Получи документы

Программа дополнительного образования «Умелые ручки». Тестопластика

Алевтина Выросова
Программа дополнительного образования «Умелые ручки». Тестопластика

Целевой раздел

Пояснительная записка

«Художественно-эстетическое развитие» – одна из образовательных областей содержательного раздела ФГОС ДО. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. А развитие мелкой моторики рук отражено в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

Публикация «Программа дополнительного образования „Умелые ручки“, Тестопластика» размещена в разделах

Результаты наблюдений за детьми в младшей и средней группах показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала тесто, и вот почему. Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Работа с тестом – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Программа «Умелые ручки» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы.

Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ, Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г., Концепцией модернизации российского образования, Концепцией дошкольного образования;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Цель кружковой работы: развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Задачи кружковой работы:

• Овладение техническими приемами работы с тестом.

• Овладение способами и приемами лепки.

• Развитие эстетического и художественного вкуса детей.

• Развитие творческого воображения.

• Развитие восприятия.

• Развитие сенсомоторных качеств.

• Развитие мелкой моторики рук.

• Воспитание интереса к лепке.

• Формирование у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.

• Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Программа реализуется в младшей и средней группах. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю. Количество занятий в каждой возрастной группе – по 35? в год. Продолжительность занятий соответствует возрастной группе детей: во второй младшей группе 10 – 15 минут, в средней группе 15 – 20 минут. Время проведения: с 15 часов 15 минут.

Срок реализации программы 2 года.

Ожидаемый результат работы кружка:

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

• Повысится уровень развития мелкой моторики рук.

• Увеличится активный словарь детей, повысится качество связной речи.

Дети освоят следующие приемы лепки:

• раскатывание круговыми и прямыми движениями;

• соединение в виде кольца;

• расплющивание;

• прищипывание краев формы;

• оттягивание отдельных частей от основной формы;

• лепка из нескольких частей;

• сглаживание поверхности формы;

• вдавливание для получения полой формы;

• использование стеки.

• вытягивание отдельных частей из целого куска.

• прищипывание мелких деталей.

Содержательный раздел

Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из пластичных масс.

Принципы, лежащие в основе программы :

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Способы лепки:

1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе).

2. Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Педагогические средства, используемые в работе

Методы и приемы работы:

• использование сюрпризных моментов;

• игровые приемы;

• рассматривание и обсуждение;

• показ технических приемов;

• пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

• создание и решение проблемных ситуаций;

• экспериментирование с изобразительными материалами;

Формы работы с детьми:

• совместная деятельность воспитателя и детей.

• самостоятельная деятельность;

Формы организации:

• подгрупповая

• индивидуальная

• парная

Организационный раздел

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Материалы, оборудование Учебные - наглядные пособия Информационные и технические средства обучения.

Детские столы с комплектом стульев.

Тесто

Красители

Картон

Стеки

Пластиковые дощечки

Салфетки

Кисточки

Баночки

Природный и бросовый материал

Скалки

Печатки

Формочки

Схемы последовательности лепки

Картинки

Игрушки

Компьютер, аудиозаписи, мультимедия, презентации к занятиям в соответствии с тематикой

Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности «Умелые ручки»

Перспективный план работы кружка в младшей группе

Месяц Тема Программное содержание

сентябрь 1.«Мой веселый звонкий мяч» Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

2. «Колобок» Закрепить умение отщипывать от целого куска, кусочек для лепки. Лепить шарик, раскатывая между ладонями круговыми движениями. Украшать работу дополнительными деталями : рот, глаза, нос.

3. «Ягодки на тарелке» Учить лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев - для ягод. Показать возможность преобразования шара в диск для получения тарелочки.

4.«Божья коровка» Учить детей отрывать кусочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

октябрь

1.«Репка на грядке»

Учить создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвост. Моделировать листья и прикреплять к основной форме. Развивать чувство формы

2. «Мышка - норушка» Учить лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа : заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – веревочек, для глаз – бусинок). Развивать чувство формы и мелкую моторику.

3. «Улитка – длинные рожки»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.

4. «Грибы на пенечке» Учить лепить конструктивным способом. Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей.

ноябрь

1. «Снеговик» Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении за снегом.

2. «Цыпленок» Учить скатывать шарики разного размера, скреплять между собой, учить вытягивать тесто. (Клювик)

3. «Гусеница» Учить лепить из частей, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

4. «Сороконожка» Продолжать учить лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения. Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра. Развивать наглядно- образное мышление, творческое воображение.

декабрь 1. «Лесной магазин» Учить детей лепить животных конструктивным способом из 3-4 деталей, передавая самое общее представление о внешнем виде (туловище, голова, хвост). Вызвать интерес к составлению коллективной композиции по сюжету шуточного стихотворения. Развивать чувство формы и мелкую моторику.

2. «Плюшки - завитушки» Показать разнообразие форм мучных изделий. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления подделок. Развивать чувство формы, согласованность в работе обеих рук.

3. «Пчёлка» Учить лепить из частей; деление куска на части; развивать творческое воображение.

4. «Новогодние игрушки» Учить моделировать разные елочные игрушки. Показать разнообразие форм игрушек. Развивать

чувство формы, согласованность в работе обеих рук.

январь

1. «Снежинка» Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

2. «Ёжик» Развивать гибкость пальцев рук, учить видеть конечный результат задуманной работы.

3. «Черепаха» Развивать мелкую моторику рук; совершенствовать умение детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъеме.

4. «Погремушка» Учить скатывать шарик из теста и прикреплять к нему палочку. Закреплять навык скатывания и раскатывания теста между ладонями.

февраль 1. «Подводное царство» Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)

2. «Снежный домик» Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять стаканчик от йогурта с прорезными заранее окошками – получая образ снежного домика; украшать крышу фасолью – «черепица»

3. «Мышка на сыре» Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.

4. «Посуда для зайчика» Закрепить умение передавать простейшую форму при лепке чайной посуды.

март

1. «Овечка» Учить детей отрывать от большого куска теста кусочки поменьше, катать между пальцев рук, «клубочки», развивать глазомер.

2. «Вишенки для торта» Учить скатывать шарик из пластилина и прикреплять к нему палочку.

3. «Крямнямчики» Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики разной длины и толщины и замыкать в кольцо. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику.

4. «Баю-бай, засыпай» Учить лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек» : туловище – цилиндр, голова – шар.

апрель

1. «Сосульки - воображульки» Учить лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов : сплющивать, скручивать, вытягивать. Воспитывать интерес к природным явлениям.

2. «Веточка с листочками» (коллективная) Учить скатывать тоненькие колбаски и делить на несколько частей, формировать веточки. Отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, расплющивать – листочки.

3. «Веселая неваляшка» Учить лепить игрушки, состоящие из одной формы но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций.

4. «птенчики в гнездышке» Учит лепить гнездышко скульптурным способом: раскатать шар, сплющивать в диск, вдавливать, прищипывать. Лепить 1-3 птенчиков по размеру гнездышка. Развивать чувство формы и композиции.

май

1. «Лепим сказку» Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.

2. «Уточки» Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска. Развивать чувство формы и пропорций.

3. «Разноцветные бусины» Продолжать лепить из соленого теста, учить детей делать бусины и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.

4. «Кошачья семейка» Развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы, научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия.

Перспективный план работы кружка в средней группе

Месяц Тема Программное содержание

сентябрь 1.«Ушастые пирамидки» Учить детей лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде головы медвежонка, котенка, зайчонка. Развивать чувство цвета, формы и величины. Воспитывать уверенность.

2. «Вот поезд наш едет, стучат колеса» Учит детей составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Инициировать поиск возможностей сочетания теста с другими материалами (колеса-пуговицы, труба-колпачок фломастера). Развивать чувство формы и величины.

3. «Жуки на цветочной клумбе» Учить лепить жуков, передавая строение. Закрепить способ лепки полусферы. Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

4.«Лепка осеннего дерева» Учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью, отделять от целого куска части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета.

октябрь

1.«Петушок-золотой гребешок»

Учить создавать выразительный образ петушка из теста и природного материала. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве. Воспитывать уверенность, инициативность.

2. «Вот какой у нас арбуз» Учить лепить ломти арбуза, моделируя части по размеру и форме. Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. Развивать мышление и творческое воображение.

3. «Мухомор»

Учить детей лепить мухомор из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», поляна). Воспитывать интерес к познанию природы.

4. «Во саду ли, в огороде» Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей: морковка-конус с кудрявым хвостиком, капуста из ленты, свернутый в вилок. Развивать творческое мышление и воображение.

ноябрь

1. «Ежик» Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Развивать чувство формы и способности к композиции.

2. «О чем мечтает сибирский кот» Учить лепить спящую кошку конструктивным способом. Развивать интерес к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке по мотивам литературных произведений.

3. «Чебурашка» Продолжать учить лепить шарики, сплющивать их равномерно разминая.

"Разные рыбки". Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки.

декабрь 1" Снеговик". Учить лепить фигуру снеговика из шаров.

2" Новогодние подарки". Учить лепить защипывая края формы, с помощью стеки украшать вылепленное изделие узором.

3. «Снегурочка танцует» Учить детей лепить Снегурочку в длинной шубке из конуса. Показать возможность передачи движения лепной фигуры путем небольшого изменения положения рук. Развивать чувство формы и пропорций.

4. «Дед Мороз» Продолжать учит лепить фигуру человека на основе конуса. Развивать чувство формы и пропорций.

январь

1. «Снежная баба» Продолжать учить детей создавать выразительные образы конструктивным способом. Показать приемы оформления вылепленной фигуры дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.

2. «Сонюшки-пеленашки» Учить создавать оригинальные композиции в коробках – лепить пеленашек в колыбельках. Развивать воображение, мелкую моторику.

3. «Два жадных медвежонка» Учить лепить медвежат конструктивны способом (в парах) и разыгрывать сюжет по мотивам сказки. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

4" Пирожное". Учить защипывать края полученной формы, украшать изделия узором.

февраль 1. «Прилетайте в гости» Учить детей лепить птиц конструктивным способом, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глаз, семечки для клювиков)

2 " Заяц"

Формировать умение передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.

3. «Веселые вертолеты» Учить детей лепить вертолет конструктивным способом. Развивать глазомер, мелкую моторику.

4. «Сова и синица» Учить детей лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Развивать чувство формы и композиции.

март

1. «Цветы-сердечки» Учить лепить рельефные картины в подарок мамам, бабушкам. Лепить сердечки разными способами: 1) моделировать пальцами рук; 2) вырезать формочкой. Воспитывать эстетический вкус.

2. «Чайный сервиз» Учить детей лепить посуду конструктивным способом. Развивать глазомер, мелкую моторику.

3. «Игрушки-свистульки» Познакомить детей с филимоновской игрушкой. Формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

4. «Курочка и петушок» Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Закрепить способ лепки птички на основе овоида или цилиндра. Развивать интерес к народному искусству.

апрель

1. «Звезды и кометы» Вызвать интерес к созданию рельефной картины. Развивать чувство формы и композиции.

2. «Кораблик» Учить детей лепить кораблик. Показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей.

3. «Наш аквариум» Активизировать применение разных приемов лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок.

4" Корзинка с яйцами" Учить описывать домашних птиц, использовать прием кругового налепа, упражнять в лепке овальных предметов.

май

1." Божья коровка" Учить передавать характерные черты насекомых, их строения, лепить из соленого теста; развивать мышление, внимание.

2. «Муха-цокотуха» Учить детей лепить насекомых в движении. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения.

3." Сказочные герои" Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида героев сказок.

4." Лепка по замыслу" Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал.

Список литературы:

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией: Н. Е Вераксы. 2014г.

• Интернет сайты «Дошколёнок», «Воспитатель», «Всё для воспитателя»

• Т. С. Комаров. Изобразительная деятельность в детском саду. -Мозаика-Синтез, 2012г

• А. И. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно-методическое пособие М. : ИД «Цветной мир», 2012.-144с., переизд. дораб. и доп.

• А. И. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа: учебно-методическое пособие М. : ИД «Цветной мир», 2015.-152с., перераб. и доп.

• Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Средняя группа. Волгоград: Учитель, 2016.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Программа дополнительного образования Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Крапивинский детский сад «Светлячок» «Умелые пальчики» Программа дополнительного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» Пояснительная записка к дополнительной общеразвивающей программе «Умелые ручки» Цель программы: создание условий для развития личности,.

Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей подготовительной группы Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Образовательная программа «Умелые ручки» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ м/н Тема занятия Содержание темы Кол-во занятий ноябрь Работа с бумагой и картоном. Оригами, квиллинг.

Программа кружка по бумагопластике «Умелые ручки» Пояснительная записка Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна.

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» [Пояснительная записка. Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 общеразвивающего вид» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ № 32 ___Абрамова.

Рабочая программа кружка по оригами «Умелые ручки» Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки». («Техника оригами для малышей» Н. А. Просова)Разработали: Долганова Т. А. ,.

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Улыбка» Смоленского района Смоленской области (МБДОУ д/с.

Вариативная программа по лепке «Умелые ручки» Месяц Неделя Вид деятельности Название занятия Задачи занятия Страница Сентябрь 1 Лепка «Мой весёлый, звонкий мяч» Лепка округлых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Умелые ручки». Тестопластика
Опубликовано: 26 декабря 2017 в 13:16
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД