Александра Лагутина
Программа кружка для детей дошкольного возраста в разделе познавательное развитие «Весёлый счёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждена на педагогическом совете
протокол №__от___
заведующей МКДОУ ДС №41
«Сказка» с. Константиновское.
___Фирсова Т. И.
Программа по дополнительному образованию
детей младшего дошкольного возраста в разделе
познавательное развитие «Весёлый счёт»
Воспитатель Лагутина А. А.
МКДОУ ДС №41 «Сказка»
с. Константиновское
2016г.
Пояснительная записка.
Дети дошкольного возраста испытывают трудности в усвоении математических категорий: количество, форма, время, пространство.
Публикация «Программа кружка для детей дошкольного возраста в разделе познавательное развитие „Весёлый счёт“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе.
Цель работы кружка «Весёлый счёт»: Сформировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста через использование элементов игровой деятельности.
Задачи:
1. Формирование начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
2. Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании.
3. Овладение математической терминологией.
4. Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития.
Ведущие принципы:
• Принцип психологической комфортности.
• Принцип деятельности.
• Принцип минимакса.
• Принцип непрерывности.
• Принцип целостного представления о мире.
• Принцип вариативности.
• Принцип творчества.
Условия:
• Обновление содержания воспитательно-образовательной работы.
• Создание предметно-развивающей среды.
• Оптимизация воспитательно-образовательного процесса
• Личностно-ориентированный подход.
• Мониторинг по определению уровня развития детей по формированию элементарных математических представлений.
Ожидаемые результаты развития ребёнка
Количество и счет
Научить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.
Научить устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Научить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше.
Научить понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него.
Научить называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов.
Научить согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным.
Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
Научить решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Геометрические фигуры
Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Научить приемам обследования зрительно-двигательным путем.
Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
Научить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Величина
Научить сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
Научить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Ориентировка во времени
Научить различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Научить различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Ориентировка в пространстве
Научить различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо.
Научить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа,вверху, внизу.
Научить двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
Логические задачи
Научить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
В работе кружка «Весёлый счёт» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Использование такого подхода является базой личностно-ориентированной модели обучения.
Программа включает 16 учебно-игровых занятий и тетрадь для выполнения заданий ребенком.
Опыт работы показал, что нет необходимости проводить занятий больше, так как многие математические понятия дети усваивают в процессе ознакомления с окружающим миром, на занятиях по рисованию, аппликации.
Задания группируются по разделам программы:
Количество и счет.
Величина.
Геометрические фигуры.
Ориентировка во времени.
Ориентировка в пространстве.
Логические задачи.
В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки знакомятся с числами от одного до пяти. Выполняя игровые упражнения, дети учатся понимать отношения между числами. Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.
Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) предложены задания не только запомнить их названия, но и соотносить эти фигуры с предметами окружающего мира.
Усвоению понятий в разделе «Величина» способствуют игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей развивается глазомер, зрительно-двигательная координация.
Для ознакомления с частями суток, временами года детям предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».
В программе есть задания на решение простых логических задач, выполнение которых способствует не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.
Каждое задание, предложенное в ходе кружковой работы, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.
Проведение занятий кружка «Весёлый счёт» предполагает работу с подгруппами из 6—8 детей.
Задания небольшие по объему, чтобы ребенок мог успешно справляться с ними.
Ребенку предоставляется возможность выполнять задания самостоятельно, а самое главное — оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки.
Иллюстративный материал в рабочей тетради не только связан с решением математической задачи, но и позволяет вовлечь детей в увлекательный процесс отгадывания загадок, закрепить знания о сказках, предметах и явлениях окружающего мира.
Интерес детей к художественному слову используется для повышения эффективности обучения.
Программа рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в месяц по четвергам согласно сетке занятий.
Перспективный план работы кружка «Весёлый счёт»
для детей II младшей группы
Воспитатель: Лагутина А. А. 2016 -2017 учебный год
[b]Сентябрь
Занятие 1[/b]
Ориентировка во времени. Утро.
Величина. Большой и маленький.
Количество и счет. Один и много.
Занятие 2
Ориентировка во времени. День.
Геометрические фигуры. Круг.
Количество и счет. Число 1.
Октябрь
Занятие 3
Ориентировка во времени. Вечер.
Величина. Высокий — низкий; закрепление: большой — маленький.
Количество и счет. Закрепление: один и много.
Занятие 4
Количество и счет. Закрепление: число 1.
Ориентировка во времени. Ночь.
Геометрические фигуры. Закрепление: круг.
Ноябрь
Занятие 5
Количество и счет. Число 2.
Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под.
Величина. Толстый, тонкий.
Занятие 6
Количество и счет. Закрепление: число 2.
Геометрические фигуры. Треугольник.
Ориентировка во времени. Осень.
Декабрь
Занятие 7
Количество и счет. Число 3.
Величина. Большая, поменьше, маленькая.
Геометрические фигуры. Треугольник.
Занятие 8
Количество и счет. Закрепление: число 3.
Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху.
Величина. Закрепление: большой, поменьше, маленький.
Январь
Занятие 9
Количество и счет. Сравнение чисел 2 и 3.
Величина. Большой, поменьше, маленький.
Логическая задача.
Занятие 10
Количество и счет. Число 4.
Геометрические фигуры. Квадрат.
Ориентировка во времени. Зима.
Февраль
Занятие 11
Количество и счет. Закрепление: число 4.
Геометрические фигуры. Квадрат.
Логическая задача.
Занятие 12
Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4.
Геометрические фигуры. Прямоугольник.
Март
Занятие 13
Количество и счет. Число 5.
Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький.
Ориентировка во времени. Весна.
Занятие 14
Количество и счет. Закрепление: число 5.
Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь.
Логическая задача.
Апрель
Занятие 15
Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5.
Геометрические фигуры. Овал.
Логическая задача.
Занятие 16
Ориентировка во времени. Времена года.
Геометрические фигуры. Закрепление: овал.
Ориентировка в пространстве. Закрепление: слева, справа.