Лучший педагог года

Программа коррекционно-развивающего обучения по предмету музыка 1–4,5–8 класс

Татьяна Андреева
Программа коррекционно-развивающего обучения по предмету музыка 1–4,5–8 класс

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

По предмету МУЗЫКА

1-4 класс (Начальное общее образование)

5-9 класс (Основное общее образование)

Составитель

г. Полевской, 2019год

Структура программы.

Содержание.

1 .Пояснительная записка. Цели, задачи с учетом специфики предмета.

2. Общая характеристика предмета с учетом особенностей усвоения обучающихся.

Публикация «Программа коррекционно-развивающего обучения по предмету музыка 1–4,5–8 класс» размещена в разделах

Характеристика классов.

Проблемы обучающихся в классах коррекционно- развивающего обучения.

3 .Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предметная область. Межпредметные связи.

5. Планируемые результаты. Планируемые результаты коррекционной работы.

6. Содержание учебного предмета.

Организация коррекционно- развивающего образовательного процесса.

7. Тематическое планирование: НОО: 1-4 класс, ООО: 5- 9 класс.

Образовательные технологии. Коррекционные приемы.

8. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.

1 Пояснительная записка.

Начальное общее образование (1-4 классы)

Основное общее образование (5-9 классы).

Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г., авторской программы по музыке Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т. С. Шмагиной «Просвещение», 2011г.

Рабочая учебная программа по музыке НОО и ООО разработана и составлена на 3 года в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования, основного общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке- «Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011.

Изучение музыки в начальной школе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

• Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

• совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);

• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

• активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства обучающимся подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят : хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные классы». Авторы программы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина,М., Просвещение, 2007 с. 1-27*.

Календарно – тематического планирования представлено с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения, опубликованного в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений» М., Просвещение, 2007 г.

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• обогащение знаний о музыкальном искусстве;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы :

• развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

• понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

• освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

• изучение особенностей музыкального языка;

• формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение, а также – творческих способностей детей.

2. Общая характеристика учебного предмета

При получении Начального общего образования предмет Музыка является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства обучающимся подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят : хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Программа составлена для классов коррекционно-развивающего обучения на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ-п. 2.9.5.

для обучающихся в образовательном учреждении, имеющих ОВЗ на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ-п. 2.9.5.

Программа содержит цель :

Коррекционную работу – это система специальных приемов, методов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важным является активное воздействие на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, а не пассивное приспособление к слабым сторонам их психики.

Основная цель коррекционной работы – устранение причин затруднений в освоении основных образовательных программ общего образования, т. е. тех специфических причин, которые связаны с наличием у обучающихся недостатков в психофизическом развитии, а также предпосылок возникновения учебных затруднений.

В качестве целевой установки можно рассматривать оптимизацию интеллектуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством стимулирования психических процессов и формирования положительной мотивации на познавательную деятельность.

Задачи:

- обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом Министерства Образования РФ, учебным планом школы;

-развитие положительной мотивации к образовательному процессу;

- формирование умений и навыков связного и свободного изложения мыслей в устной и письменной речи;

- развитие памяти, внимания, работоспособности у обучающихся;

- развитие логического мышления обучающихся;

- выработка навыков работы с учебной книгой, справочными материала-ми;

- диагностика развития интеллекта и личностных особенностей с целью создания условий для перехода обучающихся в общеобразовательный класс основной школы.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются :

активизация познавательной деятельности обучающихся; повышение уровня их умственного развития; нормализация учебной деятельности;

коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

социально-трудовая адаптация.

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения школьников на (при получении основного общего образования) основной ступени образования :

1. Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения : осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др., развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.

2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность, формирование самостоятельности, гибкости мышления.

3. Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.

4. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).

5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; физическое закаливание, занятия спортом, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.

6. Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.

7. Системный разносторонний контроль за развитием подростка с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребенка, другими членами его семьи.

8. Обеспечение учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся (индивидуальные дидактические пакеты по предметам, адаптированные учебники, программы, методические рекомендации по изучению наиболее трудных разделов программ).

9. Социально-трудовая адаптация обучающихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений и др.).

Направления:

1. Социальное партнерство

как профессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения с внешними ресурсами по вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы социального партнерства в процессе реализации программы коррекционной работы :

-консультации работников образовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам обучения и воспитания, развития и коррекции недостатков, лечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

-участие работников внешних организаций и учреждений в заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

-разработка и выполнение совместных решений специалистов по вопросам сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

-совместное определение методов коррекционной работы с отдельными обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

-совместная разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Систему условий

-кадровые условия

-материально-техническое обеспечение

-информационное обеспечение

Условия реализации программы коррекционной работы :

3. Психолого-педагогическое обеспечение реализации программы коррекционной работы включает :

-перечень реализуемых педагогических технологий, используемых для обеспечения доступности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекции и компенсации имеющихся у детей недостатков

-перечень и направленность индивидуальных и групповых коррекционных занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

-перечень специализированных методических приемов, реализуемых в процессе коррекционно-развивающей работы и взаимодействия специалистов с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

-содержательная характеристика здоровьесберегающих условий.

Для качественной реализации коррекционной работы необходимо :

• четкое планирование коррекционных задач урока, коррекционно-развивающего занятия, программы;

• детальное представление планируемых результатов коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

• понимание того, какие процессы необходимо развивать у обучающихся на уроке, при изучении той или иной темы;

определение средств, с помощью которых можно развивать у обучающихся определенную функцию, психический процесс;

• понимание взаимосвязи психических функций и процессов.

Содержание коррекционной работы проектируется с учетом общих особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

• недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, интересов;

• несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность;

• истощаемость психических функций или инертность психических процессов;

• низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

• замедленное и ограниченное восприятие;

• недостатки речевого развития;

• недостатки развития мыслительной деятельности;

• отставание в развитии словесно-логического мышления;

• трудности в использовании символических, графических средств;

• недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

• низкая самостоятельность в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей помощи.

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает :

• формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

• начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

• приобретение знаний и умений;

• овладение УУД;

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку. Обучающиеся понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область «Искусство».

Образовательная область представлена программами по музыке и изобразительному искусству.

Основными задачами программы являются :

Музыка.

Содержание учебного курса определяется типовыми программами Мини-стерства образования РФ и Комитета по образованию по музыке.

Основными задачами курса являются:

- развитие музыкального вкуса, способности критического суждения о музыке,

- формирование обобщенного выразительного слушания музыки, ее интонации как средства передачи образного содержания,

- воспитание у обучающихся чувства внутренней сопричастности к духов-ной культуре своего Отечества и к мировой культуре,

- формирование социального опыта, опыта общения через активные формы участия школьников в музыкальном искусстве (хоровое пение, слушание и анализ музыкальных произведений, музыкальные импровизации, игры).

Содержание учебного курса определяется программой для общеобразова-тельных учреждений, а также самого образовательного учреждения.

4. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Учебный план.

В соответствии с учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю, из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах - 34 часа. В 5-8 классы-35 часов в год.

Учебный план разработан в соответствии с:

- Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства Российской Федерации № 288 от 12.03.1997 г. С изменениями от 10.03.2000 г.);

- Приказом Министерства образования РФ № 29/2065-р от 10.04.02 г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Приказом Министерства образования РФ №29/2065 от 10.04.02 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Приказом Комитета по образованию № 912 от 04.06.2003 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений «VII вида» (согласован с начальником Управления специального образования Министерства Образования Российской Федерации 08.05.2003 г.);.

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312;

- Распоряжением Комитета по образованию № 1729-р от 24.12.2007 «О формировании учебных планов образовательных учреждений.

Учебный план для классов КРО построен с учётом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с отклонениями в развитии этого вида.

Публикации по теме:

Хромотерапия в системе коррекционно-развивающего обучения старших дошкольников с ОВЗ Хромотерапия в системе коррекционно-развивающего обучения старших дошкольников с ОВЗ Филиппова Елена Алексеевна, педагог – психолог СП.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Социально-бытовая ориентировка. Заваривание чая» (8 класс)Конспект коррекционно-развивающего занятия «Социально-бытовая ориентировка. Заваривание чая» (8 класс) Тема: Заваривание чая Класс: 8 Цель: Формировать умение заваривать чай Задачи: • Актуализировать представления о чае; • Формировать умение.

Контрольно-измерительные материалы по предмету музыка Контрольно- измерительный материал 2 класс Контроль предметных результатов Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных,.

Коррекционно-развивающая программа. ’Абвгдейка’ для обучения грамоте дошкольников Коррекционно- развивающая программа 'АБВГДейка' обучение грамоте дошкольников Пояснительная записка С рождением ребёнка окружает множество.

Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда ДОУ «Игры с песком как эффективное средство коррекционно-развивающего обучения» Принцип «терапии песком» впервые был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Он утверждал, что это.

Презентация для урока-квиза по предмету «Музыка» 7 класс Тема урока: Стиль как отражение мироощущения композитора. Тип урока: урок развивающего контроля Цель урока:формирование у учащихся способностей.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Рабочая программа для учащихся 1–4 классов с умеренной и тяжелой УО по предмету «Музыка и движение» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таштагольская общеобразовательная школа-интернат №19 психолого-педагогической поддержки».

Рабочая программа по предмету «Информатика» (1–4 классы) Рабочая программа по предмету: Информатика (1 – 4 классы) учебник: УМК "Школа России" Информатика 1 – 4 классы авторы: Рудченко Т. А. ,.

Урок-квиз по предмету «Музыка», 7 класс Учитель высшей квалификационной категории Трофименко Юлия Владимировна. Урок музыки в форме КВИЗа, 7 класс. 1 четверть. Урок №8 Тема урока:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционно-развивающего обучения по предмету музыка 1–4,5–8 класс
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 05:33
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД