Папки-передвижки

Программа дополнительного образования по экологии для детей старшей группы

Ирина Гусева
Программа дополнительного образования по экологии для детей старшей группы

Программа дополнительного образования

«Земля – наш дом»

ОО «Познавательное развитие» дошкольников 5-6 лет

Автор- составитель

восп. 1 кв. категории Гусева И. Д

2021 - 2022 уч. год

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

Сухомлинский В. А.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Публикация «Программа дополнительного образования по экологии для детей старшей группы» размещена в разделах

Экологическое образование и воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главная задача экологической работы в ДОУ.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности : ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Благодаря этому формируются экологические знания у детей, нормы и правила взаимодействия с природой, умение видеть, наблюдать, делать открытия, решать некоторые экологические проблемы.

Программа дополнительного образования «Земля – наш дом» является авторской программой, разработанной на основе программ экологического образования дошкольников «Юный эколог» С. Н. Николаевой и «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой.

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Актуальность

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и актуальной, она диктует необходимость просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

Важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Цель программы

Формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи программы.

Формировать основы экологического мировоззрения и культуры

Расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о существующих в ней взаимосвязях

Обучать правилам поведения в природе

Развивать познавательный интерес, наблюдательность; учить простейшим способам самостоятельного изучения природных объектов

Формировать бережное отношение к природе

Принципы реализации программы

Принцип научности. Предполагает знакомство дошкольников с элементарными экологическими знаниями через сообщения из разных областей, которые могут быть полезны для развития познавательного интереса ребенка, формирования основ его мировоззрения.

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.

Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Сроки реализации программы

Программа «Земля – наш дом» рассчитана на 1 год и реализуется в 2021 – 2022 у. г. на бюджетной основе.

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю с октября по май, по средам, во второй половине дня с 15.40 – 16.05

Продолжительность занятий - 25 мин

Общее количество занятий – 31

Возраст детей : 5 – 6 лет.

Численность в группе составляет 24 человек.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания и навыки по изучаемым темам.

Занятия проводятся в интегрированной форме, предполагая совместную деятельность педагога и детей, а также их самостоятельную творческую деятельность.

Игровой метод:

вовлечение ребенка в игры экологического содержания, сюрпризные моменты, игровые ситуации.

Словесный метод:

беседы, использование художественного слова, решение проблемных ситуаций

Практический метод:

опытно-экспериментальная деятельность (установление причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями,

художественно-эстетическая деятельность (отражение своих впечатлений в рисунках аппликациях, художественном конструировании)

Наглядный метод:

наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного;

использование наглядного материала (карта, глобус, иллюстрации);

просмотр мультфильмов

Работа с родителями

Программа предусматривает индивидуальное консультирование родителей, участие в создании гербария.

Формы подведения итогов реализации программы

В течение учебного года планируется организовывать выставки детских работ.

Ожидаемые результаты

По окончании цикла занятий дети должны:

иметь представление о растениях и животных;

иметь представление об обитателях леса, пустыни, морей и океанов, холодных и жарких стран;

знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способах безопасного взаимодействия с растениями и животными);

проявлять интерес, доброту, заботу к окружающему миру.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в старшей группе (5-6 лет)

Месяц

Октябрь

Тема: Наш дом - планета Земля (3 занятия)

Цели и задачи: Дать детям первоначальные понятия о Космосе, Солнце, планете.

Сформировать у детей понятие, что наша планета Земля – огромный шар, покрытый морями, океанами, материками.

Познакомить с картой и глобусом, как моделями земной поверхности, формировать умение работать с ними.

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и времени суток.

Содержание. Беседы: «Планета Земля»

«Глобус и карта»

«Голубая планета»

«День и ночь»

Дидактические игры

«Времена года»

«Разложи по порядку»

«Когда это бывает?»

Просмотр мультфильмов

Октябрь - Ноябрь (2 занятия)

Тема: Великий невидимка воздух

Цели и задачи: Расширить представления детей о свойствах воздуха, о его роли в жизни человека, животных, растений.

Привлечь детей к проведению несложных опытов.

Развивать любознательность и познавательную активность детей. Беседа «Воздух вокруг нас»

Содержание. Проведение опытов (свойства воздуха) :

«Воздух повсюду»,

«Мыльные пузыри»,

«Что в пакете?»,

«Воздух в стакане»,

«Кто играет с ленточками»,

«Послушный ветерок»,

«Воздух толкает предметы».

Чтение рассказа «Невидимка» А. Низовой

Экологические сказки про воздух.

Просмотр мультфильмов

Ноябрь - Декабрь (4 занятия)

Тема: Лес – дом для многих жильцов

Цели и задачи: Расширять представления детей о лесе, познакомить с особенностями жизни леса.

Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу.

Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Содержание. Беседы: «Когда и как возникли леса?»

«Лес – зеленая кладовая. Что растет в лесу?»

«Этажи леса»

«Кто живет в лесу?»

Дидактические и речевые игры:

«Хитрые вопросы»

«Что не так?»

«Закончи предложение»

«Подбери признак, действие»

«Узнай зверя по описанию»

«Угадай с какого дерева»

«Где чей домик?»

«Этажи леса»

Поделки из природного материала

Чтение художественной литературы

Загадывание загадок

Просмотр мультфильмов

Декабрь (4 занятия)

Тема: Удивительный мир Волшебницы Воды

Цели и задачи: Формировать представления детей о роли воды в природе и жизни человека.

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Формировать ценностное отношение к воде.

Расширять и закреплять представления детей о свойствах воды.

Развивать мышление, любознательность, наблюдательность; учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Обогащать и активизировать. словарный запас.

Содержание. Беседы: «Зачем нужна вода человеку?»

«Какую пользу приносит вода природе»

«К чему приводит загрязнение воды»

«Дождь, град, снег, роса, туман»

«Ходит капелька по кругу (круговорот воды в природе)»

Создание коллажа «Круговорот воды в природе» (коллективная работа)

Проведение опытов (свойства воды) :

«Какая форма у воды?»

«Вода прозрачная»

«Вода не имеет вкуса и запаха»

«Вода растворитель»

«Куда делась вода?»

«Разноцветные льдинки»

«Масло и вода»

«Как растения пьют воду»

«Переливание воды с помощью салфеток»

Дидактические игры:

«Зима, зима на улице»

«Правильно – неправильно»

Речевые игры:

«Хитрые вопросы»

«Подбери признак, действие»

Чтение экологических сказок :

Л. В. Рыжова «Почему заплакал ручеек?», «Жили-были два облачка»

Просмотр мультфильмов

Январь - Февраль (4 занятия)

Тема: Холодные страны

Цели и задачи: Расширять знания детей о планете Земля, местах, которые отличаются по своим природным условиям (Арктика и Антарктида).

Дать понятие полярной ночи и полярного дня, северного сияния.

Формировать представления об особенностях растительного и животного мира Арктики и Антарктики.

Познакомить с профессиями полярника и исследователя.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять и активизировать словарный запас.

Содержание. Беседы: «Ледяная пустыня»

«Кто живет в Арктике»

«Загадочная Антарктида»

«Пингвины - жители Антарктиды»

Дидактические игры:

«Собери картинку»

«Пятый лишний»

«Кто где живет?»

Речевые игры:

«Что не так?»

«Закончи предложение»

Рисование «Северное сияние» (восковые мелки)

Просмотр мультфильмов

Чтение художественной литературы

Г. Снегирев «Белек», «Про пингвинов»

«Сказки народов Севера»

Февраль - Март (4 занятия)

Тема: Обитатели морей и океанов

Цели и задачи: Расширять знания детей о планете Земля, познакомить с понятием «Мировой океан».

Познакомить детей с многообразием жизни в морях и океанах.

Расширить представление о морских обитателях, их образе жизни.

Развивать любознательность, желание узнать о характерных особенностях, образе жизни и приспособленности живых организмов в воде.

Воспитывать бережное и доброжелательное отношение к окружающей среде, живой природе.

Содержание. Беседы: «Коралловые рифы»

«Кто живет на дне морском»

«Морские гиганты»

Дидактические игры

Аппликация с элементами рисования «Морское дно»

Просмотр мультфильмов

Чтение художественной литературы

Г. Снегирев «Осьминожек»

О. Ю. Подорожная «Морские обитатели»

И. Акимушкин «Кто без крыльев летает»

Н. Аргунова «Сынок»

Э. Бакулина «В океане»

Март (3 занятия)

Тема: Жаркие страны

Цели и задачи: Расширять знания детей о планете Земля, местах, которые отличаются по своим природным условиям (жаркие страны).

Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

Воспитывать чувство симпатии и эмпатии к представителям животного мира.

Расширять и активизировать словарный запас.

Содержание. Беседы: «Пустыня»

«Животные жарких стран»

«Австралия и ее обитатели»

Дидактические игры:

«4-ый лишний»

Речевые игры:

«Подбери признак/действие»

«Назови детеныша»

Изготовление поделок в технике Оригами

Просмотр мультфильмов

Чтение художественной литературы

«Сказка о непослушном слоненке»

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»

Сказка «Заяц и лев»

«Сказка про жирафа и птичку»

Апрель (2 занятия)

Тема: Песок

Цели и задачи: Формировать у детей представление о неживой природе.

Уточнить и расширить представление детей о песке, его свойствах.

Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Содержание. Беседы: «Для чего нужен песок»

«Кто живет в песке?»

«Знакомство с песочными часами»

Опыты:

«Из чего состоит песок»

«Сыпучий песок»

«Куда исчезла вода»

«Следы на песке»

«Лепим из песка»

«Что легче: камень или песок?»

«Растворяет ли вода песок?»

Дидактическая игра «Что закопано в песке?»

Чтение художественной литературы:

В. Берестов «Посреди двора – гора»

Н. Хилтон «Я полил песок водой»

Апрель (2 занятия)

Тема: Растительный мир Земли

Цели и задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного мира Земли, умением приспосабливаться к условиям внешней среды.

Дать представление о значении растений, показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова на планете.

Познакомить с понятием «растения – легкие Земли»

Формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера.

Содержание. Беседы: «Растения – легкие Земли»

«Лекарственные растения»

«Разнообразие растительного мира»

Дидактические игры:

«Части дерева»

«С какого дерева листок»

«Найди дерево по семенам»

«Отгадайте, что за растение?»

Чтение художественной литературы

Н. Павлова «Желтый, белый, лиловый», «Под кустом»

А. Платонов «Неизвестный цветок»

В. Бианки «Голубые лягушки»

Май (3 занятия)

Тема: Это интересно.

Цели и задачи: Развивать любознательность и познавательную активность детей.

Содержание. Беседы:

«Птицы. Кто где живет?»

«Почему клювы и лапы у птиц разные?»

«Зачем животным нужны хвосты?»

Просмотр мультфильмов

Литература

1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. – М. : Издательство «Сфера», 2011. – 128 с.

2. Большая книга животных. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 240 с.

3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80 с.

4. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5, 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. – 181 с.

5. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2017. – 192 с.

6. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 354с.

7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 208 с.

8. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. – Москва. Линка-Пресс, 2017. – 224 с.

9. Скоролупова О. А «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». Тематические недели в детском саду: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015. – 136 с.

10. Скоролупова О. А Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные» и «дикие животные средней полосы России». – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2006. – 128 с.

11. Скоролупова О. А. Осень. Царство растений: деревья и кустарники. Тематические недели в детском саду. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 136 с.

12. Скоролупова О. А Цветущая весна. Травы. Тематические недели в детском саду: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015. – 128 с.

13. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 128 с.

14. Энциклопедия «Я познаю мир. Удивительные животные». – М. : Издательство АСТ, 2002. – 504 с.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по экологии для детей старшей группы
Опубликовано: 12 октября 2021 в 22:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД