Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших

3. НОД «они защищали Родину» Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства

XI Список литературы

1. Виноградова Н. Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк возраста / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. -2-е изд. - М. : Просвещение, 2007 г.

2. Кортушина М. Ю. День Защитника Отечества: Сценарии праздников для ДОУ и нач. школы. -М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

3. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.

4. Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.

6. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.

7. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. разработка занятий / Сост. Р. А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.

8. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО, 2006 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию дошкольников «Рода войск России»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию дошкольников «Рода войск России» Дидактическая игра: «Рода войск России» Возраст детей: 5-7 лет Цель: воспитывать патриотические качества у детей, углублять знания об.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию «Мы живем в России»
Опубликовано: 18 марта 2020 в 03:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД