Лучший педагог года

Программа дополнительного образования «Развитие субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста»

Анжелика Козлова
Программа дополнительного образования «Развитие субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста»

https://ds85.centerstart.ru/node/634

Методическая статья на методическое пособие

Программа дополнительного образования

«Развитие субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в условиях кукольной мастерской «Берегиня»

Козлова Анжелика Александровна, воспитатель

Публикация «Программа дополнительного образования „Развитие субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДО определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания на завершающем этапе дошкольного образования : ребёнок проявляет интерес к художественному слову, фольклору, предметам искусства и народного творчества. Составляющими духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста являются : ознакомление и развитие интереса к национальным традициям, обычаям, народному устному и песенному фольклору, народным промыслам и ремёслам.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в детском саду. Именно в дошкольном детстве закладываются основы культуры, основы поведения ребёнка в обществе, формируются личностные качества будущего гражданина.

Большую роль играет приобщение детей к народному искусству. Сохранение и преумножение народного богатства – вот чему мы должны научить наших дошкольников. Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты. Русские народные традиции многогранны, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.

Программа дополнительного образования «Берегиня» раскрывает формы и методы работы педагогов ДОО по развитию субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, посредством художественно-продуктивной деятельности детей в условиях мобильной интерактивной кукольной мастерской «Берегиня». В Программе представлен перспективный план работы мастерской, инструкционные карты по изготовлению традиционных тряпичных кукол.

Методическое пособие содержит теоретический и практический материал, который может быть использован воспитателями, педагогами дополнительного образования, родителями в совместной и самостоятельной детской художественно-продуктивной деятельности.

Актуальность Программы дополнительного образования «Берегиня» заключается:

-в познании детьми народной культуры и традиций; в раскрытии духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;

-в гармоничном, позитивном и гуманистическом развитии личности ребёнка; в формировании гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

-в необходимости формирования у детей старшего дошкольного возраста активности, инициативности, самостоятельности, креативности на завершающем этапе дошкольного образования посредством внедрения инновационных технологий, форм и методов работы;

-в целостности обучения и воспитания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей: привития интереса и уважения к обычаям и ремёслам предков через ознакомление с народной тряпичной куклой;

-в одухотворении жизненного пространства ребёнка; в защите и укреплении физического, психического и духовного здоровья ребёнка; в формировании опыта духовно-нравственного поведения;

-в необходимости активного участия в художественно-продуктивной деятельности, как части трудового воспитания.

Цель Программы : развитие субъектных проявлений ребёнка старшего дошкольного возраста в познавательно-речевой, социально- коммуникативной, художественно-продуктивной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным творчеством, традиционной народной тряпичной куклой как частью исконно русской культуры и культуры народов России.

Задачи Программы :

-развивать активность и самостоятельность в собственной продуктивно-творческой деятельности в процессе изготовления народной тряпичной куклы;

-развивать коммуникативные навыки общения детей между собой и со взрослыми; активизировать словарь употреблением новых слов, развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ о своей кукле;

-развивать инициативность детей при ознакомлении с разнообразными видами народной тряпичной куклы и игровыми действиями с ней;

-при обучении детей различным технологическим операциям по изготовлению кукол развивать целенаправленность, осознанность действий, творческое воображение;

-формировать устойчивый интерес к народной культуре, к рукотворной тряпичной кукле, привлекать внимание к истории куклы, выделять её достоинства;

-воспитывать нравственно-патриотические чувства к истории и культуре русского народа и народов России посредством ознакомления с народно-прикладным творчеством.

Содержание образовательной деятельности в кукольной мастерской «Берегиня» представляет собой интеграцию познавательно-исследовательской и продуктивно- творческой деятельности, которые могут быть самостоятельными занятиями и являться взаимодополняющими частями одного или нескольких занятий. Программа предусматривает тематическое обучение, отвечающее поставленным целям и задачам, соответствующее возможностям детей 6–7 лет.

Тематика занятий в кукольной мастерской «Берегиня» планируется в соответствии с календарём праздников, знаменательных дат и событий, приоритетных в деятельности ДОО, в соответствии с моделями года, месяца, недели конкретной группы. Перспективно- тематический план по реализации Программы составляется на учебный год с сентября месяца.

Программа построена с учётом дидактических принципов обучения детей дошкольного возраста :

-педагог ориентирован на личность ребенка, обеспечивает условия для развития художественного творчества детей;

-материал подаётся детям от простого к сложному с учётом актуальной и «зоны ближайшего развития» ребёнка;

-в организации детской деятельности соблюдается систематичность и последовательность.

Программа реализуется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008) :

-формируются одновозрастные подгруппы детей 6-7 лет, являющиеся основным составом объединения – интерактивной мобильной мастерской;

-срок реализации Программы – 1 учебный год, 40 часов;

-расписание занятий составляется в рамках режима дня группы в соответствии с возрастными особенностями детей : 1 занятие в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия 30 минут;

-Программа реализуется в соответствии с разработанным перспективно-тематическим планом;

-Программа предусматривает возможность организации совместного труда детей и их родителей (законных представителей);

-в рамках реализации Программы совместно с родителями (законными представителями) организуются и проводятся массовые мероприятия (выставки, ярмарки).

При реализации Программы используются различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, художественно- продуктивная, коммуникативная, музыкально-театрализованная, игровая, трудовая.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие планируемые результаты предполагают, что:

-дети проявляют активность, творчество и самостоятельность в собственной художественно-продуктивной деятельности в процессе изготовления народной тряпичной куклы; дети проявляют инициативу при ознакомлении с разнообразными видами народной тряпичной куклы, умеют обыгрывать свою куклу;

-при выполнении различных технологических операций по изготовлению кукол дети действуют целенаправленно и осознанно;

детей сформирован устойчивый интерес к народной рукотворной тряпичной кукле, уважительное отношение к труду народных умельцев;

детей развиты коммуникативные навыки: дети употребляют в активной речи новые слова, умеют составлять описательный рассказ о своей кукле;

-дети способны радоваться собственным успехам и успехам своих сверстников, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

-дети умеют эмоционально описывать свою куклу, используя в речи образные выражения для выражения своих мыслей и чувств.

Дети знают:

-названия кукол и их назначение, узнавать куклы на иллюстрациях, в изделиях, правильно определять их принадлежность к конкретному народу;

-свойства и виды материалов для изготовления кукол (различных видов ткани; набивного материала; разных видов ниток; различных видов фурнитуры для отделки);

-инструменты для конструирования кукол (ножницы прямые, фигурные, лекала выкроек, линейки, сантиметр, иголка);

-профессии людей, связанных с изготовлением кукол (художник, дизайнер, мастер-кукольник);

-знать правила безопасной работы с инструментами и материалами;

-соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, фурнитурой, материалами для украшения.

Дети владеют приё мами и техниками изготовления тряпичных кукол:

-уметь читать схематические изображения этапов изготовления куклы в инструкционных картах;

-правильно пользоваться лекалом, отрезать, складывать, скручивать ткань; отмерять и наматывать нитки, завязывать узелки; пользоваться иголкой при украшении костюма куклы;

-грамотно подбирать материалы, учитывая фактуру и цветовую гамму.

Дети умеют:

-определять последовательность выполнения работы, выполнять алгоритм действий по инструкционным картам;

-изготавливать куклу и украшать её в соответствии с предъявляемыми требованиями к внешнему виду (с помощью взрослого);

-самостоятельно задумывать своё художественное изделие и выполнять куклу в традициях народного искусства;

-показывать своё изделие; рассказать о своей кукле: название, из каких материалов сделана, как можно с ней играть;

-находить слова, образы для выражения своего эмоционального отношения к продукту собственной деятельности и деятельности сверстников;

-уметь давать оценку своей деятельности, радоваться полученному результату своего труда, радоваться результатам своих сверстников;

-доводить начатое дело до конца.

Социальная значимость Программы дополнительного образования «Берегиня» в воспитании нравственно-патриотических чувств к истории и культуре русского народа и народов России посредством ознакомления с народно-прикладным творчеством, в формировании устойчивого интереса детей к народной культуре, к рукотворной тряпичной кукле, привлечении внимания к истории куклы, в развитии инициативности детей при ознакомлении с разнообразными видами народной тряпичной куклы, в обучении детей различным технологическим операциям по изготовлению кукол, в развитии целенаправленности, осознанности действий, творческого воображения, креативности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при успешном усвоении детьми предлагаемого содержания и активном включении в художественно-продуктивную деятельность по изготовлению тряпичных кукол в условиях мастерской, у детей старшего дошкольного возраста будет успешно сформировано хорошее творческое воображение, механизм мышления, целеустремлённость, усидчивость, произвольность, то есть все субъектные проявления, необходимые для перехода на новую ступень образования обучения в начальной школе.

Используемая литература:

1. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством -СПб: «Детство-Пресс»,2003

2. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М. : Просвещение

3. Микляева Н. П. Методика разработки авторской программы. («Детский сад от А до Я» №3/2006)

4. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006)

5. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла: учебно- методическое пособие. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015

6. Агаева И. Уроки мастерства. Тряпичные куклы. //Народное творчество, 2004

7. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

8. Безрукова Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников : дис. канд. пед. наук / Л. В. Безрукова. -Екатеринбург, 1999.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Развитие субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 мая 2022 в 08:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД