Лучший педагог года

Программа комплексной подготовки воспитанников интерната к успешной социальной адаптации «Мой мир»

Киян Татьяна
Программа комплексной подготовки воспитанников интерната к успешной социальной адаптации «Мой мир»

Программа комплексной подготовки воспитанников интерната к успешной социальной адаптации

«Мой мир»

Автор-составитель: воспитатель высшей

квалификационной категории

Т. И. Мамо

Новосибирск 2017

Пояснительная записка.

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено, выпускник поступает в учебное заведение, человек просто меняет местожительство. От того насколько успешно пройдет период адаптации, зависит дальнейшее обучение, или продвижение по службе, поэтому этой проблеме необходимо уделить наибольшее внимание. Необходимо учитывать состояние общества, в котором мы живем: неустойчивость общественных процессов, нарушение баланса социальной справедливости, и конечно, насилие, которым пронизано общество. Учитывая, что социализация - процесс усвоения форм и норм социального поведения, необходимо помнить, что подрастающее поколение усваивает те нормы поведения, которые мы им предлагаем практически, независимо от теории.

Публикация «Программа комплексной подготовки воспитанников интерната к успешной социальной адаптации „Мой мир“» размещена в разделах

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.

Программа социальной адаптации создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.

Работа по адаптации школьников проходит при поддержке психологической службы школы и решается через различные формы деятельности.

Цель программы : Развитие адаптивных возможностей и максимальное содействие развитию личности ребёнка, формирование здоровой, зрелой, целостной, социализированной личности, конкурентоспособной, способной к самореализации в социуме.

Задачи программы :

• Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).

• Формировать адекватную самооценку личности, нравственное самопознание, гражданское мировоззрение, преодолеть иждивенческие, потребительские качества воспитанников.

• Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем.

• Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.

• Развивать терпимость к различным мнениям.

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

• Формировать представления о семье, ее функциях, нравственных основах и значении в жизни каждого человека.

• Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.

• Расширять знания о видах труда и прививать положительное отношение к порученному делу.

• Предоставить оптимальные возможности для раскрытия и развития способностей воспитанников, развития умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции воспитанника во взрослое общество.

Актуальность программы заключается в том, что под адаптацией воспитанников к образовательной среде понимается многосторонний активный процесс его вхождения в новую социальную ситуацию развития : смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений, в новые требования образовательной среды, способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью, как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для воспитанника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие.

Программа курса рассчитана на воспитанников, воспитывающихся в школах-интернатах и включает следующие направления: личностное развитие; здоровый образ жизни; основы социализации и общения; семейное воспитание; нравственно – эстетическое воспитание; трудовое воспитание.

По каждому направлению педагоги работают 1 раза в неделю.

ПОНЕДЕЛЬНИК: личностное развитие;

ВТОРНИК: здоровый образ жизни;

СРЕДА: основы социализации и общения;

ЧЕТВЕРГ: семейное воспитание;

ПЯТНИЦА: нравственно – эстетическое воспитание;

СУББОТА: трудовое воспитание.

В конце года проводится диагностика уровней социальной адаптированности, нравственной воспитанности, интересов и склонностей воспитанников посредством таких методик, как:

Диагностика школьной мотивации.

Методика «Цветовая мозаика»

Методика «Направленность личности».

Цель: определить интересы и склонности учащихся.

Методика «Пословицы».

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Методика изучения социализированности личности воспитанников.

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

В конце прохождения курса занятий показывается открытое итоговое мероприятие.

Содержание программы

Раздел 1.

«Личностное развитие».

Мой автопортрет. Что мы можем сами. Чем я богат. Я – индивидуальность. Я отвечаю за свои поступки. Путешествие по лабиринтам памяти. Лесенка достижений. Учитесь улыбаться. Настоящий кадет. Ответственность. Расскажи мне обо мне. Моя дорога к себе и другим. Человек среди людей. Первые ростки дружбы. Моя комната. Домик моего «Я». Обаяние.

Индивидуальность развития «Моя высота». Мои желания, мои возможности. Саморазвитие. Самовоспитание и характер. Самосовершенствование. Волевые качества. Самоанализ. Самоуважение. Дороги, которые мы выбираем. Высокие и низкие цели. Разрешение конфликтов без насилия. Создание позитивных дружеских отношений. Знакомый незнакомец. Выражение себя (самовыражение). Жизненные цели. Признание различий – основа самооценки. Типологические свойства и темперамент. Особенности личности. Внешность. Общительность. Идеализм и цинизм подростков. Чувство взрослости. Имидж и твоя профессия. Счастье жить. Внешность подростка. Откровенный разговор. Одежда и мода. Познай самого себя.

Раздел 2.

«Здоровый образ жизни»

Витамины и их роль для здоровья. Группы витаминов. Режим дня. Закаливание. Правила закаливания. Что значит быть здоровым? Как правильно питаться. Ешь правильно и лекарство не надобно. Диета: за и против. Профилактика вредных зависимостей. Правила ухода за больными. Первая помощь.

Школа безопасности: лес, вода, дом. Профилактика простудных заболеваний. Личная гигиена. Правила ухода за собой. Применение средств личной гигиены. Гигиена жилища, одежды. Стирка, моющие средства.

Движение – жизнь. Профилактика ПАВ. О курении. Чума 21 века. Наркотики — оружие самоистребления. Учись говорить нет. Оружием знания против наркомании.

Средства поддержания здоровья: витамины, правильное питание, закаливание, занятие спортом. Здоровье близко – ищи его в миске: правильное питание, гигиена питания, полезные и вредные продукты. Гиподинамия. Этот суровый режим дня. Физическое развитие: норма и отклонение. Диета: плюсы и минусы. Опасные украшения. Полезные привычки. Личная гигиена. Жертвы моды.

Моя безопасность. Опасно – безопасно. Профилактика заболеваний. Оказание первой медицинской помощи. Поговорим о компьютерах : за и против, компьютер и здоровье. Гендерное поведение.

Раздел 3.

«Основы социализации и общения»

Мальчик с девочкой дружили: этика взаимоотношений. Нравственность и безнравственность: нормы поведения. Можно, нельзя, нужно. Пойми меня. Конфликт – плохой помощник в общении. Этикет или просто хорошие манеры. Вежливые слова. Культура спора. Правила: так надо, так нельзя. Как не прослыть неприятным человеком. Молодежная культура. Признание отличий между людьми. Общительность. Идеализм и цинизм подростков. Кодекс чести. Мир добрых дел. Зачем мы учится. Умеем ли мы не обижаться. Что значит быть добрым.

Права и обязанности. Подросток и закон. Ответственность. Особенности поведения в общественных местах. Что такое ДТП. Дееспособность. Соблюдение ПДД. Этические и правовые нормы поведения. Понятие «Гражданство». Паспорт гражданина. Конституционные права и гарантии РФ. Государственные символы России. Административные правонарушения и подросток. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Как обойти конфликты стороной. Учимся толерантности. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Поговорим о положительных коммуникативных отношениях. Виды общения. Молодежный сленг: плюсы, минусы. Этикет – это норма или закон?

Гражданственность и гражданин. Понятие «юридической ответственности» и «наказание». Я – гражданин РФ. Конституционные права и гарантии РФ. Административные правонарушения и подросток. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды уголовного наказания несовершеннолетних. Компании сверстников. Молодежные течения. Всегда ли подростковые течения безобидны. Подростковые группировки. Так ли безобидно мелкое хулиганство. Подростковая безнадзорность.

Как уберечься от мошенничества. Игромания. Как уберечься от вовлечения в преступление. Декларация прав ребенка. Использование своих прав. Секта: мифы и реальность.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети»Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети» Цель: Приобщить детей к театральной культуре. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Автор публикации:
Программа комплексной подготовки воспитанников интерната к успешной социальной адаптации «Мой мир»
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 16:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД