Получи документы

Программа дополнительной образовательной услуги «Цветная логика». Блоки Дьенеша для детей 3–5 лет

татьяна смирнова
Программа дополнительной образовательной услуги «Цветная логика». Блоки Дьенеша для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительной образовательной услуги

«Цветная логика»

Блоки Дьенеша

для детей 3-5 лет

Пояснительная записка

Публикация «Программа дополнительной образовательной услуги „Цветная логика“, Блоки Дьенеша для детей 3–5 лет» размещена в разделах

Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-5 лет. Программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, а также включает разработки зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. А также со следующими нормативными документами:

ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;

Концепцией дошкольного воспитания;

СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.

Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 5 лет.

Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий, но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи рабочей программы

Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.

Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

Способствовать развитию способности наглядного моделирования.

Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д., эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.

Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.

Основные принципы программы :

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,

доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Формы и режим проведения занятий

Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности кружка «Цветная логика». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

На восприятие формы;

На целенаправленное развитие восприятия цвета;

На восприятие качеств величины;

На количество предметов;

На развитие речи, мышления;

На развитие способности действия наглядного моделирования.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 8 месяцев по 2 занятию в неделю, длительностью 20 минут.

Результатом учебной программы по сенсорному развитию детей следует считать :

Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.

Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.

Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.

Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема занятия, цель месяц

1.1 «Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет

Цель: знакомство с основными цветами : красный, синий, желтый. Октябрь

1 неделя

1.2 «Что нам привёз Мишутка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.

«Найди»

Цель: Знакомить с логическими блоками. Учить называть геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Учить сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуры по заданному признаку 2 неделя

1.3 Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. 3 неделя

1.4 Игра на внимание «Найди пару»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

«Что изменилось»

Цель: Учить замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения. 4 неделя

2.1 «Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ноябрь

1 неделя

2.2 «Что нам привёз Зайчишка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры.

«Рассели жильцов»

Цель: Учить классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.

«Подбери» Обратить внимание детей на цвет предмета, формировать умение подбирать предметы

одинакового цвета. Развивать у детей наблюдательность, внимание, память. 2 неделя

2.3 Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.

«Продолжи ряд»

Цель: Учить находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд. Анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием. 3 неделя

2.4 «Отгадай фигуру»

Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур).

«Собери бусы»

Цель: Учить находить закономерности в ряду фигур и продолжать этот ряд. 4 неделя

3.1 «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. Декабрь

1 неделя

3.2 «Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.

«Алгоритм», «Второй ряд»

Цель: Учить называть геометрические фигуры; размещать блоки в определенной последовательности. 2 неделя

3.3 «Угости матрешек печеньем»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

«Найди пару», “Где больше?»

Цель: Учить называть геометрические фигуры, цвет, величину, толщину. 3 неделя

3.4 «Укрась елки игрушками»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.

«Второй ряд»

Цель: Учить выкладывать по образцу фигуры, объяснять последовательность действий. 4 неделя

4.1 «Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы

Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета : красный, синий, желтый, формы.

«Поможем Золушке»

Цель: Учить классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Январь

1 неделя

4.2 «Что лежит в корзинке?»

Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет.

«Украсим елку бусами»

Цель: Учить выявлять и абстрагировать свойства предметов. 2 неделя

4.3 «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу.

«Клад»

Цель: Учить классифицировать по определенному признаку; выполняет игровое действие в соответствии с выделенным признаком 3 неделя

4.4 «Построй домик»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу

«Один обруч»

Цель: Учить разбивать множество по одному свойству на два подмножества; производить логическую операцию «не». 4 неделя

5.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.

«Угощение для медвежат»

Цель: Учить обобщать свойства предметов, называть их; использовать карточки – символы. Учить подбирать предмет в соответствии с карточкой, обосновывать в речи свой выбор Февраль

1 неделя

5.2 «Садовники»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу.

«Улитка»

Цель: Учить классифицировать блоки по двум признакам (цвет и форма);отражать в речи цвет, форму предмета. 2 неделя

5.3 «Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему

«Домино»

Цель: Учить сравнивать свойства предмета; действовать на основе выделенных свойств 3 неделя

5.4 «Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям

«Два обруча»

Цель: Учить использовать знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах. 4 неделя

6.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

«Художники»

Цель: Учить анализировать и сравнивать свойства предмета; использовать их в творческой деятельности. Март

1 неделя

6.2 «Бусы для мамы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Игра «Лабиринт»

Цель: Учить «читать» карточки – символы; выбирать необходимый блок из нескольких 2 неделя

6.3 «Угости мишек печеньем»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Игра «На свою веточку»

Цель: Учить определять свойства блоков по карточкам, называть их; анализировать, выделять свойства фигур; классифицировать фигуры по нескольким признакам 3 неделя

6.4 «Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему

Игра «У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок»

Цель: Учить анализировать, обобщать свойства предметов, использовать их для решения игровой задачи 4 неделя

7.1 «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с тремя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Игра «Помоги муравьишкам»

Цель: Учить называть свойства предмета.

Развитие устойчивой связи между образом свойства и

словами, которые его обозначают, умений выявлять и

абстрагировать свойства Апрель

1 неделя

7.2 «Посади цветы на клумбы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Игра «Гусеница»

Цель: Учить выделять и абстрагировать цвет, форму, величину 2 неделя

7.3 «Что лишнее?»

Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.

Игра «Волшебное дерево»

Цель: Учить классифицировать блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделять основные признаки 3 неделя

7.4 ««Две дорожки» «Рыбка»

Цель: Развивать умение выделять и абстрагировать свойства; Сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Развивать умение выделять из группы геометрических фигур нужную. Развивать фантазию, мышление.

Игра «Паровозики»

Цель: Учить классифицировать блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру 4 неделя

8.1 «Продолжи ряд»

Программные задачи : Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Игра «Этажи»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве Май

1 неделя

8.2 «Хоровод»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Игра «Магазин»

Цель: Закреплять умение выделять и абстрагировать свойства предмета,; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам 2 неделя

8.3 «Магазин»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Игра «Найди цветок»

Цель: Закреплять умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам 3 неделя

8.4 «Волшебное дерево»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

4 неделя

Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования 2 раза в год: в октябре и в мае.

Диагностические методики для детей 3-5 лет :

Диагностическая методика Форма проведения Показатели:

Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования

Восприятие формы

Восприятие цвета

Восприятие величины Индивидуальное обследование

Ребенок различает, выделяет

все три признака геометрических фигур

Действие наглядного моделирования Ребенок умеет расшифровывать информацию

о свойствах предметов по их знаково-символическим

обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде

(на основе отрицания)

Литература:

1. Федеральный Государственный образовательный дошкольного образования : утвержден приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10.2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.

2. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е. : ил.

3. Веракса Н. Е., Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.

5. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007

6. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.

7. Захарова Н. И. Играем с логическими блоками Дьенеша :Учебный курс для детей 4-5 лет. -СПб. :ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-160с

8. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1983. - 144 е., ил.

9. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада- М. : Просвещение, 1983.- ООО е., ил.

10. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование Элементарных

11. Математических Представлений. Средняя группа. - М. :МОЗАИКАСИНТЕЗ,2015

12. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Фотоотчет об образовательной деятельности «Синий день». Цветная неделя: четверг — синий цветФотоотчет об образовательной деятельности «Синий день». Цветная неделя: четверг — синий цвет Вот и прошел в нашем детском саду четвертый цветной день, посвященный синему цвету. Участвовали как всегда все группы детского сада. Каждая.

Цветная неделя: среда — зелёный цвет. Конспект образовательной деятельности «Лес — наше богатство»Цветная неделя: среда — зелёный цвет. Конспект образовательной деятельности «Лес — наше богатство» Цель: Уточнить и закрепить знания детей о деревьях. Задачи : формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, ягод растущих.

Цветная неделя: вторник — желтый цвет. Фотоотчет об образовательной деятельности желтого дняЦветная неделя: вторник — желтый цвет. Фотоотчет об образовательной деятельности желтого дня Сегодня прошел второй день цветной недели. Сегодня он был посвящен желтому цвету. Так ка у меня сегодня была вторая смена я не могу предоставить.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепкаКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительной образовательной услуги «Цветная логика». Блоки Дьенеша для детей 3–5 лет
Опубликовано: 7 мая 2020 в 16:40
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительной образовательной услуги «Цветная логика». Блоки Дьенеша для детей 3–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем татьяна смирнова (УИ 366690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД