Папки-передвижки

Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Раиса Шабаева
Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Программа исследования

по теме: «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Экспериментальная работа проходила на базе МДОУ в исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 6 лет.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

1 этап – констатирующий.

Публикация «Программа исследования „Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель констатирующего этапа экспериментального исследования : выявление уровня развития представлений о геометрических фигурах детей старшего дошкольного возраста.

Содержание констатирующего этапа экспериментального исследования : тесты, в состав которых входили следующие дидактические игры:

1. «Какой формы

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

– Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребенок находит карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.

– Взрослый называет предмет, а ребенок словесно определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо-овал и т. д.

2. «Мозаика».

Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм надо выложить сложные картинки.

3. «Почини коврик».

Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков. Задание: найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) ее на дырку.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования оценивались по десятибалльной системе:

8–10 баллов – ребенок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.

4–7 баллов – ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

1–3 балла – ребенок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3–5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования представлены в таблице 2.1 и на рисунке 2.1.

Таблица 2.1

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования

Уровень развития представлений

о пространственных геометрических

фигурах Количество

человек %

Высокий (8–10 баллов) 3 21,4

Средний (4–7 баллов) 7 50

Низкий (1 –3 балла) 4 28,6

Итого 14 100

Половина детей (50 %) показали достаточно хороший уровень знаний о пространственных геометрических фигурах. Высокий уровень выявлен лишь у 21,4 % детей. Почти треть дошкольников (28,6 %) имеют недостаточные представления о пространственных геометрических фигурах.

2 этап – формирующий.

Цель формирующего этапа экспериментального исследования : развивать у детей старшего дошкольного возраста представления о пространственных геометрических фигурах.

Содержание формирующего этапа экспериментального исследования : геометрические диктанты и игра «Волшебный мешочек».

Большой интерес у детей 6–7 лет вызывают геометрические диктанты. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы дошкольники не просто механически выполняли указания взрослого, но и имели возможность проанализировать и сравнить полученные результаты.

Вот один из вариантов проведения геометрического диктанта.

Дети делятся на команды и становятся возле заранее подготовленных взрослыми столов так, чтобы они стояли лицом друг другу (в случае, если команды 3 или 4, то столы располагаются так, чтобы посередине образовался квадрат (4 команды) или треугольник (3 команды).

К каждому столу заранее прикрепляется лист ватмана и именно на этом листе дошкольники должны расположить яркие геометрические фигуры таким образом, как диктует воспитатель. Удобно в этом случае работать с математическим набором С. В. Капелько и Т. В. Тарунтаевой.

Воспитатель диктует детям:

– В правом верхнем углу положите синий квадрат.

– В левом нижнем углу горизонтально положите синий прямоугольник.

– Над прямоугольником расположите зеленый треугольник так, чтобы два его угла находились над одной из сторон прямоугольника и т. д.

Необходимым условием является возможность детей в команде обсудить, как правильно расположить фигуру, а капитану принять самостоятельное решение в случае возникновения спорной ситуации.

После окончания диктанта дошкольники, сравнивая полученные результаты, увидят, что, несмотря на то, что воспитатель диктовала одинаково для всех, результаты у каждой команды получились разными, так как то, что для одних было верх листа, для другой команды – низ. Интересно можно построить работу с обычными календариками, которые раздаются каждой команде (с разными картинками). Задание: найдите на календарике все математическое. В этом случае дети не только знакомятся с математикой, но и развивают внимание, память, речь, расширяют словарный запас.

Игра «Волшебный мешочек» используется многими воспитателями не только на занятиях, но и в свободной деятельности. В «волшебный мешочек» складываются различные предметы, имеющие определенную геометрическую форму (или просто пластмассовые геометрические фигуры). Дети садятся вокруг воспитателя. На основе считалки определяется ребенок, которому выпадает роль ведущего. Дошкольник находит в мешочке предмет и описывает его словами, не показывая остальным детям и не называя его. Задача ровесников – отгадать, о какой геометрической фигуре (или предмете) идет речь. Дети имеют право задавать вопросы ведущему, а он, отвечая на них, должен сказать так, чтобы не назвать угадываемый предмет.

3 этап – контрольный.

Цель контрольного этапа экспериментального исследования : выявить динамику развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о пространственных геометрических фигурах.

Содержание контрольного этапа экспериментального исследования : игра «Волшебный мешочек».

Результаты контрольного этапа экспериментального исследования в сравнении с результатами констатирующего этапа представлены в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.

Таблица 2.2

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования

Уровень развития представлений

о пространственных

геометрических фигурах Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во человек %

Кол-во человек

%

Высокий (8–10 баллов) 3 21,4 9 64,3

Средний (4–7 баллов) 7 50 3 21,4

Низкий (1 –3 балла) 4 28,6 2 14,3

Итого 14 100 14 100

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

– число учащихся с высоким уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах увеличилось на 42,9 % (с 21,4 % до 64,3 %);

– число учащихся со средним уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах уменьшилось на 28,6 % (с 50 % до 21,4 %);

– число учащихся со средним уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах уменьшилось на 14,3 % (с 28,6 % до 14,3 %).

Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности использования предлагаемых геометрических диктантов и игры

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156» Тема проекта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование у детей представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр на плоскостное моделирование ЦЕЛЬ: Сформировать представления об фигурах и их свойствах; расширять умение анализировать и сравнивать предметы по форме; закреплять представления.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре. Автор статьи: Романова Елена Викторовна,.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. 1. Значение пространственной ориентации для жизнедеятельности.

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пространственные представления – это представления.

Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста Программа группы «Непоседы» № 5 на 2017 – 2019 год (конец старшей группы – подготовительная к школе группа) «Развитие пространственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 16:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД