Папки-передвижки

Программа кружка «Тропинки в мир профессий»

Анастасия Горочкина
Программа кружка «Тропинки в мир профессий»

Цель программы

- Формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации старших дошкольников в будущем.

Задачи программы:

1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о труде людей;

2. Расширить у детей знания и представление о профессиях;

3. Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

4. Коррекция высших психических функций (мышление, память, речь, внимание);

Публикация «Программа кружка „Тропинки в мир профессий“» размещена в разделах

5. Спосоность развития у ребенка профессионального сознания

Ожидаемые конечные результаты реализации программы-

Овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий. Развитие способности трудится в коллективе.

Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду. Обогащения словарного запаса. Коррекция высших психологических функций.

Управление реализацией программы- Управление реализацией программы кружка осуществляет зам. заведующего по ВМР МБДОУ.

Основные исполнители программы-воспитатели.

Актуальность

21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации старших дошкольников в учебно – воспитательном процессе.

В настоящее время в школьных учреждениях накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации школьников.

Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками дошкольных учреждений.

Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное - это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

В старшей дошкольной группе, когда учебно - познавательная деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

В результате изучения комплексной программы кружка «Тропинки в профессию» старший дошкольник узнает:

основные сферы профессиональной деятельности человека;

основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

предприятия и учреждения микрорайона, города;

основные приёмы выполнения учебных проектов;

будет уметь:

оперировать основными понятиями и категориями;

рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

пользоваться информацией, получаемой на занятиях из художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;

выполнять проекты.

Этапы реализации кружка:

I этап - знакомство со всеми профессиями через труд.

II этап - углубление и расширение знаний о профессиях. Показать значимость каждой профессии для общества.

III этап - расширение представлений о мире профессий, создание условий для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности.

Формы и методы.

Профориентация в воспитательном процессе - это совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

В целях профессиональной ориентации используются такие методы работы, как беседа, игра, занятия.

Для старшего дошкольного образования характерны ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, праздники, которые формируют добросовестное отношение к труду, развивают интерес к будущей профессии.

Для старших дошкольников характерны приемы и упражнения, которые помогают в увлекательной форме решать развивающие и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.

Игровые методики для старших дошкольников включает в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворения, материалы о труде, которые очень нравятся детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых.

В работе используются литературные тексты: чтение сказок по теме труда, где решаются не только познавательные задачи - знакомство со словами, повышение словарного запаса, так и воспитательные - расширение знаний о мире профессий.

Значительными профориентационным материалом являются игры - ролевые, дидактические, в которых реализуются конкретная профессиональная деятельность.

Они способствуют расширению знаний старших дошкольников и разнообразии профессий, обогащают представление старших дошкольников о действиях представителей той или иной профессии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения комплексной программы «Тропинки в профессию»

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

• когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

• мотивационно- личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

• поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Ожидаемые результаты:

• участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

• расширение кругозора о мире профессий,

• заинтересованность в развитии своих способностей,

• участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,

• возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Содержание

«Все работы хороши» (2 ч). НОД с элементами игры.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок).Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак, ртомас (матрос, явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты. (нет рыбока, без дела жить-(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб, кто лекарство отпускает (аптекарь, кто дома строит (строитель).

«Кому что нужно»(2 ч). Дидактическая игра.

Вводное слово педагога. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кострюля и т. д.

Оденем куклу на работу (2ч). Дидактическая игра.

Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).

Здесь на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку подходящую для работ.

Мы строители (2ч). НОД с элементами игры.

Организационный момент. Игра. Строится из геометрических фигур. Физкультминутка. Просматривают м/ф. Игра со счетными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.

Магазин (2ч). Ролевая игра.

Мы идем в магазин (2ч). Беседа с игровыми элементами.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Разбор стихов. Вставьте буквы из списка, и вы узнаете, кто работает в магазине. Заведующая, продавец, товар, охранник, администратор товара. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?

Аптека (2ч). Ролевая игра.

Организационный момент. Игра. Строится из геометрических фигур. Физкультминутка. Просматривают м/ф. Игра со счетными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.

Больница (2ч). Ролевая игра

Какие бывают профессии (2 ч). Игровой час.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда. (не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?

С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»2ч). Чтение.

Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия. Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.

С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»(3 ч). Просмотр мультфильма.

Просмотр м/ф по произведению С. Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. Словарная работа.

В. Маяковский «Кем быть?» (2ч). Чтение текста.

Чтение текста. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.

К. Чуковский «Доктор Айболит»-2ч

игра-демонстрация, викторина

Уход за цветами. (2ч). Практическое занятие.

Профессия «Повар»(2ч). Экскурсия.

Вступительное слово воспитателя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.

Поварята. (2ч). Конкурс-игра.

Методические рекомендации к программе кружка «Тропинки в профессию».

Старший дошкольный возраст не является малозначительным с точки зрения профориентационной работы. Именно для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень любознательности. Взрослые пользуются у него большим авторитетом. Старший дошкольник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергаются влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет поручения, легко подвергаются влиянию внешних обстоятельств. Следовательно, необходимо отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в большей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся старшего дошкольного возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества.

К профориентационным играм, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это «Профессия на букву…». Кто использует в работе? (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу, «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью вопросов «Какой запах» цвет у профессии) «Связана ли работа с общением с людьми?». Профориентационная игра: «О счастливых» содержит вопросы относительно содержания, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.

Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик».

а) овощевод

б) банкир

в) воспитатель

В ходе работы по развитию у старших дошкольников представлений о профессиях и рынке труда можно использовать дидактические игры и сюжетно-ролевые игры. Они способствуют расширению знаний старших дошкольников о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах швеи, слесаря, плотника, врача.

Например, игры «По признаку подбери название инструмента», «Определи профессию». В игре принимает участие вся группа. У каждого ребенка есть перфокарта с двумя столбиками окошек.

На одном табло перечислены все признаки инструменты по назначению (для пиления древесины, для выпиливания по кривой из фанеры, для сверления диаметров разного размера, а на втором - название инструментов под номерами (напильник, пела, дрель).

Развитие представлений старших дошкольников о мире профессий осуществляется при помощи разнообразных приемов работы: разноуровненные коллективные творческие дела профориентационной направленности, профориентационные игры.

Приемы поведения профориентации на занятиях различны. Это короткие рассказы и беседы, просмотр учебных кинофильмов. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин», «Почта», «Библиотека». Например в игре «Магазин» ученикам предлагают исполнить роли кассира, продавцов, администратора.

С помощью профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсия и т. д.) формируются добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

Игровые методики для старших дошкольников включают в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых.

В работе используются литературные тексты по теме труда, что позволяет расширить знание о мире профессий.

В процессе работы можно проводить с учащимися разнообразные по целям и задачами беседы - вводные, по сообщению новых знаний, мини-лекций о содержании профессий. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним и задавая вопросы. В ходе лекции необходимо представить профессию максимально жизненно. Рассказ о профессии длится не более 5-7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда на мультимедийном экране).

Можно представить рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста. Лекция должна быть проведена на языке ребенка дошкольного возраста по плану:

- условия труда

-орудия труда

-история профессий

-интересные случаи.

Эффективность бесед повышает игровые моменты, инсценировки. Например, для беседы «Что из чего делается?». Вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа начинается с загадки - стоят в поле сестренки, желтый глазок, белые реснички. На каждой ресничке - вопросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барсева Л. Б. Обучение сюжетно- ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л. Б. Барсева – Санкт- Петербург. Издательство «СОЮЗ», 2001 – 412с.

2. Багрова О. В. Введение в мир профессий. / О. В. Багрова. / Волгоград. Издательство «Учитель», 2009 – 159с.

3. Козлова М. А. Классные часы 1- 4 кл. /М. А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.

4. Катаева А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии / А. А. Катаева – М. : ВЛАДОС, 2001 – 220с.

5. Стребеляева В. А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. / В. А. Стребеляева –М. : Издательство ВЛАДОС, 2001 -180с.

6. Сасова И. А. Экономика 2 кл. [ текст], тетрадь творческих заданий. / И. А. Сасова, В. Н. Земасенская. – М. : Вита-Пресс, 2007, 2008

7. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.

8. Маршак С. Я. Сказки, песни, загадки. / С. Я. Маршак – М. : Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.

9. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М. : Издательство «Детская литература», 1989 -310с.

10. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М. : Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.

11. Родари Д. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари –М. : Издательство «Детская литература», 1989 -15с.

12. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.

13. Френкель П. Л. Я расту. / П. Л. Френкель – М. : Издательство «Детская литература», 1986 – 56с.

14. Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М. : Издательство «Детская литература»…1989-…с.

Публикации по теме:

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера Программа кружка "Цветные палочки" для детей второй младшей группы. Кычкина А. Е Пояснительная записка. Ребенок по своей природе – исследователь,.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Тропинки в мир профессий»
Опубликовано: 16 января 2020 в 13:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД